Вопрос 36. Государство и церковь. Их взаимоотношения на современном этапе развития общества
История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.
Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства и церкви : «Церковь и государство взаимно инородны — по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча — ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны. в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг».
Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:
1). Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.
2). Режим отделения церкви от государства и школы
Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестанско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.
Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:
В сфере экономических отношений — за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее.
Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. Например, в Великобритании государство за свой счет содержит капелланов в армии и в тюрьмах.
Церковь наделяется рядом юридических полномочий — она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев — регулировать брачно-семейные отношения.
в области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Так, в Великобритании представители высшего духовенства англиканской церкви заседают в палате лордов. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата.
В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.
Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения. Обязательное преподавание религии предусмотрено законодательством Австрии (с согласия родителей), Швеции, Италии, Испании во всех начальных, средних и специальных школах, в учебных заведениях по подготовке учителей и воспитателей детских садов. В Великобритании изучение религии является обязательным предметом в начальных и средних государственных школах. В Израиле во всех школах обязательно изучение иудаизма.
Государственных церквей в Европе осталось немного: лютеранская Церковь в Норвегии, Швеции и Дании, англиканская Церковь в Англии.
Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.
В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. В России до 1917 на положении «терпимой»религии находился ислам. Духовные дела мусульман были отнесены к ведению МВД. Лица неправославного вероисповедания официально именовались иноверцами.
В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям.
Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.
Зубанова С.Г. Теория государства и права; Лазарев В.В. Теория государства и права
Источник
Отношения государства и церкви в России
Корнев Владимир Александрович, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин экономического факультета Воронежского кооперативного института, кандидат филологических наук, посвятил свою интересную статью анализу развития церковно-государственных отношений в России за период от принятия христианства до начала XXI в.
Вот содержание его публикации
Русские приняли христианство от Греческой церкви, и Русская церковь составила особую митрополию Константинопольского патриархата. Эта зависимость продолжалась до XV в., и византийские церковно-государственные отношения оказали большое влияние на Русскую церковь.
Первыми русскими митрополитами были греки. Они принесли с собой совершенно новые для русского человека понятия о церкви, государстве, законе, власти правителя и т.д. Знание и опытность иерархов в церковных и государственных делах завоевали им высокий авторитет в глазах русских князей и народа. Начиная с Владимира Святославича, князья приглашают их к совместной работе в устроении государства. С другой стороны, митрополиты нуждались в содействии князей в церковных делах: распространении христианства, устройстве церквей, обеспечении духовенства, в заведении школ и т.п.
В XIII в., когда татарское нашествие опустошило Киевскую Русь, Киевский митрополит переселился из разрушенного Киева во Владимир, а потом в Москву, что принесло этому городу значение церковной столицы Руси. С переселением в Москву митрополиты становятся ближайшими помощниками московских князей в политике расширения их княжества и усиления княжеской власти, ездят в Орду хлопотать перед ханом за князей, добывают им ярлыки на великое княжение.
После завоевания Византии турками к московскому великому князю, как единственному православному государю, должны были перейти все церковные полномочия византийского императора. Иван Грозный принял титул царя и помазание на царство по примеру греческих царей. Царь смотрел на себя как на наместника Божия и нарушение царской воли и царских приказов считал нарушением Божественного закона. Сознание представителями светской власти своего высокого значения привело к преобладанию государственной власти над церковной. Не довольствуясь фактической самостоятельностью Русской церкви, московские цари решили дать ей самостоятельность юридическую, согласно с церковными правилами, по которым митрополиты подчинены патриархам. Нужно было вместо митрополитов поставить во главе Русской церкви патриархов. В царствование сына Грозного Федора Ивановича с согласия всех восточных патриархов патриаршество в Русской церкви было учреждено, но с его учреждением государственная власть не только сохранила преобладание над церковной, но даже усилила его.
Радикальная реформа Русской церкви, совершенная Петром Великим, находилась в тесной связи с реформой государственной. Он совершенно подчинил Церковь государству и превратил ее в одно из государственных учреждений. Подчинить же патриарха власти царя в церковных делах было нельзя по церковным правилам. Поэтому Петр решил отменить патриаршество. После смерти патриарха Адриана в 1700 г. в течение двадцати лет преемник ему не назначался. Юридически же патриаршество было упразднено в 1721 г., когда была учреждена Духовная коллегия, переименованная затем в Святейший Синод. По своему устройству Синод представлял коллегию, т.е. состоял из нескольких членов во главе с председателем. Так как Синоду были подчинены все духовные установления и лица, то вся Церковь была, таким образом, подчинена государственной власти и стала частью государственного строя. Для наблюдения за ходом дел в Синоде была учреждена должность обер-прокурора.
