Визуализация данных психолого педагогических исследований типа таблиц рисунков графов и т д

Визуализация данных психолого-педагогических исследований (типа таблиц, рисунков, графов и т.д.)

3. Способы графического и табличного представления результатов исследования……………………………………………………………………. 9
4. Шкалирование………………………………………………………. 12
5. Форма представления результатов исследования……………….…16
Заключение……………………………………………………………….20

Список использованных источников………………………. ………. 21

Вложенные файлы: 1 файл

Визуализация.doc

Визуализация данных психолого-педагогических исследований (типа таблиц, рисунков, графов и т.д.)

Содержание

Введение………………………………………… …………………….….3

1. Этапы анализа данных………………………………………………. 5

2. Представление данных в наглядной форме…………………………. 6

3. Способы графического и табличного представления результатов исследования……………………………………………… ……………………. 9

4. Шкалирование……………………………………………… ………. 12

5. Форма представления результатов исследования……………….…16

Заключение…………………………………… ………………………….20

Список использованных источников………………………. ………. 21

На всех стадиях педагогического исследования обработка фактического материала составляет сердцевину научного поиска. Следует, однако, заметить, что каким бы искусным аппаратом для этого ни обладал автор научной работы, решающим остается достаточный набор фактического материала, его полнота, репрезентативность. И напротив, если исследователь не способен обработать накопленную информацию, то никакое ее обилие и разнообразие не дают возможности надлежащим образом подготовить добытые материалы для следующего шага — интерпретации. Основным способом обработки полученных данных представляется статистическая обработка педагогических материалов [3, c.47].

Визуализация данных – наглядное представление данных. Для этого можно использовать как табличное представление, так и различные формы графического изображения. Человек часто намного более продуктивно и быстро воспринимает информацию в виде зрительных образов.

Визуальный анализ данных призван вовлечь человека в процесс отыскания знаний в данных. Основная идея заключается в том, чтобы представить большие объёмы данных в такой форме, где человек мог бы увидеть то, что трудно выделить алгоритмически. Чтобы человек смог погрузиться в данные, работать с их визуальным представлением, понять их суть, сделать выводы и напрямую взаимодействовать с данными [3, c.49].

Цель контрольной работы: рассмотреть визуализацию данных психолого-педагогических исследований (типа таблиц, рисунков, графов и т.д.)

Задачи контрольной работы:

— изучить этапы анализа данных;

— охарактеризовать особенности представления данных в наглядной форме;

— рассмотреть способы графического и табличного представления результатов исследования, шкалирование;

— раскрыть формы представления результатов исследования.

1 Этапы анализа данных

В процессе подготовки и анализа данных, как правило, присутствуют следующие основные этапы:

1. Сбор первичных данных для анализа. Наблюдая и измеряя характеристики объекта, педагог-исследователь собирает первичный статистический материал. Дальнейшая задача состоит в выдвижении статистической гипотезы на основании темы и цели исследования.

2. Ввод данных в компьютер. Данные исследований необходимо ввести в компьютер и сохранить. Ввод данных может осуществляться ручным набором чисел с клавиатуры или же экспортом из файла в каком-либо формате. Введенные данные обычно отображаются в форме электронной таблицы или матрицы данных, где столбцы представляют различные переменные (рост, вес, цвет глаз), а строки – измерения значений этих переменных.

3. Преобразование данных. Проводится группировка данных, то есть распределение их на однородные группы в соответствии с интересующими исследователя признаками. Данные в каждой группе упорядочиваются — классифицируются, сортируются, структурируются, подсчитывается частота событий. Нередко также требуется удаление из введенных данных высокоамплитудных значений, которые могут быть результатом некорректных измерений или замена пропущенных (неизмеренных) значений.

4. Визуализация данных – наглядное представление данных. Для этого можно использовать как табличное представление, так и различные формы графического изображения. Человек часто намного более продуктивно и быстро воспринимает информацию в виде зрительных образов.

5. Статистический анализ — статистическая обработка полученных количественных данных, заключающаяся в вычислении некоторых статистических характеристик и оценок, позволяющих проверить нулевую гипотезу.

6. Интерпретация и представление результатов. В творчестве ученого, занимающегося проблемами педагогики, самой сложной считается задача интерпретации полученного и обработанного фактического материала. К сожалению, исследователи нередко избегают этап обсуждения фактов и переходят сразу к выводам [3, c.49].

