Викторина quot Загадки и приметы народов Крайнего Севера quot

Праздники народов Севера

Народы Севера длительно время были вне влияния европейской цивилизации. Из-за своеобразного уклада жизни, у них сложилось свое понятие о жизни на земле и свои устои.

И главную роль в этом играла их сложившаяся веками языческая религия. Большое доверие и даже страх чукчи всегда испытывали к жрецам языческой религии — шаманам.

Для повышения своего авторитета и влияния на своих односельчан, шаманы выработали определенные ритуалы на многие случаи жизни.

Праздники народов севера

vyrezka-polosok

Ritual

Особенности праздников Севера

Этому способствовало то что из-за отсутствия письменности, все мифы об истории чукчей хранились в памяти у шаманов и передавались по наследству. Это послужило появлению в их жизни особенных ритуальных праздников связанных с временами года.

Вследствие особых климатических условий Крайнего Севера род деятельности чукчей разделился на две ветви. Одни племена занимались оленеводством, другие рыболовством. Это сыграло решающую роль как на их жизненном укладе, так и на их традициях, в том числе и на ритуальных праздниках. У чукчей оленеводов основными и наиболее красочными праздниками в течение года являются несколько таких.

Пэгытти

Пэгытти — чукотский Новый год, проводится в дни зимнего солнцестояния, 21 — 22 декабря, когда в созвездии Орла восходит звезда Альтаир. На чукотском она называется Пэгытти. Оленные люди издавна считали что небесные светила влияют на жизнь людей. И именно эта звезда почиталась у них больше остальных. До сих пор у чукчей принято умиротворять восходящую звезду Пэгытти жертвоприношением, что бы они могли благополучно пережить наступающую зиму. Для этого режут самого большого оленя и отдельную миску наполняют кровью и жиром. разжигают жертвенный костер, исполняют ритуальные песни и речитативы с просьбами о лучшей жизни. Шаманы исполняют ритуальный обряд.

При этом принято загадывать желания. Праздник сопровождается обильным угощением. После этого ночь начинает укорачиваться, а день расти. Праздник обычно проводят сообща, собираются люди из нескольких стойбищ.

Килвэй

Килвэй — это Праздник рождения телят. Проходит он в мае месяце, когда появляются на свет оленята. Само слово Килвэй произошло от «килкин» — пуповина и «вэнтыги» — освобождение, что вместе означает «освобождение от пуповины». Это праздник перехода маленького оленя к самостоятельной жизни.

detenysh

Еще зимой во время праздника Пэгытти специально для праздника Килвэй забивали самого упитанного оленя. Его тушу освобожденную от внутренностей, без головы и ног, замораживали и берегли до мая. Вот из этого размороженного мяса женщины готовят к праздничному столу ритуальную еду. Дробят и варят кости, из полученного костного жира готовят блюдо таляпалгын. Из вареного мяса грудинки блюдо мачо. Из свежего щавеля — варят рымавыт. Делают оленью колбасу. Из зелени мастерят фигурки оленей с рогами. Фигурку оленя и оленью колбасу укладывают на специальный ритуальный поднос. Голову с рогами и ноги откладывают отдельно, в стороне от чума, это угощение для духов покровителей охотников.

roga-i-kopyta

После рождения олененка у оленихи на 3-й день отпадают рога. Эти рога собирают к празднику. Именно поэтому Килвэ еще называют Праздником Рогов. В день праздника, до восхода солнца на подготовленном заранее месте, на ивовые кусты укладывают рога разветвлением в сторону от яранги. На них кладут шкурки молодых оленят, а сверху семейные амулеты. Между горкой рогов и ярангой разжигают ритуальный костер. Женщины выносят из яранги на доске для выделки шкур горячие оленьи уши и ритуальный поднос. Этим ритуальным блюдом «угощают» всё что находится здесь и вокруг: горящий костер, семейные амулеты, оленьи рога, кусты ивы, небо и солнце. Всему миру вокруг посылают просьбы и желания. Обычно в празднике участвует шаман который руководит всем обрядом, совершает ритуальный танец и выкрикивает заклинания.

Выльгыкоранматйэмын

Выльгыкоранматйэмын — это праздник осени, Праздник «молодого оленя». В сентябре стадо возвращается с летних пастбищ и проходит забой молодого оленя, оленя с тонкой шерстью. К этому празднику женщины стойбища готовят растительную еду, собирают листья. В день когда приходит стадо, мужчины на доску для разделки шкур укладывают пласты дерна и на них разводят жертвенный костер. Когда костер разгорится, двое мужчин берут доску на которой горит костер и с криками «Оэй! Оэй!» сбрасывают пласты дерна с горящим костром по направлению стада. Женщины бросают в сторону стада горящие угольки из костра, а дети стреляют их лука горящими стрелами. Этот ритуал с огнем якобы охраняет стадо от напастей. Старшая в роду женщина горящими ветками обмахивает оленеводов. Так сжигают — усталость и отгоняют злые духи.

Prasdnik olenya

Затем приносят жертвоприношение — забивают оленя. Но прежде чем забить оленя, обращаются к солнцу. Под тушу убитого оленя подкладывают зеленые ветви ивы. После чего «поят» тушу жертвенного оленя. Около забитого жертвенного оленя проводят ритуал «помазанье кровью». Кровью оленя мажут лоб, щеки, ладони, а иногда и другие места что бы отогнать злых духов и что бы дети не болели. Это так же считается знаком верности оленеводству.

Из туши оленя вырезают самые лакомные куски, ложат на специальное блюдо, нарезают кусочками и готовят жертвенное блюдо «инэнинтыткуркын». Рядом со входом в ярангу разводят костер на котором жарят печень, губы, копыта, и здесь же едят. Ребра сжигают в костре. После того как костер прогорит, на его месте садят куст ивы. Его укрывают так называемой «земляной ярангой». Есть примета, по которой если весной куст зазеленеет, то значит род жителей стойбища не угаснет, а наоборот будет процветать. Праздник Выльгыкоранматйэмын продолжается два дня. В эти дни важенок, у которых нет телят, забивают. Это делают под звуки бубнов и под камлание шамана.

Тыркыльыкоранмат

Тыркыльыкоранмат или День быка. В основу этого праздника положен обряд Благодарения — Мнэгыргын. В этот день позади яранги режут специально выбранного жертвенного оленя — рымнэвьё. Кровью убитого оленя мажут нарты, вход и основу яранги, семейные охранители рода и амулеты. Варят мясо оленя в большом котле и раскладывают по средине яранги на шкуре. Голову жертвенного оленя рымнэвьё ложат на священную доску – огниво. Вход в ярангу завешивают шкурами. Хозяева и гости располагаются вокруг. Разводят священный семейный огонь. На огне сжигают кусочки еды, тем самым «подкармливая» священный огонь. Хозяин или шаман стуками в бубен призывает духов предков и духов тундры на пиршество. Присутствующие поют песни и исполняют ритуальные танцы.

Ritual

Танцы посвящают своим богам Наргынэн, Вагыргын, Яйвачвагыргын. Считается что под эти песни и танцы добрые духи тундры, неба и воды прилетают в ярангу и принимают Обряд Благодарения. После пиршества принято духов выпроводить их яранги. Для этого стучат в бубен, выкрикивают «Эк! Эк!» и танцуют «Пучъэнимо» — очищение с одежды остатков зла.

Ritualny tanez

Со стороны это выглядит несколько комично, потому как у танцующих руки болтаются вдоль туловища, а в такт ударом бубна, танцующие на полусогнутых коленях качаются из стороны в сторону. Но что поделать, таков обычай.

У чукчей морских охотников есть свои праздники. Основные из них это: Праздник кита, Первый спуск байдары и Праздник моржа. Это тоже культовые праздники в знак благодарности за успешную охоту.

