Вопрос 1 Актуальные проблемы современной внутренней политики Российской Федерации

Внешняя политика России в 2021 году: десять практических задач

Не надо быть пророком, чтобы предсказать — наступающий год будет трудным для всех стран мира. Возможно, не таким драматическим, как год уходящий, но все же очень трудным. Многочисленные эксперты уже соревнуются в составлении списков разнообразных угроз и вызовов, с которыми в 2021 г. придется иметь дело человечеству в целом и отдельным государствам в частности. Россия, конечно же, не исключение; представления о нашей стране как об «острове стабильности в бушующем океане перемен» безнадежно устарели. Вызовы и угрозы не обойдут Москву стороной и потребуют от руководства страны адекватных ответов.

Естественно, большинство этих ответов надо будет искать в сфере внутреннего экономического и социального развития – даже если заниматься этими поисками не очень хочется. Но и для внешней политики уготовлены серьезные испытания.

Попробуем сформулировать основные внешнеполитические задачи, решение которых можно было бы считать успехом внешней политики России в предстоящим году. При этом постараемся оставаться на почве реальности, не предъявляя этой политике требований, которые она заведомо не сможет выполнить (начало новой «перезагрузки» отношений с Западом, решение территориальной проблемы с Японией или вовлечение Украины в Евразийский экономический союз).

Отдельно отметим, что речь идет о внешней политике в целом, а не только о дипломатии, что означает, что далеко не за все из нижеперечисленного должно взять на себя ответственность исключительно Министерство иностранных дел России. Тут есть чем заняться и Министерству обороны, и министерствам экономического блока, не говоря уже об Администрации Президента. Решение некоторые из задач предполагает включение частного сектора, институтов гражданского общества и экспертного сообщества. Иными словами, попробуем сформулировать несколько национальных, а не ведомственных приоритетов.