Конечно, хорошо обработанные материалы, упорядоченные и оформленные в таблицы, статистические изображения могут служить базой для выводов. Однако без всестороннего обсуждения, с ходом которого должен быть ознакомлен читатель, выводы будут мало или вовсе необоснованными и неубедительными, да и сам исследователь многое теряет. Из поля его зрения выпадают ценные характеристики фактического материала, которые невидимы, то есть визуально не просматриваются, но существенно влияют на выводы.

Основная цель интерпретации выявление и фиксирование комплекса характеристик обработанного материала, на основе которых открывается возможность обнаружить и объяснить основные тенденции и сформулировать выводы.

Отметим, что важнейшим условием объективного истолкования обработанных данных выступает научная квалификация исследователя: его эрудиция, способность к ассоциативным мыслительным действиям. Естественно, что, чем квалифицированнее в той области, где ведется поиск, исследователь, тем основательнее обсуждение и богаче его результаты [2, c.22].

2 Представление данных в наглядной форме

Большую роль при анализе данных играет владение некоторыми специальными способами представления полученных данных в наглядной краткой и схематизированной форме.

Табличный способ изображения данных позволяет представить качественные и количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).

Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами (столбцами), имеющими какие-либо функционально-логические связи. В результате в матрице обнаруживается наличие или отсутствие связи между различными факторам педагогического процесса.

Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение выборки, а по оси “Y” значение, порядок признака, частота события.

Композиция графика – это сочетание всех его элементов. График должен привлекать внимание, обеспечивая в то же время легкость его прочтения и усвоения. Немаловажной задачей композиции графика является художественная и эстетическая сторона его оформления.

Правила построения графиков:

1. Необходимо провести тщательный отбор из имеющегося цифрового статистического материала тех данных, которые будут изображены на графике (далеко не все полученные данные следует изображать графически).

2. Выбрать тот вид графика, который по мнению исследователя наиболее ярко будет отражать полученные данные.

3. Название графика должно быть ясным и полным, отражающим содержание и имеющим при необходимости особые пояснения.

4. Надписи и легенда располагаются, как правило, в нижней или правой части диаграммы.

5. Цифры шкалы следует наносить слева и снизу или вдоль осей. Горизонтальную шкалу (по оси абсцисс) необходимо строить слева направо, вертикальную (по оси ординат) — снизу вверх.

4. Если числовые данные не включены в диаграммы, желательно их представить рядом в табличной форме.

5. Густота координатной сетки должна быть оптимальной, не затрудняющей чтения графика.

6. Допускается количество различных цветов на графике не более трех.

7. Если графики отражают серию наблюдений, рекомендуется ясно обозначать все точки, соответствующие отдельным наблюдениям [2, c.34].

Виды графиков:

1. Линейный график – передает изменения в некоторых мерных числах, например, изменение средних оценок контрольных работ, проведенных в одном классе в течение учебного года.

2. Гистограмма представляет собой разновидность графика, в котором по оси “Y” откладываются частотные (интервальные) значения какой-либо группировки, в результате чего график становится “ступенчатым”.

3. Полигон частот – на базе полигона частот строится гистограмма, разница между ними заключается в том, что в полигоне частота интервала сведена к его центру, а при гистограмме частоты изображают равномерно в пределах всего интервала.

4. Кумулятивный график частоты (накопляющее распределение частоты) – частота отдельных интервалов совокупности рассматривается кумулятивно, то есть к частоте каждого интервала прибавляются частоты всех предыдущих интервалов.

5. Диаграммы сопоставляют количественную информацию в виде площадей различных фигур (круг, прямоугольник, сектор, цилиндр, пузырьки и др.).

Читайте также:  Самомассаж как позаботиться о коже самой в домашних условиях

Графы — особый вид графического отображения данных результатов; это фигура, состоящая из точек (вершин), соединенных отрезками (ребрами). Вершины графа могут обозначать различные компоненты педагогического процесса, параметры, факторы, а ребра отношения и связи между ними. Графы (как модели) часто применяются на этапе прогнозирования эксперимента, а на обобщающем этапе с ними сопоставляются результаты. Простейшим примером графа служит “дерево” целей [2, c.44].