Польа

ПольаПраздник Кита, самый известный и яркий праздник все жителей побережья Северного Ледовитого Океана. Проводится в конце августа, сентябре. Принято накануне праздника встречать на берегу байдару с посланцами охотников о удачно добытом ките. В их честь разжигают костер, угощают и слушают их рассказ об удачной охоте. Прибытия охотников ожидает все поселение. Когда прибуксируют кита к берегу, их встречает старшая женщина в поселке — хранительницы национальных традиций. Под её руководством девочка с ритуальным деревянным блюдом проводит ритуал поения морского зверя. Всем миром Тушу кита выволакивают на берег. Потом охотникам дают специальные ножи, и они отрезают от туши кита полоски кожи и раздают их мальчикам будущим охотникам.

vyrezka-polosok

В разделке кита участвует все мужское население. Тушу кита обрезают так, что на берегу остается только его скелетный остов.

Все охотники приходят так называемый благодарственный обряд. Специально выбранное место устилают шкурами моржей. Из пластов снега с одной стороны возводят стенку. Устанавливают колья, на которых ложат весла, а сзади руль от байдары, делают, так сказать, символ байдары на суше.

Присутствующие начинают выкрикивают «О-ок-ок»«, и в круг выходят женщины в национальных одеждах с повязками из белых горностаевых шкурок поверх распущенных волос. Женщины воспроизводят охоту на кита в так называемом сидячем танце. После чего такой же танец исполняют и охотники. Это по сути своеобразное соревнование, победителям которого вручают призы. Во время праздника устраивают различные состязания: гонки на байдарках, перетягивание, чтение сказок о ките, различные байки охотников, бег наперегонки, борьба, стрельба, гонки на собаках.

Атыгак

АтыгакПраздник спуска байдары на воду или праздник начала весенней охоты. Проводится в начале лета, когда начинается сезон охоты на морских животных. В семьях где есть байдара её несут на берег, приводят в порядок и спускают на воду. В празднике участвуют все родственники и соседи.

baidaru na vodu

Мужчины занимаются лодкой, а женщины готовят еду: варят мясо, делают котлеты из мяса, и жира нерпы. Затем взрослые члены семьи совершают магический обряд — раскрашивают себе лица сажей, рисуют на лице несколько линий сажей вдоль носа, под глазами и на подбородке.

Потом идут на берег моря и приносят приготовленную еду. Владелец байдары режет мясо на мелкие кусочки и бросает их в море, делая жертву духам ветра и хозяину морских зверей. Часть мяса бросают в костер — это жертва духу огня. Так они привлекают себе удачу на охоте.

Читайте также:  Тест по теме quot Треугольники quot 5 класс

Наскуныхкылык

Наскуныхкылык — Праздник моржей, проводится в конце июля, когда начинаются сезон штормов и заканчивалась охота на моржей. В это день из ледника вынимают заготовленную тушу моржа. Приглашают шамана, который проводит обряд камлания, он выполняет ритуальный танец и бъет в бубен, созывая на угощение духов, которые сберегают охотника и приносят ему удачу. Потом Хозяин относит часть приготовленной еды на берег моря и бросает ее кусочками в воздух и в воду со словами: «Собирайтесь сюда все и кушайте!» Процесс разделки туши моржа довольно сложный и поэтому этому обучают детей с малых лет и уже юноши могут это делать самостоятельно.

Rejut morja

Мясо делят между родственниками, а череп моржа относят на жертвенную скалу «хозяйке морских зверей». Все семьи гуляют по очереди, приглашая к себе всех жителей поселка.

И хотя все праздники имеют культово — магическую основу, праздники постоянно присутствуют в быту народов Севера. Особое значение в этом играли и играют танцы. Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни. И при рождении, и на проводах ушедших в мир иной, и во время любых торжеств, будь то свадьба, удачный торг или договор.

Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Широко известны такие танцы, как «Охота на кита» и «Танец ворона». Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение. И хотя эти традиции уходят корнями в далекое прошлое, нынешнее поколение старается сохранить их, записывая на аудио на видео. Ну а некоторые музыкальные коллективы с успехом гастролируют с концертами во многих странах мира.

Источник

Викторина "Загадки и приметы народов Крайнего Севера"

1 ведущий: Сейчас, ребята, мы загадки вам загадки, а вы должны дать правильный ответ.

2 ведущий: Летом она зелёная, осенью — жёлтая, зимой — белая.

Дети: Тундра

Ночью на небе не зря
Разгорается заря:
Землю освещает
И небо украшает.

Дети: Северное сияние.

Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда.

Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает.

По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове,
Рогами защищается —
От врагов спасается.

По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днём на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит.

Дети: Полярная сова.

Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается?

Он мягкий, но не пух,
Зелёный, но не трава.

Олень от них убегает –
А они не отстают.

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, — прячет.
А в чум попадёт – плачет.

Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит.

Дети: Новорождённый оленёнок.

2 ведущий: “Приметы”.

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас, и вот — живут поныне
Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь,
И оцени старинные советы:
Но ты греха на душу не берёшь
За то, что помнишь отчие приметы.

Диалог двух учеников о приметах.

Если шумно хороводят вновь гагары над рекой.
Значит завтра быть погоде, да притом ещё какой!

Если чайки разгалделись на разбойном языке,
Значит, рыбы, в самом деле, густо водятся в реке.

Если чаще лемминг юркий под ногами стал шнырять,

Значит, мы песцовых шкурок сможем нынче много сдать.

Если рано-рано утром стелется весной туман,
Значит, жди крикливых уток из далеких тёплых стран.

Если днём погожим тундра не звенит от комара,
Значит, жди, что завтра утром разожжёт костры жара.

Если в тёплый день нежданно гуси к югу повернут,
Значит, ветры с океана снег и холод принесут.

Если малость поутихла только к вечеру пурга,
Значит, жди, неделю лихо будут вновь гулять снега.

Мы всегда должны помнить слова Леонида Лапцуя:

Будь милостив к природе человек!
Берёшь — бери не более, чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают в дружбе.

2 ведущий: К сожалению, в результате бездумного, потребительского отношения к природе многие животные, птицы и растения находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.

Мы призываем всех беречь нашу природу, её богатства!

1 ведущий: Наше мероприятие мы хотим закончить обращением ко всем людям:

Берегите травы, речку, лес и поле.
Не держите птиц, пожалуйста, в неволе!
Посмотрите, как красиво всё кругом.
Ведь природа — это тоже чей-то дом!
В гнёздах птицы голосисто нам поют.
А в лесах зверюшки разные живут.

Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,
И, конечно, нашу Землю берегите.
Пусть рассвет встречает небо голубое,
Будет легче на Земле нам жить с тобою!

Берегите эти земли, эти ветры!
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Источник

Восходящее солнце Талнаха Как веселятся и что празднуют коренные народы Севера

Кочевые народы Севера всегда жили в тяжелых условиях, им было не до развлечений. Тем не менее и у них были праздники — напрямую связанные с сезонными изменениями и традиционными промыслами. «Лента.ру» рассказывает о некоторых таких праздниках, а также о том, кто и как сохраняет традиции коренного населения Таймыра.

Скромное торжество

У эскимосов — народности, населяющей Чукотский полуостров и северную часть североамериканского материка — три основных праздника: начала весенней охоты (Атыгак), моржей (Наскуныхкылык) и кита (Поля). Их названия говорят сами за себя.

Праздник начала весенней охоты еще называют праздником спуска байдары на воду. Эскимосы торжественно спускают эти легкие быстроходные лодки к морю, а женщины на берегу готовят угощение из мяса и трав, собранных прошлым летом. Все раскрашивают себе лица сажей, совершая магический обряд, который, как считается, дарует удачу на охоте, и приносят жертвоприношение духам, кидая куски еды в воду.