Государственное подчинение нарушало важнейшее каноническое правило внутрицерковной жизни — соборность, предусматривающую проведение народно-церковных съездов духовенства и мирян для избрания приходских священников, епархиальных архиереев и самого патриарха. В начале XX в. среди священнослужителей росли соборные устремления, крепло представление о Поместном соборе как о решительном и конкретном шаге в деле упорядочения церковной жизни, включая государственно-церковные отношения. Синод дважды — в 1905 и в 1912 гг. — пытался добиться от императора согласия на то, чтобы созвать в Москве собор для избрания патриарха и обсуждения церковных преобразований. Однако вопреки собственному желанию созвать собор, восстановить патриаршество и провести некоторые церковные реформы Николай II сознательно затягивал и так и не разрешил эти вопросы <1>.
<1> См.: Фирсов С.Л. Православная церковь и Российское государство в конце XIX — начале XX в. (проблемы взаимоотношений духовной и светской власти): Автореф. дис. . канд. ист. наук. СПб., 1994.
Церковно-государственные отношения, присущие синодальному периоду, явились важнейшим фактором падения авторитета официальной Церкви накануне революции. Синодальная система, означавшая подчинение Церкви бюрократическому аппарату и лишение ее собственной позиции в обществе, ввергла Церковь в ложное положение, заключавшееся в том, что формально это была государственная Церковь, и поэтому ее критикам и противникам было легко возлагать на нее долю ответственности за все несправедливости государственной системы. В результате такого положения мирское общество в целом оставалось далеким от Церкви и ее интересов, привыкнув рассматривать ее как специфическое ответвление государственности, «православное ведомство» <2>.
<2> Поспеловский Д. Русская православная церковь: испытания начала XX в. // Вопросы истории. 1993. N 1. С. 45 — 53.
Февраль 1917 г. поставил Русскую православную церковь в новое и необычное для нее положение: впервые со времен Петра I она освобождалась от подчинения государству. Девятого марта 1917 г. Синод призвал верующих «довериться Временному правительству, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни». С весны 1917 г. православные епископы впервые за сотни лет стали избираться самими верующими на епархиальных съездах. Пятнадцатого августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный собор Русской православной церкви, на открытии которого присутствовал глава Временного правительства А.Ф. Керенский. Через три дня после Октябрьской революции, 28 октября, Собор принял решение о восстановлении в Русской православной церкви патриаршества. Пятого ноября на патриарший престол был избран Московский митрополит Тихон.
Двадцатого января 1918 г. Совнарком принял Декрет о свободе совести, который отделял Церковь от государства. Каждый человек получал право «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». Декрет также отделял школу от церкви, в школах запрещалось преподавание Закона Божьего. Кроме того, Декрет лишал Церковь права иметь собственность, все имущество должно было перейти в распоряжение государства. Декреты советской власти были направлены на фактическую отмену церкви как иерархической организации, обрывали любые связи церкви и государства и не предусматривали создание новых, поскольку считалось, что при социализме религии быть не должно. Духовенство восприняло Декрет как гонение на церковь. Однако, провозгласив свободу вероисповеданий, советская власть признала право на существование церкви, так как первое невозможно без второго. Следует отметить и то, что власть декларативно отвергла прямую борьбу с Церковью и заявила о своем невмешательстве во внутрицерковную жизнь.
После Октября патриарх Тихон сначала выступал с резкими обличениями советской власти, но в 1919 г. занял более сдержанную позицию, призвав духовенство не участвовать в политической борьбе. Тем не менее около 10 тыс. представителей православного духовенства оказались в числе жертв Гражданской войны.
После смерти патриарха Тихона в 1925 г. власти не позволили провести собор для избрания нового патриарха. Во главе Церкви встал патриарший местоблюститель митрополит Петр (Полянский). Но через семь месяцев он был арестован и, так и не выйдя на свободу, погиб. В управление Церковью вступил его заместитель митрополит Сергий (Иван Страгородский), видный церковный деятель, епископ с 1901 г., еще от царского правительства получивший орден Святого Александра Невского. В декабре 1926 г. власти арестовали и Сергия, однако через несколько месяцев он был освобожден и 29 июля 1927 г. подписал «Декларацию», в которой говорилось: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза не только из страха, но и по совести, как учил нас апостол».