Схема статистических графиков по форме графического представления

3 Способы графического и табличного представления результатов исследования

Табличный способ изображения данных позволяет представить качественные и количественные данные с кратким сопроводительным объясняющим текстом. Таким текстом служат название таблицы, раскрывающее связь между числовыми рядами, и внутренние заголовки таблицы (указывающие измеряемые признаки, место, время, единицы измерения и т. п.).

Матрица представляет собой разновидность таблицы со строками и рядами (столбцами), имеющими какие-либо функционально-логические связи. В результате в матрице обнаруживается наличие или отсутствие связи между различными факторам педагогического процесса.

Графики еще более наглядно, чем таблицы, отображают изменение экспериментальных данных. Графики строятся в прямоугольной системе координат, в которой на оси “X” отмечается значение выборки, а по оси “Y” значение, порядок признака, частота события.

Композиция графика – это сочетание всех его элементов. График должен привлекать внимание, обеспечивая в то же время легкость его прочтения и усвоения. Немаловажной задачей композиции графика является художественная и эстетическая сторона его оформления.

Правила построения графиков:

1. Необходимо провести тщательный отбор из имеющегося цифрового статистического материала тех данных, которые будут изображены на графике (далеко не все полученные данные следует изображать графически).

2. Выбрать тот вид графика, который по мнению исследователя наиболее ярко будет отражать полученные данные.

3. Название графика должно быть ясным и полным, отражающим содержание и имеющим при необходимости особые пояснения.

Источник

Анализ результатов исследования

Общие результаты эмпирического исследования сформированности синдрома «эмоционального выгорания» психологов образовательной сферы представлены в таблице, в Приложении 1. Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко представлены на диаграмме 1.1.

Рис 1. Результаты исследования по методике «диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко».

Проанализировав данные, представленные в диаграмме 1.1, можно сделать вывод о том, что наиболее явными сформировавшимися симптомами эмоционального выгорания в группе испытуемых являются такие симптомы как: симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств», симптом неудовлетворенности собой и симптом «тревоги и депрессии» 44%.

Профессиональная неудовлетворённость распространяется и на другие сферы жизни: семья, друзья, знакомые, родственники. В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора.

Эти симптомы перерастаю в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы. Симптом «тревоги и депрессии» является крайней точкой в формировании I фазы «напряжения» при развитии эмоционального выгорания.

В группе испытуемых также преобладают три наиболее ярко выраженных симптома, находящихся в фазе формирования. К ним относятся: симптом «загнанности в клетку», симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» и симптом «расширения сферы экономии эмоций». Можно сделать вывод, что профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, т.е. переходит в плоскость нравственности.

Такие симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей.

Результаты диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко представлены на диаграмме 1.2.

Рис 2. Результаты исследования по методике «диагностика уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко».

Анализ полученных результатов, представленных на диаграмме 1.2, позволяет сделать следующие выводы: синдром эмоционального выгорания в фазе напряжения выявлен у 33% (3 человека) респондентов. Это свидетельствует о том, что они испытывают переживания психотравмирующих обстоятельств, у них накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений «выгорания». В результате неудач или неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства, такие люди обычно испытывает недовольство собой, профессией, конкретными обязанностями. Действует механизм «эмоционального переноса» – энергия эмоций направляется не столько вовне, сколько на себя. Когда психотравмирующие обстоятельства давят, и мы ничего не можем изменить, к нам приходит чувство беспомощности. Мы пытаемся что-либо сделать, сосредотачиваем все свои возможности – психические ресурсы: мышление, установки, смыслы, планы, цели. И если не находим выхода, наступает состояние интеллектуально-эмоционального ступора. Симптом «загнанности в клетку» может перейти в тревожно-депрессивную симптоматику. Профессионал переживает личностную тревогу, разочарование в себе, в профессии или месте работы.

Синдром эмоционального выгорания в фазе резистенции выявлен у 22% (2 человека) испытуемых. Для них характерно неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, проявляются признаки начальной стадии депрессии, перенаправленность профессиональных обязанностей, высокий уровень тревожности и повышенная чувствительность к критике со стороны начальства и в быту. Профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным – уделю внимание подопечному, партнеру, будет настроение – откликнусь на его состояние и потребности. При всей неприемлемости такого стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в том, что человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако субъект общения или наблюдатель фиксирует иное – эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование интерпретируется партнерами как неуважение к их личности, то есть переходит в плоскость нравственности.