  1. Продление Договора СНВ-3. Без этого договора двусторонний российско-американский формат контроля над стратегическими вооружениями окончательно рассыпается. Будущий президент США Дж. Байден уже заявил о готовности пролить Договор без дополнительных условий (правда, пока не ясно, на какой срок). Но времени для продления очень мало — срок действия СНВ-3 истекает уже в начале февраля, и стороны должны договориться о продлении в течение первых двух недель пребывания у власти демократической администрации.
  2. Мораторий на размещение в Европе ракет средней и меньшей дальности. Хотя возродить соответствующий Договор (ДРСМД) уже нереально, выполнение Россией и Западом его условий де-факто — вполне достижимая цель. Особенно исходя из того, что Москва готова распространить действие моратория на спорные российские системы 9М729 при условии учета Западом ее озабоченности в отношении комплексов «Иджис Эшор» с пусковыми установками Мк-41 на базах США и НАТО в Европе.
  3. Саммит P5. Российское предложение провести саммит пяти постоянных членов Совбеза ООН выдвигалось еще в начале 2020 г. В силу разных причин такой саммит пока не состоялся, но актуальность данного предложения нисколько не снизилась. На встрече можно было бы обсудить не только новые принципы стратегической стабильности, но и острые региональные конфликты, требующие решений со стороны Совбеза. При удачном исходе саммит мог бы дать серьезный импульс для дальнейшей работы по повышению уровня глобальной управляемости.
  4. Восстановление военного измерения в работе Совета Россия-НАТО (СРН). В апреле 2014 г. страны НАТО приостановили военное сотрудничество с Россией, что выразилось в том числе и в замораживании диалога между военными в рамках СРН. Однако многие критики этого решения справедливо указывали, что приостановка сотрудничества не обязательно предполагает полное прекращение контактов. Насколько можно судить, сегодня на Западе сложились предпосылки для постепенного возрождения регулярного общения военных двух сторон по линии СРН, которое стало бы существенным вкладом в европейскую безопасность.
  5. Включение России в осуществление «зеленой сделки» Евросоюза. Наступающий год мог бы стать прорывным в сотрудничестве между Москвой и Брюсселем по широкому кругу вопросов изменения климата и защиты окружающей среды. В большинстве случаев совместные проекты, касающиеся энергосбережения, развития альтернативных источников энергии, переработки отходов не попадают под существующие санкции ЕС в отношении Москвы. Проекты в русле «зеленой сделки» способны стать новыми драйверами российско-европейского взаимодействия.
  6. Белорусский политический транзит. Разумеется, смена политического режима в этой стране — дело самого белорусского народа, но позиция России способна затормозить или ускорить давно назревшие политические перемены. В интересах Москвы было бы последовательное содействие управляемым переменам с тем, чтобы 2021 г. стал бы переломным в развитии белорусской государственности. Ориентация России на поддержку статус-кво чревата серьезными политическими рисками.
  7. Недопущение эскалации в Донбассе. К сожалению, в 2020 г. не удалось добиться решительного прогресса в урегулировании конфликта на востоке Украины. Скорее всего, принципиальных сдвигов мы не увидим и в наступающем году. Тем более важно сохранить хотя бы то, что уже достигнуто — стабильность на линии соприкосновения сил ДНР/ЛНР и ВСУ, выполнение сторонами соглашения о прекращении огня, продолжение процесса обмена пленными и удерживаемыми лицами.
  8. Предотвращение новой вспышки вооруженных столкновений в Карабахе. Россия может поставить себе в заслугу прекращение боевых действий в Карабахе в ноябре 2020 г. Однако, конфликтный потенциал в регионе остается высоким, статус Нагорного Карабаха не зафиксирован, претензии к Москве могут выдвигаться обеими сторонами конфликта. В 2021 г. должны быть сделаны первые шаги к политическому урегулированию кризиса, причем именно Россия должна выступить инициатором и внешним куратором данного процесса.
  9. Расширение повестки дня Арктического совета. Весной 2021 г. Россия становится председателем Арктического совета на очередной двухлетний срок. Это — хорошая возможность для того, чтобы, во-первых, не допустить втягивания организации в глобальное геополитическое противостояние Востока и Запада, во-вторых, чтобы добиваться расширения повестки дня Совета, в первую очередь, в том, что касается социально-экономического развития арктического региона и качества жизни в Арктике.
  10. Завершение работы над «Северным потоком-2». Реализация многострадального газового проекта в 2021 г. стала бы крупной внешнеполитической победой России, а также продемонстрировала бы способность Евросоюза успешно противостоять угрозам американских санкций. Появились бы новые возможности для развития экономического сотрудничества России и ЕС.
  11. Сохранение механизма OPEC+. Весной уходящего года этот механизм при поддержке Дональда Трампа позволил преодолеть обвальное падение мировых цен на углеводороды. Продолжение сотрудничества между Россией и Саудовской Аравией в наступающем году критически важно для того, чтобы сохранить относительную стабильность рынка нефти на уровне около 50 долл. за баррель, что было бы оптимальным для российского энергетического сектора.
  12. Диверсификация экономического сотрудничества с КНР. В уходящем году России удалось избежать резкого падения объемов торговли с Китаем. Однако структура товарооборота по-прежнему остается во многом архаичной и нуждается в дальнейшей диверсификации. Кроме того, важнейшей задачей 2021 г. должно стать формирование новых двусторонних технологических цепочек и реализация крупных инвестиционных проектов.
  13. Начало экономических и политических реформ в Сирии. В 2021 г. в Сирии состоятся президентские выборы, которые подведут итоги развития страны за последние семь лет. После выборов у России появится возможность оказать более активное воздействие на Дамаск, поощряя повышение эффективности сирийской экономики, формирование более инклюзивной политической системы, активизацию работы Конституционного комитета Сирии и т. д.
  14. Предотвращение кризиса в российско-турецких отношениях. Анкара остается важным партнером Москвы, однако позиции сторон существенно расходятся по многим важным вопросам, включая Сирию, Ливию, Восточное Средиземноморье, Нагорный Карабах, Крым и другие. Успехом российской внешней политики в 2021 г. была бы способность не допустить обострения отношений с Турцией, не идя при этом на избыточные уступки турецкому руководству.

Ясно, что в этом списке отсутствуют задачи, связанные с возможным появлением на российских внешнеполитических горизонтах тех или иных «черных лебедей» — непредвиденных изменений в международной обстановке, на которые Москве так или иначе придется реагировать. Также понятно, что не все пункты приведенного выше списка буду выполнены, а сам список может восприниматься как субъективный и далеко не полный. Тем не менее, представляется возможным предположить, что, если хотя бы половина из перечисленных задач будут решены, то следующие двенадцать месяцев можно будет по праву считать вполне успешными для российской внешней политики.

Источник



Провожая 2020-й: главные события в жизни России

В конце года принято подводить итоги. Подведём и мы, напомнив о главных политических событиях в российской политической жизни в 2020 году. Разумеется, эти оценки не претендуют на истину в последней инстанции. Но едва ли можно спорить, что год был весьма насыщенным в политической жизни нашей страны.