Праздник моржей и праздник кита, как несложно догадаться, тоже посвящены промыслам. Первый отмечается с приходом штормовой погоды, после того, как охотники возвращаются с добычей. Второй начинается, когда особо удачливому эскимосу удается забить кита, надолго обеспечивающего питанием поселок. Оба праздника сопровождаются магическими ритуалами и танцами.

У других коренных народов Севера свои праздники. Ханты и манси отмечают в апреле Вороний день, когда прилетают первые птицы — вороны. Таймырские народы исполняют обряды почитания оленя, оживления бубна, еще у них есть праздник чистого чума. Но в насколько аутентичном виде они дошли до нашего времени?

Обрывки памяти

«Если говорить об исторической достоверности, нам, людям пришлым, судить сложно», — говорит заведующая Талнахским филиалом Музея Норильска Лада Захватихата. По ее словам, хотя этнографы стараются глубоко изучать культуру северных народов, им никогда не удастся проникнуть в нее настолько, чтобы дать ответы на все вопросы. Представители коренных народностей — сами по себе люди скрытные. «Они прикидываются, будто все нам рассказывают, но раскрывают далеко не все обычаи и традиции, так как не считают нас своими», — пояснила Захватихата.

Среди них действительно остались те, кто обладает этим знанием, однако их немного — культура, которую несли в край русские переселенцы, сильно повлияла на представителей коренных народностей.

Молодежь коренных народов тоже хочет жить в квартире, в тепле и уюте, мало кто готов вести кочевой образ жизни, пасти оленей и ловить рыбу. Все стремятся получить образование и работу, или как минимум получать пособие и жить на него. По словам Захватихаты, среди северных народов распространена пагубная тяга к алкоголю.

И даже старики, хранящие традиционные обряды и верования, о многом уже не знают. «Мы задавали вопрос ненцам об интересных орнаментах у них на одежде, и они не могли сказать, что эти фигуры значат», — посетовала заведующая музеем. Хотя есть предположение, что эти геометрические фигуры говорили о социальном статусе человека, половой принадлежности, возрастной категории (старый и уважаемый человек, или еще молодой и не имеющий права на определенный рисунок на одежде).

Талнахский филиал Норильского музея старается сохранять остатки культуры коренных народов. В его фондах — хорошая этнографическая подборка, но хранить и перевозить эти предметы сложно, а выставлять — еще сложнее, ведь для них нужны особые условия хранения, иначе они рассыхаются, приходят в негодность. При этом музей достаточно часто закупает редкие этнографические предметы, пытаясь сохранить их по мере возможности.

Праздник восходящего солнца

В 2015 году на грант «Норникеля» Талнахский филиал Норильского музея устроил большой праздник Хэйро — встречи солнца.

— Этнографическая тема у нас очень широка, — рассказывает Лада Захватихата. — На территории Таймырского полуострова проживает пять коренных народов: долганы, нганасаны, ненцы, энцы и эвенки. Мы хотели подробнее рассказать населению края об их обычаях. Талнах находится в 25 километрах от Норильска, но северные условия не позволяют местным жителям часто ездить туда на этнографическую выставку. У нас такой постоянной экспозиции нет, предметов из фондов всегда выставлялось очень мало.

Под празднование Хэйро представителям Талнахского филиала Норильского музея хотелось и хорошую выставку организовать, и приобрести какой-то интерактивный материал для этнографических занятий в детских садах и школах (например, «Кто в тундре живет», «В гости к северянам», «Звуки тундры», «Сказки тундры», «Игры детей народов Севера»). «Обсудили, подумали и решили подать заявку на грант по этнографической теме, которая не слишком хорошо и полно отражалась у нас в Талнахе», — объяснила Захватихата.

Читайте также:  Вопросы для девушки и парня для сближения

Фото: Александр Мищенко / Russian Look / Globallookpress.com

Сотрудники музея и до 2015 года регулярно проводили праздник встречи солнца Хэйро, но он был небольшим и местечковым. На все уходило 45 минут: детям рассказывали о традициях и легендах праздника. «Но нам захотелось привлечь в музей индивидуального посетителя, не только организованные детские группы», — пояснила заведующая филиала.

Грант удалось выиграть, и 30 января 2015 года большой праздник состоялся. «Людей было очень много, буквально приходилось закрывать двери, — вспоминает Захватихата. — И это притом что мороз на улице стоял несусветный — минус 44 градуса».

Под этот проект были приглашены гости из Дудинки, которые поставили возле здания филиала музея большой шестиметровый чум. На улице можно было отведать блюда национальной кухни, получить ответы на любые вопросы. Тот, кому удавалось проникнуть в музей, когда гардероб немного разгружался, мог поучаствовать в празднике в помещении, поиграть в национальные игры, побывать в стойбище и покормить его духа, изготовленного из дерева. Была и концертная программа — приезжали гости из поселка Караул, из Дудинки, выступали местные музыканты. Праздник длился почти четыре часа, а если с учетом уличной площадки, то даже пять с лишним — практически целый день.

Фото: Russian Look / Globallookpress.com

Теперь это крупное культурное событие проходит в Талнахе ежегодно. «Но конечно, надо понимать, что был грант, денег выделили достаточно много, — пояснила Захватихата. — Мы сделали хорошую выставку, представили интересные экспонаты из фондов филиала музея и смогли пригласить дальние коллективы». Сейчас нет приглашенных гостей, потому что привозить их достаточно накладно, но музей проводит праздник своими силами, привлекая местную молодежь, исполняющую этнические танцы.

Для привлечения местных посетителей и туристов музей старается расширить тематику экспозиции. В 2014-2015 годах в музее организовали новые практические занятия — по играм народов Севера, звукам тундры. Были закуплены музыкальные инструменты коренных народов севера, а также чум и большие настоящие нарты.

Лада Захватихата особенно подчеркнула, что занятия, которые проводит музей, помогают приезжим из Дагестана и Казахстана, желающим обосноваться в регионе, понять эту землю, об истории и обычаях которой они обычно не имеют никакого представления. На этом музейные работники не собираются останавливаться и обещают продолжить совершенствование Талнахского филиала Норильского музея.

Источник

Вопросы о празднике севера

Автор: Колесникова Елена Владимировна

Организация: МБОУ г. Мурманска СОШ № 49

Населенный пункт: г. Мурманск

Технологическая карта

Тема раздела

Тема изучения

Традиционные праздники народов Севера. Праздник Севера

Цели

Сформировать представление

Ввести

Научить использовать

Основное содержание темы, термины и понятия

Знакомство с традиционным праздником народов севера — Праздником Севера, её основными видами спорта, памятными сувенирами

Планируемый результат

Личностные умения

традиционным праздникам; — позитивное отношение к процессу составления фрагмента рассказа о Полярной олимпиаде.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

— объяснять понятие «Олимпиада»; «Значок»

использовать приобретённые знания при составлении фрагмента рассказа о Полярной олимпиаде.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание по алгоритму;

— вносить необходимую корректировку в текст;

выполнять учебное действие в соответствии с планом; — оценивать правильность выполнения учебного задания.

Коммуникативные умения:

формулировать корректное высказывание;

— выполнять учебные действия в рамках учебного диалога;

— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата

Предметные умения

— об истории Праздника Севера, её основных видах спорта;

о структуре памятных значков.

— необходимые элементы для составления макета значка.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Технология

Тема «Народные промыслы».

Демонстрационный материал: памятные значки, посвящённые Празднику Севера

Интерактивный материал: карточки с учебными заданиями.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

  • Мотивировать к изучению темы.
  • Стимулировать эмоциональноценностное отношение к проблеме.
  • ввести понятие «олимпиада».

Из десятка разных стран

Собрались спортсмены к нам.