Эмоционально-нравственная дезориентация является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с деловым партнером. Профессионал не только осознает, что не проявляет должного эмоционального отношения к своему подопечному, он еще и оправдывается: «таким людям нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться», «она еще и на шею сядет».

Подобные мысли и оценки говорят о том, что нравственные чувства работника остаются в стороне. Профессионал не имеет морального права делить подопечных на «хороших» и «плохих», на достойных и недостойных уважения. Истинный профессионализм – безоценочное отношение к людям, уважение к личности, какой бы она ни была, и выполнение своего профессионального долга.

Симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности – дома, в общении с приятелями, знакомыми. Случай известный: на работе вы до того устаете от контактов, разговоров, что вам не хочется общаться даже с близкими. На работе вы еще держитесь, а дома замыкаетесь или вообще «рычите» на супруга и детей. Кстати, именно домашние часто становятся «жертвой» эмоционального выгорания.

Читайте также:  Выбор СУБД для разработки прототипа

Синдром эмоционального выгорания в фазе истощения выявлен также у 22% (2 человека) респондентов. Это говорит о том, что у таких работников наблюдается ощущение, что эмоционально он не может помогать своим клиентам, подопечным. Не в состоянии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать. О том, что это ничто иное как эмоциональное выгорание, свидетельствует прошлое: раньше таких ощущений не было, и личность переживает их появление. Появляется раздражительность, обиды, резкость, грубость.

Человек постепенно научается работать как бездушный автомат. Он почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. В других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения. Подопечный может быть глубоко травмирован проявленным к нему безразличием. Особенно опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности, когда профессионал всем своим видом показывает: «наплевать на вас». Проявляется не только на работе, но и вне сферы профессиональной деятельности.

Метастазы «выгорания» проникают в систему ценностей личности. Возникает антигуманистический настрой. Личность утверждает, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности. В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями личности, с неврозоподобными или психопатическими состояниями. Таким личностям противопоказана профессиональная работа с людьми.

Если с нравственностью у человека все нормально, он не может себе позволить «плевать» на людей, а «выгорание» продолжает нарастать – могут происходить отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о трудных больных, подопечных вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

Таким образом, предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания». Показатель выраженности каждого симптома может говорить об отсутствии «выгорания», о начинающемся «выгорании», либо об имеющемся «выгорании». Методика также позволяет оценить фазу эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе.

Рассмотрим результаты диагностики эмоционального выгорания (MBI). Адаптация Н. Е. Водопьяновой (К. Маслач и С. Джексон). Они представлены на диаграмме 2.1.

Рис 3. Результаты исследования по методике «диагностики эмоционального выгорания (MBI). Адаптация Н. Е. Водопьяновой (К. Маслач и С. Джексон)».

Из данных диаграммы мы видим, что у 44% (4 человека) испытуемых преобладает высокий уровень эмоционального истощения, которое выражается в чувстве эмоционального опустошения и утомления, происходящее в результате излишней рабочей нагрузки, эмоциональные ресурсы человека на исходе, он ощущает себя неспособным адекватно реагировать на психологическом уровне.

У 71,5% (7 человек) респондентов преобладает высокий уровень эмоционального выгорания по шкале деперсонализации. Деперсонализацией называют такое психическое состояние человека, при котором он перестает осознавать себя как цельную личность. Она словно разделяется на две части — наблюдающую и действующую. Наблюдающая часть воспринимает часть действующую как чуждую, отдельную от себя. То есть человеку кажется, что собственный голос, его мысли, чувства и тело принадлежат кому-то другому. При этом он не утрачивает чувство реальности и способен объективно оценивать обстановку.

Деперсонализацию личности можно отнести к психическим отклонениям тогда, когда она имеет стойкий характер и не проходит на протяжении довольно длительного времени. Диагноз ставится на основании ряда симптомов.

По шкале редукции личных достижений большинство респондентов 44% (4 человека) имеют средний уровень эмоционального выгорания.

Таким образом, методика диагностики эмоционального выгорания MBI предназначена для диагностики «эмоционального истощения», «деперсонализации» и «профессиональных достижений». О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» и «деперсонализации» и низкие – по шкале «редукция персональных достижений » 33% (3 человека).