Поправки в Конституцию

15 января 2020 года президент России Владимир Путин выступил с ежегодным посланием Федеральному собранию, в котором предложил изменить Основной закон страны: закрепить приоритет Конституции над международным правом в российском правовом пространстве, запретить иностранное гражданство или вид на жительство в других странах для высших чиновников, закрепить МРОТ не ниже прожиточного уровня в регионе, закрепить статус и роль Госсовета, ограничить пребывание одного лица на посту президента двумя сроками и так далее.

Спустя некоторое время стало понятно, ограничение пребывания одного лица на посту президента двумя сроками подразумевает «обнуление» сроков действующего главы государства. Владимир Путин в 2024 году вновь может принять участие в выборах — если того пожелает, конечно.

Спустя три часа после оглашения послания в отставку ушло правительство Дмитрия Медведева. Как объяснил сам Дмитрий Анатольевич, с учётом задач по обновлению политической системы страны «президент должен быть абсолютно свободен в том, чтобы их обсуждать и принимать без оглядки на какие-либо другие факторы». «Включая фактор правительства», — подчеркнул Медведев.

Председателем правительства был назначен глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. А Дмитрий Медведев стал заместителем председателя Совета Безопасности РФ.

Влияние пандемии коронавируса

Однако появился ещё один фактор, который едва ли учитывался при планировании обновления политической системы России. А именно — пандемия коронавируса. Из-за этого с апреля на июнь был перенесено общероссийское голосование по поправкам в Конституцию. Хотя не оправдались прогнозы относительно низкой явки и большого числа протестных голосов. Явка составила почти 68 процентов, за поправки проголосовали почти 78 процентов избирателей.

С организацией голосования было связано несколько новаций — проголосовать можно было в течение недели, причем сделать это можно было на придомовых территориях (что критики назвали «голосованием на пеньках»), для жителей Москвы и Нижегородской областей было доступно дистанционное электронное голосование и так далее.

Вне всякого сомнения, опыт голосования в течение нескольких дней будет сохранен. Вероятно, дальнейшее развитие получит дистанционное электронное голосование. А вот от голосования вне помещений, скорее всего, откажутся, поскольку нынешний эксперимент был объяснен стремлением максимально увеличить социальное дистанцирование из-за пандемии.

Вообще говоря, коронавирус оказал сильное воздействие на политическую жизнь в России. Разумеется, наша страна в этом плане не уникальна, но сейчас речь о Российской Федерации.

Так вот, главам российских регионов были предоставлены достаточно широкие полномочия относительно мер по противодействию распространению пандемии.

Во многих регионах самостоятельно справиться с этим весной и осенью не смогли, понадобилась помощь федерального центра в развёртывании госпиталей, доставке лекарств и прочем. Ряд мер вызвали серьёзное недовольство в обществе — речь прежде всего о дистанционном обучении и введении ограничений на передвижение граждан (во втором случае Конституционный суд признал, что это законно).

Практически сошли на нет массовые акции — опять-таки из-за ограничений, введённых властями.

Читайте также:  Какие вопросы заданы ранее

Но, вообще говоря, полноценный анализ того, что было сделано и какой это имело эффект, можно будет провести только после окончания пандемии. Сейчас слишком много допущений и ограничений.

Источник

Вопрос 1 – Актуальные проблемы современной внутренней политики Российской Федерации

Тема: Актуальные проблемы современной внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Цель занятия: довести до личного состава актуальные проблемы современной внутренней и внешней политики.

Время: 1 час

Вид занятия: лекция.

Учебные вопросы:

  1. актуальные проблемы современной внутренней политики.
  2. актуальные проблемы современной внешней политики.

Литература:

  1. Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации в 2011- 2012 годах;
  2. «Российская газета» выборочно.
  3. «Аргументы и факты выборочно.

Ход занятия:

Вступительная часть:5 мин.

  • Проверяю наличие личного состава, готовность к занятиям
  • Довожу тему занятия,

Основная часть:40 мин

Вопрос 1 – Актуальные проблемы современной внутренней политики Российской Федерации.

Россия существенно укрепила свое международное положение, упрочила свой суверенитет, возросло ее влияние на процессы, происходящие в мире.

Но в тоже время экономика страны остается недостаточно эффективной. Государственные и рыночные институты во многом не отвечают современным задачам модернизации. По-прежнему велика доля теневого сектора. Уровень производственных затрат таков, что страна, обладающая колоссальными ресурсами, постоянно испытывает их дефицит. Недопустимо низка производительность труда.