Новым наступлением Советского государства на Церковь явились попытки связать религию и контрреволюцию, которые особенно проявились в ходе трудных заготовок хлеба в 1928 г., когда крестьяне отказались подчиняться его принудительному изъятию. С лета 1929 г. началась новая атака на Церковь. Взрыв «антирелигиозной активности» начался с массового закрытия церквей в сельской местности в связи с начавшейся коллективизацией. 1930 г. характеризовался продолжением наступления на религию и церковь. С нарастанием темпов индустриализации возникла идея использования колоколов в качестве «сырья» путем промышленной переработки для нужд народного хозяйства, переплавка колоколов стала рассматриваться как крупная политическая и экономическая акция. Небольшая часть снятых колоколов была продана за границу. Например, в одном из университетов США оказался подбор колоколов Данилова монастыря <3>, возвращенный в Россию лишь 10 сентября 2008 г.
<3> См.: Паламарчук П. Сорок сороков. Т. 1. Кремль и монастыри. М.: Просвещение, 1992. С. 277.
С начала Великой Отечественной войны в отношении церкви и государства наметился перелом. В первый же день войны митрополит Сергий обратился к верующим с посланием, призывая их встать на борьбу с врагом, и уже летом 1941 г. прекратилась антирелигиозная пропаганда и перестали выходить такие периодические издания, как «Безбожник», «Антирелигиозник» и т.п., прекратил свою деятельность «Союз воинствующих безбожников», с помощью властей в марте 1942 г. в Ульяновске был проведен Собор епископов. 30 декабря 1942 г. митрополит Сергий призвал верующих к сбору средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского из 40 танков Т-34, на собранные Русской православной церковью средства была построена эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского, многие священники воевали в армии и партизанских отрядах, десятки во время войны были расстреляны немцами за помощь партизанам. Несколько киевских священников были казнены за чтение в храмах патриотических воззваний митрополита Сергия. В течение всей блокады Ленинграда в городе не переставали действовать восемь православных храмов.
В начале сентября 1943 г. митрополит Сергий вернулся в Москву, а в ночь на 5 сентября он и митрополиты Алексий и Николай встретились с И.В. Сталиным и В.М. Молотовым. Сталин предложил открыть духовные академии и семинарии, возобновить выпуск «Журнала Московской патриархии» и сообщил митрополитам, что при Совнаркоме создается Совет по делам Русской православной церкви во главе с полковником НКВД Г.Г. Карповым. Сергий высказал пожелание созвать церковный собор и избрать патриарха. Пятого сентября «Правда» и другие газеты сообщили о состоявшейся в Кремле беседе. В столицу на самолетах были доставлены из ссылок и лагерей православные архиереи (всего 18 человек). Восьмого сентября открылся Собор епископов, на котором двенадцатым Патриархом Московским и всея Руси был избран митрополит Сергий. Вновь стал выходить ежемесячный «Журнал Московской патриархии», закрытый в 1935 г. К 1945 г. в стране действовали уже восемь духовных семинарий и две духовные академии — Ленинградская и Московская, открывались сотни закрытых прежде храмов. В политике государства по отношению к церкви произошел коренной поворот.
После смерти Сталина политика властей по отношению к церкви вновь ужесточилась. Летом 1954 г. появилось решение ЦК КПСС об усилении антирелигиозной пропаганды, с резкой речью против религии и церкви выступил Н.С. Хрущев. Возобновились массовое закрытие и снос храмов. Однако необходимо отметить, что особенностью хрущевских гонений была их бескровность: почти не было арестов, только несколько священников были осуждены за финансовые преступления.
Последний период в эпохе большевистского управления страной — 1970 — 1985 гг. — характеризовался медленным сокращением количества храмов, закрывавшихся по необходимости (например, прекращение существования деревни). Снижалась посещаемость храмов, так как пожилые люди умирали, а большую часть населения страны стало составлять поколение, выросшее в эпоху жесткой антирелигиозной пропаганды. В результате относительной нормализации отношений Русской православной церкви и государства был открыт ряд духовных учебных заведений, увеличилось число обучающихся в них.
В годы перемен во всех сферах жизни общества, получивших название «перестройки» (с марта 1985 г.), в политике государства по отношению к церкви вновь произошел поворот. Стали открываться новые храмы, Церкви были возвращены Киево-Печерская лавра, Оптина Пустынь и другие монастыри. Подготовка к тысячелетию Крещения Руси в 1988 г. позволила увеличить число приходов, государство стало передавать церкви отобранные ранее храмы, разрешило открыть воскресные школы. Роль церкви в государственной жизни стала возрастать. В марте 1989 г. впервые в советской истории церковные деятели (среди них Патриарх Пимен и его будущий преемник митрополит Алексий (Ридигер)) стали депутатами Верховного Совета СССР. Третьего мая 1990 г. скончался патриарх Пимен, и Русскую православную церковь возглавил Патриарх Алексий II.