Итак, по результатам проведённого исследования можно сделать следующие выводы: эмоциональное выгорание в фазе напряжения сформировано у 33% (3 человека) испытуемых, в фазе резистенции и в фазе истощения у 22% испытуемых (2 человека). Также эмоциональное выгорание находится в стадии формирования у 55% (5 человек) респондентов в фазе напряжения, у 66% (6 человек) в фазе резистенции и у 33% (3 человека) в фазе истощения. Благоприятно то, что у большинства испытуемых 44% (4 человека) эмоциональное выгорание в последней фазе не сформировалось. О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам «эмоционального истощения» 44% (4 человека) и «деперсонализации» 75,5 (7 человек) и низкие – по шкале «редукция персональных достижений» 33% (3 человека). После проведения исследования, мы разработали следующие рекомендации для профилактики и устранения эмоционального выгорания у психологов образовательной сферы.

Источник

Анализ результатов экспериментальной работы

Цель выявить педагогические условия экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Анализ результатов экспериментальной работы

Экспериментальное исследование выполнялось поэтапно с использованием мониторинга.

В эксперименте участвовали 49 учащихся 2-х классов МКОУ «Зензелинская СОШ» и 20 родителей.

На основе выделенных критериев исследовался исходный уровень экономической воспитанности младших школьников на этапе констатирующего эксперимента.

Изучение состояния экономической воспитанности учащихся начальных классов включало выявление уровня понимания экономической сущности понятий, сформированности экономически значимых качеств личности, значимых для детского возраста ценностей, опыта экономической деятельности.

В ходе констатирующего эксперимента использовались наблюдение, беседа и методика «Неоконченные предложения». Было выяснено, какие экономические понятия знакомы детям, как они понимают их значение.

Ниже опишем результаты констатирующего эксперимента.

В процессе беседы, при помощи наводящих вопросов младшие школьники вспоминали экономические термины, такие как бедность, деньги, валюта, доллары, банк, доходы, богатство, расходы, безработный, бизнесмен и связывали с экономикой названия профессий (продавец, повар, водитель), предприятий (завод, мастерская), экономических явлений (кризис, безработица). Однако в целом можно было сделать вывод, что кругозор детей в области экономических понятий не широкий.

Результаты методики неоконченных предложений были следующие. Младшие школьники давали следующие пояснения. Бедность – «Мало денег», «Нет денег», «Когда человек бедный». Деньги – «На них можно купить вещи»,«Когда человек заработал», «Это рубли, копейки, миллионы». Банк – «Где выдают деньги», «Где лежат деньги». Доходы – «Когда у человека прибыль», «Когда появляются деньги», «Деньги, которые дают за работу». Богатство – «Много денег», «Деньги», «Когда человек богат». Расходы – «Тратить деньги», «То, что расходуется».

Анализ ответов детей показал, что наиболее полно были раскрыты понятия: «бедность», «богатство», «деньги», «доходы». Ответы о сущности денег показали, что знания детей отражают ее лишь частично («рубли», «копейки», «миллионы»). Понятие «валюта» называлось, однако объяснить его не смогли. Смысл понятия «банк» в основном связывался младшими школьниками с пониманием «деньги». Большие затруднения вызвало объяснение значения понятия «экономика». Это понятие могли назвать, но при этом объяснить не смогли.

При выяснении, откуда младшие школьники получили информацию, они ответили: по телевидению – 8 чел. (17%), дома – 10 чел. (21%), в магазине, на рынке – 19 чел. (39%), на улице – 12 чел. (23%). Таким образом, можно сделать вывод, что социальное окружение выступает основным каналом передачи экономической информации.

С целью выяснения знаний младших школьников о профессиях родителей было дано задание нарисовать, где и кем работают родители. Затем индивидуально младшие школьники составляли рассказ по своему рисунку. Среди опрошенных большинство детей назвали правильно профессию родителей и объяснили, чем они занимаются: «Моя мама – учительница в школе, проверяет тетрадки, учит детей»; «Мой папа стоматолог, лечит зубы»; «Моя мама – швея, шьет одежду»; «Моя – продает в магазине, она продавец», Мой папа – строитель, строит дома».