Экономический рост происходит пока в основном за счет сырьевых отраслей. Не сокращается технологическое отставание от высокоразвитых стран.

Проводимая правительством финансово-бюджетная политика не приносит тех результатов, которых вправе ожидать общество. Как следствие этого сохраняются очаги социальной напряженности. Недопустимо велик разрыв в доходах между бедными и богатыми группами населения.

Масштабы демографического кризиса таковы, что угрожают существованию России как суверенного государства.

Государственный аппарат остается до предела забюрократизированным и малоэффективным, что прямо влияет на уровень доверия населения к власти. Общество не удовлетворено системой мер, направленных на снижение уровня коррупции во властных органах.

По-прежнему велики внешние угрозы. Нарастает опасность, исходящая от международного терроризма, что требует качественно нового уровня обеспечения национальной безопасности. В условиях глобализации усиливается реальная конкуренция между странами, но мы пока далеки от такого уровня конкурентоспособности, который позволял бы нам эффективно отстаивать национально-государственные интересы.

В последних посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию изложены стратегические задачи развития страны

Масштаб этих задач сопоставим с самыми важными этапами истории нашей страны, такими как ее индустриализация и электрификация, послевоенное восстановление экономики. Только осуществив комплексную модернизацию государства и общества, будет заложен фундамент национального успеха России в XXI веке и обеспечен высокий уровень жизни наших граждан.

Первая задача. Сбережение российского народа — бережного отношения к каждой человеческой жизни как бесценному достоянию. Существующая сегодня тенденция к сокращению численности населения страны создает прямую угрозу ее суверенитету и государственности.

Сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни. Меры профилактики, выявление заболеваний на ранней стадии, оказание высокотехнологичной медицинской помощи, доступной всем слоям населения, позволят уже в ближайшие годы значительно сократить смертность от заболеваний, наиболее существенно влияющих на продолжительность жизни людей.

В результате комплекса административных, законодательных и профилактических мер, произойдет снижение смертности, в том числе от несчастных случаев, отравлений и травм. Эти меры вместе с созданием благоприятных условий для жизнедеятельности человека (в частности, усиление контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, принятие и реализация федеральной целевой программы "Чистая вода", национального проекта "Достойный труд"), развитием массовой физической культуры и спорта, пропагандой здорового образа жизни позволят снять остроту демографического кризиса.

Создание необходимых социальных, финансово-экономических и законодательных условий для увеличения рождаемости, защиты материнства и детства, укоренения в обществе семейных ценностей, преодоления сиротства и беспризорности. Успешная реализация национальных проектов, мер государственной поддержки семей, имеющих детей, ускорит решение демографической проблемы.

Вторая задача. Придание нового качества борьбе с коррупцией. Коррупция является одной из реальных угроз российской демократии, инвестиционной привлекательности страны, соблюдению прав и свобод граждан. Создание правовых и социально-экономических условий для борьбы с коррупцией, вытеснение ее из жизни гражданина и общества.

Разработана комплексная программа действий по преодолению коррупции. Эта программа охватывает все сферы жизни государства и общества. В частности, предлагается:

обеспечить информационную открытость власти;

осуществлять общественную антикоррупционную экспертизу законопроектов и иных государственных актов;

привести российское законодательство, включая Уголовный кодекс, в соответствие с ратифицированными Российской Федерацией Конвенцией ООН против коррупции и Конвенцией Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию;

внести изменения в нормы Уголовного кодекса о взяточничестве, установив зависимость наказания от размеров коррупционной выгоды.

предусмотреть ответственность юридических лиц за дачу взятки. Предложение или обещание дать взятку должностному лицу, предоставление преимуществ нематериального характера будет признано преступлением.

Привлечь институты гражданского общества, самих граждан к участию в антикоррупционных парламентских расследованиях, обеспечить массовую общественную поддержку антикоррупционной политики, создать в обществе обстановку нетерпимости в отношении взяточничества. Победа над коррупцией – это важнейшее условие восстановления доверия гражданина к власти.

Третья задача. Создание в России экономики инновационного типа. Она будет опираться на самые современные достижения науки и техники, эффективное управление экономическими процессами, систему образования, воспитывающую инновационное мышление. Создание экономики инновационного типа означает переход к политике эффективного распоряжения ресурсами.

В среднесрочной перспективе необходимо сконцентрировать ресурсы на развитии приоритетных отраслей экономики, обеспечивающих стране конкурентоспособность и экономический суверенитет, место одного из лидеров мировой экономики.