Вам названье вспомнить надо

Этот «слёт» …(Олимпиада)

А что же такое олимпиада? (Подготовленный ученик читает определение из толкового словаря, говорит о видах олимпиады)

В нашем городе есть Музей истории полярных олимпиад. Среди экспонатов музея много интересных фотографий спортсменов – победителей, информация о традиционных видах спорта, эмблема олимпиады, а также памятные значки. (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

А что же такое «значок» (Подготовленный ученик читает определение из толкового словаря, говорит о видах олимпиады)

А о чём они могут нам рассказать? Рассмотрите их (О: вид спорта, город проведения, год проведения)

В последние годы значок перестали выпускать. Ребята, давайте попробуем эту традицию возобновить?

Как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься?

Что для этого надо сделать? Нам не хватает знаний об этом празднике и о структуре значка.

  • создать условия для развития у младших школьников положительного отношения к учебному труду;

проявлять интерес к новому.

Познавательные умения:

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Структура памятного значка

Цели:

  • Сформировать представление школьников о Празднике.
  • Стимулировать интерес и желание знать национальные праздники народов севера.

— находить в тексте необходимую информацию в соответствии с поставленным заданием;

— согласованно работать в группе;

— представлять результаты работы группы.

Первый наш шаг — это рассмотреть значки прошлых лет. На ваших столах лежат значки. Рассмотрите их внимательно и скажите, какие обязательные элементы присутствуют на каждом значке. (СЛАЙД 2)

Предметные умения

о структуре памятных значков.

— необходимые элементы для составления макета значка.

Блок Б. Изучение истории Праздника Севера

Цели:

— выделять обязательные элементы в структуре памятных значков;

— выполнять задания в группе.

Сегодня на уроке я разделила вас на группы, в которых вы и будете работать. Давайте вспомним правила работы в группе: (слайд 3)

1) Работайте дружно.

2) Выслушайте мнение товарища до конца.

3) Не перебивайте друг друга.

4) Работайте тихо, не мешайте другим.

Второй шаг — это изучить информацию о празднике. На ваших столах лежат листы с историей Праздника Севера. Прочитайте текст. (Листы с заданием передаются капитану из каждой группы) А в это время я прошу одного человека от каждой группы выйти ко мне для получения группового задания

Я прошу одного человека от каждой группы выйти ко мне и представить результат вашей работы.

(СЛАЙДЫ 4, 5, 6)

Физминутка

  • несёмся все вперёд. Дети принимают позу лыжников

Пусть опасен поворот Имитация объезда поворота, влево – вправо

  • ввысь, смело вниз. Дети поднимаются вверх и опускаются вниз.
  • мчись! Ель, сосна, посторонись. Дети машут руками вперёд, назад.

Пусть свирепствует мороз – состоится лыжный кросс!»

Регулятивные умения: — вносить необходимую корректировку в текст.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

— об истории Праздника Севера, её основных видах спорта.

Блок В. Составление макета памятного значка

Цели:

• Установить степень освоения темы, а именно умения:

— составлять макет значка в соответствии с заданием, работая по алгоритму;

— представлять результат своей работы в соответствии с планом рассказа.

Мы переходим к третьему шагу. Сейчас вы в группах создадите свой макет значка. Для этого на ваших столах лежат основы для макета и в конвертах приготовлены силуэты спортсменов, названия праздника и города, год проведения.

На экране записаны этапы выполнения макета значка, но порядок нарушен (Этапы работы на экране). Прочитайте и скажите мне. какой этап будет первым? вторым? третьим? четвертым?

(СЛАЙД 7)

Алгоритм выполнения макета значка

1. Подготовить необходимые материалы.

2. Выбрать силуэты и основу для композиции.

3. Составить композицию.

4. Соединить детали для получения макета значка.

Первая группа создаёт значок для спортсменов — лыжников, вторая группа — гонок на оленьих упряжках, а третья — современных видов спорта.

После изготовления макета в группе подготовьте небольшое выступление – представление вашей работы.

Представитель от каждой группы выйдет к нам и расскажет:

1. Макет, для какого вида спорта вы изготавливали. (Мы представляем вам макет значка для…)

2.Какие силуэты вы использовали и почему. (В нашей работе мы использовали силуэты…, потому что…)

3. Считаете ли вы, что ваш макет соответствует заданию. (Мы считаем, что нам удалось \ не удалось выполнить задание и наш макет может \ не может быть использован для изготовления значка для соревнований)

А пока вы будете работать, я приглашаю ко мне по одному человеку от каждой группы для выполнения ещё одного ответственного задания.

Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения:

— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

— уметь составлять композицию в соответствии с заданием;

— определять необходимые элементы для составления макета.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

  • Стимулировать интерес, воображение к процессу составления фрагмента рассказа для экскурсовода об истории Полярной олимпиады.
  • Научить:

— использовать приобретённые знания и умения для выполнения учебного задания;

— планировать своё действие в соответствии с учебным заданием;

— представлять результат своей деятельности.

Читайте также:  Понятие и сущность глубинного интервью как метода маркетинговых исследований

Этап интеллектуальнопреобразовательной деятельности включает:

— выбор варианта задания (информативный, импровизационный);

— самоорганизацию по выполнению задания:

— представление результатов деятельности.

Ребята представили себя в роли экскурсовода в Музее истории полярных олимпиад. На их столе лежали два листа с заданиями. На первом листе фрагмент рассказа об олимпиадах.

На втором листе вопросы об истории праздника Севера. Подумайте и решите все вместе, какое задание вы выберите, и выполните его

Информативный вариант

Прочитайте фрагмент рассказа и дополните его информацией по смыслу.

Первый праздник Севера прошёл в __________. В соревнованиях приняли участие ___________. Визитной карточкой Полярной олимпиады считаются _____________________________. В последние годы большую популярность получают ____________ виды спорта.

Слова для справок: экстремальные, лыжники, гонки на оленьих упряжках,1934 году.

Импровизационный вариант

Помогите экскурсоводу составить фрагмент рассказа для экскурсии, используя вопросы:

1. В каком году появился Праздник Севера?

2. Что является «достопримечательностью» Праздника Севера?

3. Какие соревнования стали «визитной карточкой» Полярной олимпиады?

4. Какой вид соревнований появился в годы войны?

5. Где проводятся соревнования Полярной олимпиады ?

Личностные умения:

— творческое отношение к процессу составления рассказа о своей стране.

Познавательные умения:

— выполнять задание, используя приобретённые знания и умения;

— выбирать вариант выполнения задания.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Предметные умения:

— составлять фрагмент рассказа для экскурсовода об истории Полярной олимпиады.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат своей деятельности;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I. Задание

Закончите предложения: (СЛАЙД 8)

  1. Для меня важно и интересно было узнать о Полярной олимпиаде, потому что.
  2. Для меня важно и интересно было узнать о строении значка, потому что .

Самооценка

II. Задание

А сейчас мне бы хотелось узнать, довольны ли вы своей работой.

  • Если вы очень собой довольны, поднимите руки вверх и сложите их в рукопожатие.
  • Если вы просто довольны, поднимите вверх две руки.
  • А если не очень — одну руку.

Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

  • Соотнести полученный результат с поставленной целью.
  • Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о традиционном празднике народов севера — Празднике Севера.

Сформировать представление о строении памятных значков.

Ввести правила пользования компасом, алгоритм определения сто рон горизонта.

Научить использовать приобретённые знания и умения при составлении фрагмента рассказа для экскурсовода.

Ключевые умения

Личностные умения:

проявлять позитивное отношение к процессу создания макета памятного значка, фрагмента рассказа для экскурсовода .

Познавательные умения:

использовать приобретённые знания при составлении фрагмента рассказа о Полярной олимпиаде.