Читайте также:  История научной классификации языков

Назвали профессию, но не смогли объяснить, чем занимаются их родители лишь два ребенка: «Моя мама – экономист, не знаю, что она делает», «Мой папа – бизнесмен, наверное, занимается бизнесом».

Некоторые дети не знают точно, кем работают родители и чем они занимаются. Их ответы были следующие: «Моя мама не знаю кем работает, на работе делает отчеты»; «Мой папа в спортивном зале борется»; «Мой папа ставит трубы для газа»; «Моя мама отвечает на телефонные звонки в фирме, наверное секретарь». Это подтверждает то, что у детей частично вызвал затруднение вопрос о том, чем занимаются родители на работе.

Через умения организовать и планировать свою деятельность, умения бережного и рационального использования материалов и времени, а также в процессе наблюдения за практическим выполнением заданий игрового характера осуществлялось наблюдение сформированности таких качеств личности младшего школьника как бережливость, предприимчивость.

Наблюдение, проводимое с целью определения уровня сформированности личностных качеств, позволило сделать вывод о том, что недостаточно сформированы такие качества, как самостоятельность, ответственность, бережливость, организованность.

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что для формирования вышеуказанных личностных качеств необходима целенаправленная организация процесса экономического воспитания. Следовательно, необходимо целенаправленно содействовать развитию нравственных качеств (доброта, честность, справедливость, дружелюбие), организаторских (инициативность, самостоятельность, ответственность, настойчивость), предпринимательских (бережливость, трудолюбие, рискованность, деловитость) и коммуникативных (общительность, взаимопонимание) в процессе экономического воспитания младших школьников.

Для изучения мотивационно-потребностной среды детей в аспекте экономического воспитания была проведена методика «Миллион рублей». Младшим школьникам предлагалось: «Представьте, что у Вас есть миллион рублей, подумайте, на что бы вы потратили эти деньги».

Мы обратили внимание на то, что в ответах младших школьников среди ценностей, определяющих приоритетные цели существования, лидируют возможность интересно отдохнуть, материально обеспеченная жизнь, которые ценятся выше получения качественного образования, заботы о других (помощь, милосердие).

Анализ показал преобладание материальных потребностей и желаний младших школьников. Ответов, связанных с альтруистическими желаниями крайне мало: «помощь больным детям», «старикам». Иногда наблюдаются ответы, связанные с предпринимательскими действиями «Построить гостиницу». Отметим, что присутствовали ответы и такие, в которых дети указали, что отдали бы деньги родителям. Это свидетельствует, с одной стороны, о послушании, доброте, заботливости, а с другой, обнаруживает несамостоятельность детей (в том числе и в проявлении фантазии). Несформированность потребностей, беспомощность детей нашла отражение и в ответах: «Купил бы что-нибудь. . что-нибудь полезное», «машину купил бы».

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил предположить, что проявляющийся уровень понимания элементарных экономических представлений, характеризующих экономическую воспитанность, сдерживает формирование личностных качеств, как прагматических, так и нравственных, определяющих нравственную устойчивость детей и успешную социально-экономическую адаптацию в реальной жизнедеятельности.

Для подтверждения необходимости экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности и включения родителей в совместный процесс воспитательной деятельности нами было проведено анкетирование 20 родителей, которое позволило выявить их отношение к экономическому воспитанию детей, уточнения степени осведомленности по данному вопросу. На вопрос: «Считаете ли Вы, что в воспитании ребенка экономический аспект играет важную роль?» «Да» ответили – 18 чел. (90%); «Не уверен(а)» — 1 чел. (5%); «Нет» — 1 чел. (5%). На вопрос: «Считаете ли Вы важным развить в своем ребенке такие качества, как бережливость, экономность, расчетливость?» «Да» ответили – 20 чел. (100%). Вопрос: «Рассказываете ли Вы ребенку о стоимости приобретаемых товаров?» «Да» — 9 чел. (45%); «Не всегда» — 6 чел. (30%); «Нет» — 5 чел. (25%). Вопрос: «Рассказываете ли Вы ребенку, откуда берутся деньги?» «Да» — 5 чел. (25%); «Не всегда» — 3 чел. (15%); «Нет» — 12 чел. (60%). Вопрос: «Обсуждаете ли Вы с ребенком бюджет семьи?» «Да» — 1 чел. (5%); «Нет» — 19 чел. (95%). Вопрос: «Участвует ли Ваш ребенок в домашнем труде?» «Да» — 8 чел. (40%); «Не всегда» — 6 чел. (30%); «Нет» — 6 чел. (30%).