Главные усилия будут направлены на развитие образования и науки, прежде всего на тех направлениях, которые обеспечивают реализацию стратегии инновационного развития. Будет оказана поддержка в создании и деятельности венчурных фондов, которые фактически должны стать "фабриками мысли". Будет стимулироваться коммерциализация технологий, как один из самых эффективных способов обеспечить жизнеспособность всей цепочки – от научного замысла до выхода продукции на рынок.

Читайте также:  Когда задают закрытые вопросы

Государство будет поддерживать те отрасли экономики, в которых страна либо уже является, либо реально может стать мировым лидером. К ним, прежде всего, относятся энергетика и переработка сырья, авиационная и космическая промышленность, оборонный комплекс и системы связи, биотехнология и медицинская промышленность, судостроение и атомное машиностроение, информационные технологии.

Наша страна в силу своего уникального географического положения и наличия колоссальных запасов стратегического сырья может и должна занять особое место в мировом хозяйстве, взяв на себя роль важнейшей инфраструктурной и энергетической системы. Для этого необходимо выполнить следующие обязательства:

1. Радикальное повышение качества и уровня жизни граждан России, преодоление бедности как социального явления, искоренение такой практики, когда работающий человек получает заработную плату ниже прожиточного минимума, улучшение системы пенсионного обеспечения и социальной защиты инвалидов. Проведение эффективной социальной политики, которая предполагает целевую, существенно более весомую поддержку тех социальных групп, которые живут преимущественно на пенсии и различные виды пособий, при одновременном государственном стимулировании тех граждан, кто готов самостоятельно добиваться своих жизненных целей. Это и недорогие кредиты, и содействие открытию собственного дела, и доступность приобретения жилья.

2. Проведение реформы системы здравоохранения, под которой мы понимаем существенное улучшение медицинского обслуживания населения, в том числе неработающего, по полису обязательного медицинского страхования, законодательное закрепление государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, выравнивание условий ее оказания в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, переход на оплату труда медицинских работников по конечным результатам их деятельности. Цель и смысл реформы здравоохранения — повышение качества и доступности медицинской помощи.

3. Приумножение лучших традиций отечественной системы образования, вывод страны на позиции одного из мировых лидеров по его качеству, обеспечение мировой конкурентоспособности российского специалиста с профессиональным образованием, поддержка образовательных учреждений, где не только качественно обучают, но и прививают высокие духовные и нравственные ценности.

4. Проведение новой молодежной политики, в основе которой создание равных условий для самореализации каждого молодого человека, активное продвижение молодых граждан на все этажи власти и во все сферы управления. Необходимо законодательно обеспечить государственную поддержку детей-сирот, детей, находящихся под опекой, включая их трудоустройство и предоставление жилья

5. Разработка и реализация промышленной политики, предусматривающей государственные инвестиции в производственную инфраструктуру, стимулирование развития строительного комплекса и поддержку инновационных производств. Промышленная политика будет реализовываться в рамках государственного стратегического планирования.
Предлагается ограничить тарифы естественных монополий и цены на энергоносители внутри страны, установить уголовную ответственность за их незаконное завышение. Это необходимо для защиты прав потребителей, для развития производства, для борьбы с инфляцией. Подобные жесткие меры принесут позитивный эффект лишь на фоне эффективной работы всех рыночных механизмов. В частности, с целью сдерживания роста тарифов на электроэнергию будет стимулироваться создание конкурентного рынка путем комплексного развития малой энергетики. Размер тарифов, в том числе в системе ЖКХ, должен соответствовать качеству услуг.

6. Ликвидация отставания темпов развития сельского хозяйства от темпов роста экономики в целом. В соответствии с федеральным законом о развитии сельского хозяйства агропромышленный комплекс получит системную и последовательную государственную поддержку. Отечественный производитель сможет без посредников продавать свою продукцию на оптовых и розничных сельскохозяйственных рынках. Он будет поставлен в равные условия с иностранными конкурентами. В рамках реализации национальных проектов будет развиваться инфраструктура села, население которого ощутит реальные выгоды от расширения дорожного строительства, газификации, телефонизации, приближения врачебной практики к пациентам.

7. Укрепление нашей Федерации на основе реализации внутреннего потенциала каждого региона, сближения уровней социально-экономического развития субъектов Федерации и муниципальных образований, обеспечения их экономической самодостаточности, развитие местного самоуправления.