Регулятивные умения:

выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

формулировать корректные высказывания.

Предметные умения:

рассказывать об истории Полярной олимпиады, её основных видах спорта, о структуре памятных значков.

Заполняется учителем по окончании изучения темы.

Список использованной литературы:

3. Дубницкий М. А., Храповицкий А. С. Праздник Севера. — 2-е изд., испр. и доп.. — Мурманск: Мурманское книжное издательство, 1984. — 145 с.

Источник



Праздник Севера в Мурманске. История праздника Севера

Зимние виды спорта в России примечательны своим разнообразием. Демонстрация таких способностей обычно проходит на севере страны, так как там находится большинство лыжных трасс. Мурманск — это крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он является столицей таких мероприятий. В нем находятся 296 спортивных сооружений, из них дворцы спорта, стадионы, бассейны, лыжные базы, горнолыжные центры и так далее. Ежегодно он принимает большое количество спортсменов со всей страны, которые собираются продемонстрировать свои многочисленные таланты.

Как же называется главное зимнее мероприятие страны? И как оно повлияло на спортивную жизнь России? Расскажем далее в статье.

Характеристика спортивного торжества

Праздник Севера – это главное мероприятие по зимним видам спорта, которое проходит в начале весны в Мурманске. Почему же выбрали именно этот период?

Для подготовки горнолыжных трасс требуется достаточно много времени, в особо холодное время (январь-декабрь) это невозможно, так как снег сыпется ежедневно и почти беспрерывно.

Также в зимний период проходит полная организационная подготовка, на регистрацию в соревнованиях отводится целых три месяца, и желающих набирается достаточно много. Ограничений никаких нет, все будут допущены к участию, как только пройдут процесс регистрации. Главное, обладать сильным здоровьем и бодрым расположением духа.

Истоки мероприятия

Первый праздник Севера прошел 30 марта в 1934 году. Специфика этого торжества заключалась в том, что в соревнованиях принимали участие только лыжники. На то время конкурсантов было недостаточно много, но популяризация праздника привела к тому, что число желающих значительно увеличилось.

Организаторы мероприятия в то время сошлись во мнении, что спортивную программу необходимо смешать с военной подготовкой. Поэтому в план торжества ещё вошли дополнительные конкурсы по стрельбе.

Даже война не смогла повлиять на русские традиции. Праздник Севера продолжался в том же духе, спортсмены были настолько охвачены энтузиазмом, что направлялись на соревнования прямо с фронта.

Послевоенная активная спортивная жизнь

После окончания страшных фашистских действий на территории Советского Союза праздник набрал двойные обороты. Организаторы разрабатывали новые концепции, которые бы смогли привлечь больше молодой аудитории, так как на рассвете спортивных соревнований возраст участников начинался от тридцати лет.

В 1961 году была представлена дополнительная программа, которая открыла новые возможности для школьников и студентов. Организаторы позаботились о честности и создали отдельную категорию участников, которая была отделена от взрослых, профессиональных спортсменов. Это была юниорская группа, которая проходила специальную подготовку перед самими соревнованиями.

1962 год ознаменовался тем, что в перечень состязаний добавился хоккей с шайбой. К тому времени Праздник Севера уже имел полную комплексную программу, в которой могли принимать участие представители любого зимнего вида спорта.

Выход на новый уровень

1971 год стал не менее знаменательным для этого торжества. Праздник Севера (фото соревновательного процесса имеются в статье) вышел на мировой уровень и собрал на мероприятиях немало иностранных представителей зимних спортивных игр. Это были участники из Болгарии, Венгрии, Соединенных Штатов, Кореи и так далее.

Также в этом же году в программу были включены первые соревнования парашютистов, а уже ближе к 1974-му начали проводиться состязания по биатлону.

С 1984 года праздники народов севера начинаются торжественной церемонией открытия, идея была позаимствована с Олимпийских игр. В день открытия происходит зажжение праздничного огня, затем его несут по всей центральной площади города.

Современные соревнования

Каждое десятилетие приносило свои изменения в это торжество. Если рассматривать начало двухтысячных годов, то с этого периода начали больше преобладать экстремальные виды спорта: скалолазание, кайтинг и виндсерфинг. В дальнейшем добавились и неординарные разновидности: футбол на снегу, состязания для заядлых рыбаков по закидыванию удочек.

Следует отметить, что из года в год люди сами предлагают новшества и добавляют разнообразия в праздник Севера. Мурманск постоянно принимает гостей, приехавших для участия в спортивных соревнованиях. Для повышенного комфорта мероприятие перенесли далеко за пределы самого города, в лесной массив Долина Уюта. Это мощный спортивный комплекс, где созданы все условия для проведения спортивного мероприятия.

Но всё же организаторы не останавливаются на одном единственном месте в области и стараются найти новые альтернативы для большого праздника.

Одной из изюминок этого замечательного спортивного праздника является марафон, который объединяет сразу несколько государств. Название говорит само за себя – «Лыжня дружбы». Соревнования подобного рода появились относительно недавно, после 1994 года.

Это лыжные гонки, которые проходят на территории нескольких государств – России, Норвегии и Финляндии. Самое главное, что для участия не потребуется возиться с документами. Даже если вы иностранец, то без проблем сможете принять участие без загранпаспорта.

Открываем сезон 2015!

Этот год стал переворотным для спортивного торжества, так как оно проходило в селе Больше Уки. Праздник Севера на славу удался, и приехавших участников было хоть отбавляй. Несмотря на то что поменялось место проведения соревнований, энтузиазма не убавилось, и все с большой охотой участвовали в различных конкурсах.

Также проходило множество пресс-конференций, на которых организаторы отвечали на все интересующие вопросы.

Участники были активны во всех сферах спорта, а также в тех нетрадиционных видах, которые были описаны ранее.

Интересные факты

Каждый год соревнований делает историю конкурса и открывает новые возможности для участников. За столько лет проведения мероприятия произошло множество интересных событий, информация о которых собрана в архиве. Представляем вашему вниманию несколько интересных фактов:

Именитым комментатором праздника Севера являлся Вадим Синявский – известный журналист, радиовещатель, основатель первой советской школы спортивного комментирования.

В 2009 году мероприятие вошло в список победителей конкурса «Семь чудес на краю света» по результатам народного голосования.

Также спортивный праздник не обошелся без чествования многократных чемпионов. Среди мужчин выделился Сергей Долидович, представитель Белоруссии (семь побед), из женщин — Юлия Чепалова из Хабаровска (три победы).

Благодаря этому мероприятию Россия вошла в крупнейшие организации по зимним видам спорта: Euroloppet, Russialoppet и Союз марафонов «Лыжная Россия».

Открывайте в себе новые таланты, которые смогут вас привести на вершину Олимпа, в этом поможет замечательный праздник Севера. Лыжные гонки в особенности раскроют спортивный потенциал и покажут то, насколько быстро можно одолеть конкурента.

Невзирая на то что в конкурсе могут участвовать профессионалы, возможно, именно вы преодолеете все препятствия и получите главные призы.

Источник

Викторина "Загадки и приметы народов Крайнего Севера"

1 ведущий: Сейчас, ребята, мы загадки вам загадки, а вы должны дать правильный ответ.

2 ведущий: Летом она зелёная, осенью — жёлтая, зимой — белая.

Дети: Тундра

Ночью на небе не зря
Разгорается заря:
Землю освещает
И небо украшает.

Дети: Северное сияние.

Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда.

Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает.

По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове,
Рогами защищается —
От врагов спасается.

По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днём на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит.

Дети: Полярная сова.

Кто в жестокую пургу
Роет норку в снегу,
В снежок зарывается,
От холода спасается?

Он мягкий, но не пух,
Зелёный, но не трава.

Олень от них убегает –
А они не отстают.