Анализ результата анкетирования родителей показал, что 90% взрослых считают экономический аспект значимым в воспитании ребенка. Все родители (100%) думают, что в ребенке важно развить такие качества, как бережливость, экономность, расчетливость.

Однако не всегда родители разговаривают с ребенком на экономические темы. Так, 9 чел. (45%) опрошенных родителей рассказывают ребенку о стоимости приобретаемых товаров, 5 чел. (25%) говорят детям о том, откуда берутся деньги. Только 1 родитель (5%) обсуждает со своим ребенком бюджет семьи. Таким образом, передача специфической информации и понимание экономических ценностей, происходит иногда от взрослых к детям. Некоторым вопросам по бюджету семьи родители уделяют достаточно внимания, что связано, по-видимому, с возрастными особенностями младших школьников. В большинстве случаев родители считают, что дети не способны обсуждать бюджет семьи как равноправные ее члены, не имеющие собственного дохода.

По результатам проведенного опроса родителей участие ребенка в домашнем труде используется родителями нерегулярно, время от времени. Такой неоднозначный способ экономического воспитания как регулярное материальное поощрение ребенка за определенное «желательное» поведение (помощь по дому, хорошую учебу) встречается в опрошенных семьях достаточно редко.

В беседе с родителями выяснилось, что их дети имеют разный опыт обращения с собственными вещами. Однако, некоторые родители отметили, что узнав о том, что ребенок испортил, потерял, подарил или обменял такую вещь, склонны применить различные виды наказания.

Выдача детям карманных денег практикуется. Иногда согласуется с ребенком сумма выдаваемых денег. Отмечается нерегулярность выдачи денег детям и контроля со стороны родителей за их тратой.

В целом анализ результатов опроса родителей позволил установить, что значительная доля опрошенных родителей считает экономическое воспитание важным в развитии ребенка.

Результаты констатирующего эксперимента выявили в целом низкий уровень экономической воспитанности младших школьников. В связи с этим была организована работа по реализации разработанной модели экономического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.

В формирующем эксперименте участвовали две группы учащихся: контрольная группа (КГ) – 24 человека и экспериментальная группа (ЭГ) – 25 человек. Исходный уровень экономической воспитанности примерно одинаков в обеих группах.

Распределение младших школьников по уровням экономической воспитанности (констатирующий эксперимент)

Источник



Диаграммы Результаты мониторинга развития детей
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Балакирева Татьяна Михайловна

Результаты мониторинга образовательного процесса за 2014-2018 гг. показывают, что дети группы «Колокольчик» имеют успешные и достаточные для возрастной нормы уровни развития. В системе планируются и проводятся: индивидуальная работа, направленная на коррекцию результатов знания, умений и навыков отстающих воспитанников. С целью повышения качества результатов работы по изобразительной деятельности, музыкальному развитию для воспитанников старшей и подготовительной группы предлагаются услуги педагогов дополнительного образования: студия рисования «Акварелька» и эстрадно-вокальная студия «Веселый микрофон».

Диаграмма положительных результатов детского развития

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю материал по 2 мониторингам:- мониторинг образовательного процесса- мониторинг детского развития.

Результаты мониторинга готовности детей к обучению в школе.

Справкапо итогам мониторинга готовности детей к школе содержит текстовый анализ результативности подготовки детей к школе. Имеет практческую ценность для руководящих и педагогических работников .

Таблицы к диаграммам Результаты мониторинга развития детей

Диагностика готовности детей к школеДата проведения: май, 2016 г.Группа: ПодготовительнаяВозраст: 6-7Количество детей: 18Методика предполагает достижение детьми психического развития, необходимого для.

Анализ результатов мониторинга развития диалогической речи у воспитанников средствами театрализации

Уровень развития диалогической речи детей.

Аналитическая справка по результатам мониторинга посещаемости детей за 2018-2019 учебный год.

Воспитатель Лаврентьева Татьяна Евгеньевна Группа – средняя (4-5 лет) Количе.

о проделанной коррекционно- развивающей работе с детьми 5 группыза 2015-2016 уч.г.

Источник