8. Создание законодательных и политических условий для результативной борьбы с преступностью, оздоровление и укрепление правоохранительной системы. Будет обеспечена открытость деятельности органов судебной власти и правоохранительных структур, независимость правосудия, доступность квалифицированной юридической помощи для каждого гражданина.

9. Реформирование системы государственного управления на всех уровнях. Реально это будет означать существенное сокращение числа федеральных государственных служащих и федеральных ведомств в регионах, внедрение административных регламентов на государственной службе, действительную, а не показную аттестацию управленческих кадров на профессиональную пригодность, приведение оплаты их труда в соответствие с результатами деятельности.

10. Общественный контроль за соблюдением прав и свобод гражданина, поддержка гражданских инициатив, создание условий для деятельности некоммерческих организаций, развития меценатства и благотворительности, укрепление профессиональных союзов, обеспечение свободы и ответственности прессы, честной и открытой состязательности политических партий на выборах.

Источник

Без эмоций: как изменились приоритеты российской внешней политики в 2020-м

Уходящий год выдался тяжелым и необычным во всех сферах жизни и человеческой деятельности. Специально для «Известий» краткие итоги 2020-го в области международных отношений подвел научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, программный директор Валдайского клуба, политолог Тимофей Бордачев.

Уйти в себя

Нравится это нам или нет, но особый характер 2020 года, причиной которого стала глобальная пандемия коронавируса, сделал его для российской внешней политики временем закрытия одних глав и открытия других, не менее интересных и перспективных. Заметно изменилось восприятие в России привычных сюжетов, которые годами вызывали дипломатическую озабоченность. Причина достаточно проста: вынужденная самоизоляция позволила существенно сократить зависимость от устоявшихся представлений и мнения о себе со стороны не только противников, но и друзей.

«Конструктивный диалог» с США, «партнерство» с Европейским союзом, якобы «необходимость» поддерживать какие-то особые отношения с Германией или странами бывшего СССР, несмотря на их собственное, порой весьма провокативное поведение, — всё это, при спокойном пандемийном рассмотрении, оказалось такой ерундой, что даже удивительно, почему вызывало столько эмоций совсем недавно.

На фоне реальных проблем и опасностей, которые вдруг стали угрожать жизни граждан России в их собственных городах, весь багаж, или балласт, внешнеполитических связей, ожиданий и обязательств окончательно перешел из категории «активы» в группу «пассивы» российской внешней политики.

С этой переоценкой ценностей связана на удивление спокойная реакция Москвы на выход США из Договора по открытому небу, поведение вроде бы дружественной Германии в ситуации вокруг фигуры российской оппозиционного публициста в сентябре, новые санкции «из ада», которые США вводят или грозятся ввести против России, удивившая многих решительность в ситуации вокруг Белоруссии и не менее неожиданная для Запада тонкость в решении карабахского вопроса.

В первую очередь такой очевидной переоценке способствовало неизбежное замедление контактов в условиях карантинных ограничений. Во внешней политике невозможно открывать или закрывать проекты, многое зависит от инерции взаимодействия между партнерами и часто такой инерции подчиняется. Поэтому, когда для продолжения «конструктивного диалога» возникают непреодолимые форс-мажорные препятствия, появляется уникальная возможность оценить, насколько необходимым является сам этот диалог.

Будем жить

В уходящем году российская внешняя политика четко обозначила свои приоритеты — это выживание и развитие страны как самостоятельной державы в условиях враждебного отношения Запада. Несмотря на то что сейчас принято говорить о якобы неопределенности в международных делах, здесь всё понятно: намерения США и их европейских союзников состоят в максимальном ослаблении России и разрушении ее политического режима.

Для США это важно в контексте их стратегического противостояния с Китаем. Прочные военно-политические отношения с Россией являются для Пекина гарантией того, что он не останется один против всего Запада. Не случайно в 2020 году активизировались разговоры о возможности формального военного союза Китая и России. Пока глава российского государства определил такое развитие событий как не обязательное. Но координация военной политики двух стран всё более отчетлива. Китай и Россия никогда не выступают с внешнеполитическими инициативами, которые противоречили бы интересам друг друга. Этим не может похвастаться даже известное своим единством сообщество стран Запада.

В 2020 году наконец закончился мучительный поиск общего языка с Европой. После окончания холодной войны европейцы смогли «откусить» за счет России даже больше, чем позволяли их силы. Теперь они пытаются переварить захваченное на Востоке. Это приводит и к внутренним проблемам — после ухода Великобритании Европе, организованной по германским лекалам, всё более активно противостоит новая страна ЕС — Польша.