С неба летит – пляшет.
Всё, что есть в тундре, — прячет.
А в чум попадёт – плачет.

Радость пастуха оленевода
На четырёх палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит.

Дети: Новорождённый оленёнок.

2 ведущий: “Приметы”.

Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет
Дошли до нас, и вот — живут поныне
Сам рассуди, где мудрость в них, где ложь,
И оцени старинные советы:
Но ты греха на душу не берёшь
За то, что помнишь отчие приметы.

Диалог двух учеников о приметах.

Если шумно хороводят вновь гагары над рекой.
Значит завтра быть погоде, да притом ещё какой!

Если чайки разгалделись на разбойном языке,
Значит, рыбы, в самом деле, густо водятся в реке.

Если чаще лемминг юркий под ногами стал шнырять,

Значит, мы песцовых шкурок сможем нынче много сдать.

Если рано-рано утром стелется весной туман,
Значит, жди крикливых уток из далеких тёплых стран.

Если днём погожим тундра не звенит от комара,
Значит, жди, что завтра утром разожжёт костры жара.

Если в тёплый день нежданно гуси к югу повернут,
Значит, ветры с океана снег и холод принесут.

Если малость поутихла только к вечеру пурга,
Значит, жди, неделю лихо будут вновь гулять снега.

Мы всегда должны помнить слова Леонида Лапцуя:

Будь милостив к природе человек!
Берёшь — бери не более, чем нужно.
Тогда и звери свой клыкастый век
С тобой, разумным, скоротают в дружбе.

2 ведущий: К сожалению, в результате бездумного, потребительского отношения к природе многие животные, птицы и растения находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.

Мы призываем всех беречь нашу природу, её богатства!

1 ведущий: Наше мероприятие мы хотим закончить обращением ко всем людям:

Берегите травы, речку, лес и поле.
Не держите птиц, пожалуйста, в неволе!
Посмотрите, как красиво всё кругом.
Ведь природа — это тоже чей-то дом!
В гнёздах птицы голосисто нам поют.
А в лесах зверюшки разные живут.

Позаботьтесь вы о тех, кто беззащитен,
И, конечно, нашу Землю берегите.
Пусть рассвет встречает небо голубое,
Будет легче на Земле нам жить с тобою!

Берегите эти земли, эти ветры!
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!

Источник

Эвенские загадки с ответами

ЭВЕНКИЙСКИЕ ЗАГАДКИ

Широко распространены у эвенков загадки, которые по своим ответам относятся к человеку, природе, к предметам и животным. Народ ими увлекается и часто устраивает шумные вечера загадок и отгадок, где наряду со старыми загадками тут же придумываются и отгадываются новые.

Загадки выражаются в виде вопроса или образа, отличаются краткостью, образностью и реалистичностью.
Чаще всего общий вопрос: Это что? (Tap экун?) задается перед тем, как начать загадывать, а затем в вопросительной интонации идет содержание вопроса.

К одной и той же отгадке загадка может быть сформулирована по-разному.

Например, загадка о ВОДЕ:

Идет, идет и не устает;
Какая еда всех слаще;
Что нельзя вычерпать;
Идет без конца;
Какое самое лучшее лекарство? и т.д.

К отгадке ОГОНЬ:

Кто никогда не наедается;
Замерзнем — греет нас;
Все кушает — не наедается, а попьет — умрет? и т.д.

Загадки, состоящие из одного слова , даются в вопросительной интонации:

Сангнянмудяран? Дымит? Отгадка — туман.
Сонгодерон? Плачет? Отгадка — дождь.
Загадки бывают и из двух слов: Окин-да дегдэдерэн? Всегда горит? Отгадка — солнце.
Упкаттук дяличитмар? Всех умнее? Отгадка — человек.

Бывают загадки и целыми фразами. Например:

Бабушка идет и плачет? Отгадка — туча.
Не костер, а греет? Отгадка — солнце.

Некоторые загадки выражены четверостишием. Например:

Не человек, а сердитый.
Не зубы, а кусаются.
Тронешь — укусит.
Пойдешь — не отпустит. Отгадка — капкан.

С неба упал,
Долго лежал.
Тепло стало,
В речку убежал. Отгадка — снег.

По образцу древних загадок строятся и новые. Например:

Не шаман, а лечит? Отгадка — врач.
Поет, говорит, а кушать не просит? Отгадка — радио.

Учащиеся школы творчески переводят русские загадки. Оставляя содержание, придают им свою привычную форму. Например, русские загадки.

Если встану — небо достану? Отгадка — дорога.
Кто из чума костер прогнал? Отгадка — печка.
Как отмечалось, загадки по отгадкам охватывают разную тематику. Например:

Кто всех лучше? Отгадка — мать.
Девушка пляшет среди берез, платье у нее красное? Отгадка — язык среди зубов.
Два человека рядом живут, друг друга из-за горы еще не видели? Отгадка — глаза, нос.
Без языка, не слышит и идет? Отгадка — тень человека.
Вокруг озер люди стоят, друг друга бьют? Отгадка — вокруг глаз ресницы.
Десять человек льдинки несут? Отгадка — десять пальцев с ногтями.

Читайте также:  9259 Какие затраты определяются в главе первой сводного сметного расчета quot подготовка территории строительства quot

Природа:

Идет, идет, никогда не отдыхает? Отгадка — река.
Кто всех богаче? Отгадка — лес.
Кто всех сильнее? Отгадка — вода.
Ног нет, рук нет, рисовать мастер? Отгадка — мороз.
С неба светит, белое молока сосет? Отгадка — солнце и снег.

Животные:

Кто и лесу всех сильнее? Отгадка — муравей.
Живет в лесу писарь, что напишет не прочитаешь? Отгадка — короед.
Не люди, а еду на зиму запасают? Отгадка — белка и бурундук.
У кого брови красные? Отгадка — у глухаря.
Ног нет, а пойдет — не догонишь? Отгадка — рыба.
Кто себя одним когтем поднимает? Отгадка — белка.
В лесу котел кипит? Отгадка — муравейник.
Сначала круглый, потам бегает? Отгадка — яйцо, цыпленок.
Сам черный, брови белые? Отгадка — турпан.

Источник

Исследовательская работа Эвенкийские загадки

Что такое загадка?
III. Исследовательская работа…………………………………………стр2. 1.Выявить отличие и сходство русской загадки от эвенкийской. 2.Значение загадок в жизни эвенка. 3.Виды эвенкийских загадок.

IV.Заключение…………………………………………………………………стр5 V. Список используемой литературы……………………………………. стр6

Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни.

Жанр загадки принадлежит всем народам, и всё же везде он проявляется по-разному, ведь в каждой стране своя культура, свои предметы обихода. Наши русские загадки знакомы нам с детства, большинство из них мы знаем наизусть и можем с легкостью разгадать. Цели: найти сходство и различие эвенкийской и русской загадки, узнать, какое значение имеет загадка в жизни эвенка. Задачи: выявить отличие эвенкийской загадки от русской; раскрыть значение загадки для эвенков; узнать на какие группы делятся эвенкийские загадки . Актуальность

Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе русской загадке отводится особое место, но мы решили побольше узнать о загадке эвенкийского народа. Объект: устное народное творчество Предмет исследования: загадки Проблема: В чём кроется тайна эвенкийской загадки?