На этом фоне исчерпанность старой парадигмы отношений с ЕС стала совсем очевидной, а пандемийное затишье позволило это осознать и сформулировать. Очередное хамство со стороны «особых» партнеров в Берлине и Париже не осталось без ответа — очевидно, что новая европейская политика России стала другой.

Торговля и инвестиции, конечно, останутся, они могут даже увеличиться с учетом того, что европейцы будут выдавать увеличение потребления газа за переход к «зеленой» энергетике. Но Европа окончательно потеряла в глазах России ценность как самостоятельный игрок в международной политике.

Читайте также:  Собеседование с руководителем его вопросы

Выступая перед участниками ежегодной конференции клуба «Валдай», президент России указал, что в последние годы положение Франции и Великобритании в мире «изменилось». Участие обоих государств в высшем органе международного сообщества — Совете безопасности ООН — это уже только дань традиции, наследию победы во Второй мировой войне и, совсем немного, их ядерным арсеналам.

Новые друзья, вечные интересы

Россия в 2020 году стала гибкой в выборе партнеров — начала ориентироваться не на традиционные связи или институты, а на решение конкретных проблем. Турция — самый яркий пример такого партнерства, а президент Эрдоган, конечно, открытие года для российской внешней политики. Вряд ли какой-то из мировых лидеров, не связанных с Россией, подобно Китаю, подлинно дружественными отношениями, сделал для ее интересов так много, как амбициозный турецкий президент. Этому способствуют объективные факторы. «Красная черта» в отношениях с Анкарой была пройдена еще осенью 2015 года, когда турками был сбит российский военный самолет в Сирии.

С тех пор Москва несколько раз сама применяла силу в обстоятельствах, которые с высокой вероятностью сопровождались потерями турецких военных. Это было в феврале в сирийском Идлибе, может повториться опять. Однако именно благодаря внешнеполитической активности Турции Россия смогла занять новые позиции на Южном Кавказе. Азербайджан вряд ли добился бы военных успехов, не окажи ему Анкара серьезную поддержку. Но результат этих успехов для России — военное присутствие в регионе, где нас не было почти 30 лет.

Это не означает, что Турция при Эрдогане стала другом России. Анкара преследует свои национальные интересы в крайне сложном и враждебном внешнем окружении. После 50 лет ожидания того, что ее примут в ЕС, Турцию буквально «вышвырнули из приемной» для того, чтобы угодить сиюминутным французским капризам. Отношения с США тоже не позволяют говорить о полноценном участии страны в западном сообществе безопасности. Однако Россия также преследует только свои интересы, и удивляться эгоистическому поведению турецких партнеров вряд ли стоит. Каждый теперь за себя.

Знакомые места

Тем более что многолетние попытки России выстроить на пространстве бывшего СССР сообщество безопасности также столкнулись с препятствием в виде эгоистического и недальновидного поведения соседей. У сверхдержав вообще не может быть постоянных союзников, для этого они слишком могущественны в военном отношении. Страны постсоветского пространства уже достаточно взрослые и сами должны быть способны определять свою судьбу. Как отметил в октябре 2020 года один коллега из Армении применительно к политике его собственной страны: «Это мы должны постоянно доказывать, что нужны России».

Пример Азербайджана показывает, что, когда учитываются российские интересы, это получается очень даже неплохо. В остальных случаях Россия будет внимательно следить только за тем, чтобы поведение соседей не входило в противоречие с ее интересами безопасности. Здесь им, в принципе, достаточно усвоить простую аксиому — вовлечение в дела российской периферии стран Запада может иметь только дестабилизирующий эффект. Это было очевидно в августе, когда Москва четко обозначила свою позицию относительно судьбы Белоруссии и воспрепятствовала эскалации внутреннего кризиса.

Источник

Внешняя политика современной России основные направления (Таблица)

Факторы, влияющие на внешнюю политику РФ и ее особенности:

— Смена парадигм в мировой политике, обусловленная окончанием «холодной войны».

— Переход от биполярной системы международных отношений к многополярной

— Концепция внешней политики 2000г. — Росся великая евразийская держава, которая несет ответсвенность за поддержание мирвой безопасности.

Цели внешней политики РФ:

— Сохранение ведущей роли России в международных делах.

— Строительство многополярного мира.

— Интеграция в Европу.

— Взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными странами

Таблица внешняя политика современной России

Основные направления внешней политики

Мероприятия внешней политики современной России

Отношения со странами СНГ

Равноправные отношения согласования экономических, политических, военных и других вопросов:

— 1994г. — договор о коллективной безопасности между шестью государствами СНГ (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). 1993г. — утверждение Устава СНГ. 1995г. — таможенный союз России, Белоруссии, Киргизии, присоединение к нему Таджикистана (1999г.).

— 1993-1996гг. — участие российских войск в миротворческих акциях на территории СНГ (в Приднестровье, Абхазии, Таджикистане).

— Вторая половина 1990х гг. — превращение СНГ в содружество «разных дистанций»: формирование внутри СНГ союзов отдельных государств — ГУУАМ: Грузия, Украина, Узбекистан, Армения, Молдова; — осень 2000г. — ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество): Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан: граждане этого союза могут свободно передвигаться, учиться в вузах союзных государств и другое; — 2 апреля 1997г. — договор о Союзе России и Республики Беларусь; — декабрь 1999г. — договор об образовании Союзного государства. Регулярные встречи глав государств СНГ: обсуждение совместных проблем, поиск эффективного сотрудничества в рамках СНГ. Развитие двустороннего сотрудничества: подписание договора о дружбе и сотрудничестве с Молдавией и др. Сохранение противоречий и неразрешённых вопросов с некоторыми бывшими советскими республиками:

— споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом, оплаты поставок газа из России;

— август 2008г. — организация вооружённого нападения на территорию Южной Осетии со стороны националистически настроенного руководства Грузии осложнение взаимоотношений между Россией и Грузией

Отношения с Европой и НАТО

Июнь 1994г. — присоединение РФ к предложенной НАТО программе «Партнёрство во имя мира».

1994г. — Соглашение о партнёрстве и сотрудничестве (СПС) между Россией и Европейским союзом (ЕС): созданы правовые рамки развития предпринимательской деятельности, инвестирования, движения капитала, охраны интеллектуальной собственности и т. д. Январь — февраль 1996г. — вступление РФ в Совет Европы.

27 мая 1997г. — подписание Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО.

На Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий. Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25%. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Особенно успешно развиваются отношения РФ с Германией и Францией

— 1 февраля 1992г. — российско-американская декларация о завершении «холодной войны».

— Сокращение стратегических наступательных вооружений: январь 1993г. — СНВ-2; май 2003г. — СНВ-3; апрель 2010г. — договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.

— Сотрудничество в борьбе с международным терроризмом: установление партнёрских (союзнических) отношений между США и Россией после трагических событий 11 сентября 2001г. в Нью-Йорке и военно-техническая помощь антиталибским силам в Афганистане, совместные заявления по проблемам Ближнего Востока и другое.

— К основным проблемным вопросам между Россией и США относятся помощь России Ирану в осуществлении ядерной программы, энергобезопасность, ситуация в Грузии и Палестине.

— Соединённые Штаты, традиционно являются одним из ведущих торговых партнёров России. В 2005 г. двусторонний товарооборот достиг 19,2 млрд долларов, при этом российский экспорт составил 15,3 млрд, а импорт составил — 3,9 млрд. Прямые российские инвестиции в американскую экономику превышают 1 млрд долл. В США работают российские компании «ЛУКойл», «Северсталь» (компания по производству стали), «ЕвразГруп» (завод по производству ванадия) и некоторые другие.

— Развивается сотрудничество в сфере высоких технологий, инновационной деятельности и информатики. Создан российско-американский Инновационный совет по высоким технологиям, работает Межправительственный комитет по науке и технике, российские компании участвуют в инновационных форумах в США

Отношения со странами Азии, Африки, Латинской Америки

С 1996 года Россия уделяет большое внимание отношениям с Китаем, Индией, Ираном, Египтом, а также с бывшими союзниками по социалистическому лагерю — Кубой, Северной Кореей, Вьетнамом:

— договор о партнёрстве России с Китаем: строительство АЭС в китайских провинциях, продажа российского газа, создание зон свободной торговли, безвизовый обмен в пограничной полосе и так далее.

Активизация российско-японских отношений: встречи глав государств «без галстуков» в 1997-1998гг.

Активизация диалога в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)

Схема внешней политики России современной

____________

Источник информации:

1. История в таблицах и схемах./ Издание 2е, -СПб: 2013.

2. История России в таблицах: 6—11й кл. / П.А. Баранов. — М.: 2011.

Источник

Adblock
detector