II.Основная часть. Что же такое загадки? Загадки — это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Слово «загадка» — древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление. Загадка — это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их — это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник . Загадки, пожалуй, самый активный жизнеспособный вид устного творчества. Они распространены повсюду и передаются от поколения к поколению, являясь отображением среды и природы, в которой с детских лет живёт человек. III. Исследовательская работа. 1.Выявить отличие и сходство русской загадки от эвенкийской. В самом начале своей работы мы поработали со сборниками русской и эвенкийской загадки. Первое, что мы выяснили, это то, что эвенкийская загадка содержит вопрос. Например: Все кушает — не наедается, а попьет — умрет? (огонь). Русская же может подаваться любой форме ( стихотворение, проза, шарада, ребус и т.д.) Если сравнить загадки народов Севера с русскими загадками — то можно сделать вывод о том, как родились эти загадки. И русские люди, и эвенки подмечали сходство по форме, по звуку, по действиям каких-то явлений природы и тех предметов или животных, которые всегда у них были перед глазами, чаще всего использовались в быту либо жили рядом с ними: тарелки, ножницы, ковш, рыба, хлеб, овцы, волки и так далее. Например: «Много говорит, а бездомная» (Кукушка). Это сатира на кукушку. Она много говорит, кукует, а своих кукушат бросает, гнезда своего не имеет. Очень много у эвенков и загадок об орудиях труда. Связаны они и с кочевым образом жизни. Загадки эвенков отражают и предметы быта, заимствованные у русских. Например: «Мышь тащит кишки» (Игла) или:

«У старушки живот шероховат» (Наперсток).

«Посредине моря огонь горит» (Самовар). А загадка о льде у русских почти совпадает с загадкой эвенков: Эвенкийская Русская В воде не тонет, Ни в огне не горит. В огне не горит? Ни в воде не тонет. Ещё загадка об игле с ниткой. Великий зверь бечеву Конь стальной, от носа имеет? хвост льняной. (Иголка с ниткой) (Игла с ниткой Так как эвенки все-таки жили в основном в лесах, они удалены от цивилизации, то техники рядом с ними никогда не было, то загадки игла — зверь, то есть то, что ближе было к народам Севера. А в русской загадке прогресс, так сказать, на лицо, «конь стальной» (трактор) — игла. А вот другие загадки: эвенкийские русские

Два брата друг друга Маленький, кругленький,
не видят? (Глаза) а до неба докинешь. (Глаз)

Красную лису в красной Всегда во рту,

норе привязали, и она а не проглотишь,
никак убежать не может? (Язык) (Язык) 2.Значение загадок в жизни эвенка. Значение загадок велико в жизни эвенков. В древности у всех народов загадки имели большое значение. При помощи загадок люди расширяли познание мира у подрастающего поколения. Загадки служили одним из способов испытания мудрости. Еще до недавнего времени у эвенков загадка была связана с обрядом посвящения юноши в самостоятельного мужчину с проверкой его зрелости. Так, после удачной охоты на крупного зверя в чуме молодого охотника собирались сородичи. Во время угощения старейший рода задавал юноше загадки. Если юноша давал правильные ответы и получал одобрение у присутствующих, он говорил слово «давдым» (я победил, одолел, выиграл). Если же он затруднялся дать правильный ответ, то отец его говорил: «давдаран» (не осилил, сдался, проиграл). Перед каждой загадкой старейший протяжно произносил: «кэ!» (ну). В чуме стояла тишина. Все следили за испытуемым. После того, как старейший рода произносил: «Ну, достаточно», — отец испытуемого объявлял результат: «Всё же победил!». Дважды, трижды, семь раз, в зависимости от того, сколько загадок было отгадано. Загадки широко бытовали и в повседневной жизни. Их загадывали обычно вечером, причем мужчины загадывали мужчинам, женщины — женщинам. 3.Виды эвенкийских загадок. По своему содержанию загадки делятся на следующие темы: 1) Человек и человеческое тело. 2)Жилище и предметы домашнего обихода. 3)Орудия труда и промысла. 4)Природа и явления природы. 5) Животный и растительный мир. 6)Современные загадки. У разных эвенкийских групп имеются разные варианты об одном и том же предмете. Например: «Вокруг озера куропатки сидят» (Зубы), или: «Внутри горы овцы пасутся» (Зубы). Во второй группе все загадки отражают быт эвенков: чум, остов чума, таган, дверь, седло, нарта, котел, чайник. Загадки третьей группы отражают орудия труда, промысла: лук, стрела, ружье, капкан, сеть, невод и т.д. Загадки последних двух групп касаются природы, окружающего мира, животных, растительности.

Читайте также:  Королевство чисел Сказка про счет от 1 до 100 5

Например: «Шкура лежит большая, вся в дырочках» (Звезды).

Во время работы над проектом мы выяснили, что в наших библиотеках очень мало источников с эвенкийскими загадками. Поэтому с ребятами нашего класса мы решили выпустить планшет «Эвенкийские загадки», который будет храниться в классе и им могут пользоваться ребята других классов.

Итак при работе мы выяснили, что эвенкийская загадка в отличии от русской содержит вопрос. Содержание загадок зависит от условия проживания народов. Загадки эвенков были тесно связаны с обрядом посвящения юноши в самостоятельного мужчину.

Источник

Эвенские загадки с ответами

Недавно в рамках краевой акции «Перекресток культур» в нашей библиотеке прошел цикл лекций-обзоров «Литературная Россия без границ». Одна из лекций «Писатели, поэты народов Красноярского края» была посвящена таким авторам, как Огдо Егоровна Аксенова, Эльдар Алихасович Ахадов, Любовь Прокопьевна Ненянг, Наталья Марковна Ахпашева, Алитет Николаевич Немтушкин, Роман Харисович Солнцев, Алексей Гучинович Балакаев, а также Николай Константинович Оёгир.

Н. К. Оёгир. Работа Сергея Салаткина

Николай Константинович Оёгир (1926-1988) родился 15 марта 1926 года в стойбище на озере Еромо, которое относилось к Чириндинскому родовому совету. В возрасте 10 лет Коля начал работать приемщиком рыбы, кочевал с оленьими стадами и охотился. В 1955 году Николай Оёгир выучился в колхозной школе на счетовода, и многие годы проработал в этой должности.

Стихи Николай Оёгир начал писать, будучи курсантом колхозной школы. В 1961 году в газете «Советская Эвенкия» было опубликовано его первое стихотворение, а с 1964 года он начал печататься в газете «Красноярский рабочий», журналах «Москва» и «Дальний Восток».

Николай Константинович очень любил писать на эвенкийском языке. Ему, как сыну своего народа, родной язык был очень дорог. Он говорил: «Мне легко писать, когда мысли летят на моем языке…».

«Язык родной! Язык далеких предков,
Как сказочно и мудро ты звучал.
Ты высветил мне прошлое эвенков:
О чем народ мой пел, о чем молчал.

Язык эвенков! Голос твой высокий
По жизни помогает мне идти.
И я живу в трудах, зарубки-строки
На память оставляя по пути».

Переводы его стихотворений на русский язык выполнили Аида Федорова и Вячеслав Пушкин, которым Николай Оёгир всегда был очень признателен.

С детства Николай Оёгир любил слушать сказки, легенды, которые рассказывали старые эвенки, и после встречи с ученым-североведом, доктором исторических наук Василием Николаевичем Увачаном Николай Константинович по-новому взглянул на свое творчество, занялся изучением северной литературы. Материалы по эвенкийскому народному творчеству и фольклору, которые собирал Николай Константинович, позднее стали публиковаться в газетах. Но Николай Оёгир мечтал издать книгу:
«Я хочу их издать. Чувствую в этом свой долг перед земляками. У эвенков есть такая мудрость: человек приходит в мир ни с чем, всё оставляя людям, он должен и уйти. Этой мудрости следую в жизни».

В 1986 году в Красноярске выходит сборник собранных им эвенкийских народных сказок, преданий, загадок, примет, наставлений «Человек сильнее всех» («Илэ упкаттук энгэситмэр»). Они были записаны на эвенкийском языке Николаем Константиновичем Оёгиром и опубликованы в пересказе Виктора Ермакова на русском языке.

Только недавно в 2016 году издательством «Сибирские промыслы» было издано переиздание этой замечательной книги. Книга вышла в красочном оформлении художника Сергея Салаткина. По изданию 1986 года были воспроизведены предисловие Алитета Немтушкина и пересказ Виктора Ермакова.

Николай Константинович Оёгир всю жизнь записывал эвенкийские народные сказки, предания, загадки, приметы и наставления. В его работе над фольклором отражена история эвенков, в частности отголоски вражды с древними аборигенными племенами чулугды, по ним можно судить о том, как складывалось мировоззрение северного народа, основанное на бережливом, уважительном отношении ко всему сущему. Стоит отметить, что это общая черта, свойственная всем сибирякам – уважать жизнь.

Писатель Алитет Немтушкин, говоря о творчестве Николая Оёгира, по достоинству оценил значение его работы:
«Богатый и красочный эвенкийский фольклор еще недостаточно записан и очень слабо изучен. Многое уже потеряно навсегда. Поэтому записи Н. К. Оёгира представляют огромнейший интерес».

Н. К. Оёгир родился и вырос в тайге и потому так тонко чувствовал природу. Он говорил: «У эвенка два родителя: фольклор и родная природа». Вот почему Николай Константинович много времени и сил тратил на сбор и обработку эвенкийский сказок, легенд, пословиц, поговорок и наставлений. В них звучит мудрость народа. Это может почувствовать каждый читатель книги «Человек сильнее всех».

Читайте также:  Какие риторические вопросы и восклицания чтеца выразить победу над неодолимыми трудностями н слесков про

Эвенкийские сказки обычно начинались с вопроса познавательного характера: «Почему гагара по земле ходит», «Почему у кукушки на голове завитые перья» и т. д. Главная тема сказок — борьба со злом. Сказки позволяли детям узнавать, чем питаются животные, в них раскрывались качества и свойства предметов, говорилось о способах их починки, если они ломались. Эвенкийские сказки учат думать о завтрашнем дне, они наполнены любовью к родному краю и природе, к которой человек не должен относиться потребительски, а должен быть бережливым хозяином своей родной земли.

Источник



Эвенские загадки с ответами

Загадки баунтовских эвенков

С горы выстрелило, тепло стало.(Солнце)
Семь мужчин караван ведут, не привязали его.(Большая медведица)
Круглый камень из дома виднеется.(Луна)
Большая шкура, вся дырками сверкает.(звездное небо)
Какого человека в жаркие дни ждут все народы?(дождь)
Какого человека осенью все охотно ожидают?(снег)
Какого человека ждут рыбаки, возвращаясь на лодке домой?(ветер)
Старушка к небу убежала.(дым)
Корней нет, листьев нет, а растет. (камень)
Само желтое. К себе много людей зовёт.(золото)
Седой старичок век живет.(Байкал)
В Байкале много, в Лене и Витиме нет.(омуль)
В тайге и на сопке — красивый кумалан.(брусника)
Упала снежинка и не тает.(седой волос)
Два одинаковых мужика всегда вместе бывают.(унты)
Днем ходит, ночью отдыхает.(шапка)
Из берлоги мышь выглядывает.(пуговица в петле)
Режет — крови нет, едет — следа нет.(лодка)
Какой шаман остался в Багдарине и будет всегда жить?(метеостанция)
По горе ходил, по реке плавал, в город вернулся.(геолог)
Где могут встретиться эвенки всех земель?(в Москве, на выставке)

Загадки северобайкальских эвенков

Едет, едет человек: шесть ног, две руки, две головы.(всадник)
Дни и ночи старушка поет, камлая. (река)
По середине степи чашка опрокинута.(пуп)
Старушка ест, не наедается.(котел)

Загадки баргузинских эвенков

Старший брат с младшим друг друга увидеть не могут.(глаза)
Внутри дома пегие привязаны.(зубы)

Наталья Комарова

Старые эвенкийские загадки, собранные Николаем Оёгиром

Красную лису в красной норе привязали, и она никак убежать не может. (Язык во рту)
Две собачки в беге соревнуются и визжат, а перегнать одна другую не могут. (Полозья санок)
Старик на огне сидит, поднимает шапку и поет. (Чайник)
Десять парней белые льдины на себе таскают. (Ногти на десяти пальцах)
Два парня соревнуются, один другого никак перегнать, не могут. (Ноги человека)
На горе два сохатых кормятся, за всю жизнь так и не увидят друг друга. (Уши человека)
Вокруг озера девушки «Ёхорьё» танцуют. (Ресницы)
Стоя на берегу озера, люди то разбегаются, то сбегаются и хвойными ветками бьются. (Ресницы)
Белый олень приходит, когда черный олень уходит. (День и ночь)
На гладком льду рыбу покрошили. (На небе звезды)
Собака туда-сюда бегает, визжит и белую строганину выплевывает. (Рубанок и стружка)
Два брата все вокруг видят, а друг друга увидеть не могут. (Глаза)
Под крышей большого чума подошва унтайки висит-сушится. (Луна на небе)
Белая старуха до неба подняться хочет, но не может. (Дым из отверстия чума)
Всю жизнь его кормят, а он не наедается. (Огонь)
Гусь крыльями машет, из воды вылететь хочет, но никак подняться не может. (Лодка с веслами)
Живет невидимкой, а любого богатыря с ног валит и побеждает. (Сон)
Два медведя веревку друг у друга тянут, ни отобрать, не перетянуть не могут. (Потакуи — вьючные мешки на олене)
Два больших дерева рядом стоят, зимой падают, весной опять вырастают. (Рога оленя)
Два оленя рядом стоят, на зиму одежду снимают, а весной надевают. (Рога оленя)
Золотой маут натянут, а никто за него зацепиться не может. (Солнечный луч)
Один старик утром и вечером красную шапку надевает. (Вершина горы на закате и на рассвете)
На одной большой горе — стоптанные унтайки. (Уши)
Между двух озер — гора. (Нос)
Что самое главное у человека? (Ум)
Днем бывает голодное, а ночью — сытое. (Одеяло)
Один человек все время есть просит.(Котел)
Два человека по обеим сторонам озера стоят, а приблизиться не могут. (Ушки у котла)
Два парня хотят друг друга увидеть, а не могут. (Глаза)
Вокруг озера белые куропатки сидят. (Зубы)
Два старика друг друга туда-сюда тянут. (Ручки двери)
Две девочки летом бегают, а зимой отдыхают. (Летние унты-олочи)
Голова деревянная, сама из травы, ноги каменные. (Сеть)
Без рук, без топора, а дом сделан.(Гнездо птицы)
Пять человек в одном доме живут. (Камусная рукавица)
Мышь с длинным хвостом то в нору прячется, то из норы выскакивает. (Иголка с ниткой)
Сидит бабушка, вся в дырочках. (Наперсток)
Неживое, но человека сильнее. (Ружье)
Один старик под водой ходит, оленей ловит. (Сети)
Большая шапка. Когда ночь настанет — пуговицы видны. (Небо, звезды)
Какой олень быстрее всех бегает? (Ветер)
Неживое, а ходит, плачет, сердито разговаривает. (Туча, дождь, гром)
Один старичок в белой шапке сидит. (Снег на пеньке)
Старики вечно в воде сидят да водой обливаются. (Острова)
Котлы разбросанные вверх дном стоят. (Кочки)
Вокруг озера белые камни поставлены. (Зубы)
Если улетает, обратно не возвращается. Когда подлетает, сразу исчезает. (Искра)
Когда черный олень приходит, люди умирают. (Ночь)
Когда белый олень приходит, люди оживают. (День)
Одноногий человек один никогда по дороге не ходит. (Охотничий посох)
Один старик четыре раза одежду меняет. (Год)

Источник

Adblock
detector