После периода относительной свободы, принесшего церкви множество проблем, она после 1993 г. стала сотрудничать с государством. Развитие отношений РПЦ с государством на этом этапе достигло пика в 1997 — 1998 гг. и завершилось принятием новой редакции закона о свободе совести, в котором власти признали де-юре особую роль Русской православной церкви.
Нынешний Патриарх Кирилл регулярно встречается с Президентом России, их отношения можно назвать теплыми. При Правительстве действует Комиссия по вопросам религиозных объединений, имеющая достаточно самостоятельную позицию по вопросам взаимоотношений с религиозными организациями, в частности с Русской православной церковью, которая на данном этапе своего развития не видит себя существующей отдельно от государства или находящейся в реальной оппозиции к нему.
Идеальным общественным строем для нее является давшая православие Руси Византия, где власть государственная и власть религиозная стремились действовать в симфонии (обоюдном сотрудничестве), а глава страны был и главой церкви <4>.
<4> Основы социальной концепции Русской православной церкви: параграф 3.4: сб. док. и мат. юбилейного Архиерейского собора Русской православной церкви. Москва, 13 — 16 августа 2000 г. С. 179 — 180.
Источник
Взаимоотношения государства и церкви
Рассмотрим особенности и подходы к построению системы взаимоотношений государства и церкви.
В переводе с греческого языка слово «церковь» означает «дом Бога. В узком смысле «церковь» понимают как здание для отправления обрядов христианской религии, которые характеризуются набором атрибутов. При широком подходе «церковь» представляет особый тип религиозной организации, которая объединяет последователей определенной религии на основе наличия общности вероучения и культовых обрядов.
Выделяют два основных способа построения взаимоотношений государства и церкви:
– наличие государственной церкви, за которой закреплено привилегированное положение во взаимоотношениях с другими вероисповеданиями;
– отделение государства и школы от церкви.
Наличие статуса государственной церкви предполагает привилегии и плотные взаимоотношения государства и церкви в различных сферах общественной жизни. Так, в дореволюционной России подобным статусом обладала Русская Православная Церковь.
Статусу государственной церкви свойственны следующие черты:
– церковью на праве собственности владеет широким набором объектов, который включает земли, здания, предметы культа и т.д.;
– государство на постоянной основе оказывает ей материальную помощь и выделяет субсидии;
– церковь обладает определенными юридическими полномочиями (например, в сфере брачно-семейных отношений);
– она вправе принимать участие в политической жизни, например, через своё представительство в отдельных государственных органах;
– она имеет широкие полномочия в воспитании и образовании молодого поколения. В образовательных учреждениях обычно присутствует обязательное изучение религии.
Режим отделения церкви от государства (Россия, Бельгия, Франция и т.д.) характеризуется следующими чертами:
– государство регламентирует и контролирует деятельность религиозных организаций, но не вмешивается в их внутренние вопросы и внутрицерковную деятельность;
– церковь не получает от государства материальной и финансовой помощи;
– церковь не вправе выполнять государственные функции и не вмешивается в государственные дела;
– отношения государства и церкви базируются на юридически закрепленном принципе свободы совести и вероисповедания.
Нормальные взаимоотношения государства и церкви предполагают их сотрудничество при решении всех общественных задач, которые подразумевают их взаимодействие.
В статье 14 Конституции России отражено, что Российская Федерация является светским государством, и никакая религия не устанавливается как государственная или обязательная. Религиозные объединения обособлены от государства и находятся в равном положении перед законом.
Правовое развитие и конкретизация положений Конституции отражены в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях», который каждому гарантирует свободу совести и вероисповедания.
В современной России религиозные объединения не имеют права вмешиваться в государственные дела и принимать участие в выборах органов государственной власти. Система государственного образования также имеет светский характер.
Таким образом, взаимоотношений государства и церкви могут иметь различную форму, которая является отражением превалирующих в обществе взглядов на способ решения данного вопроса.
Источник
Как сегодня взаимодействовать Церкви и государству?
Существуют виды человеческой деятельности, где сотрудничество Церкви и государства естественно и необходимо, ибо оно соответствует самой природе Церкви, ее призванию. А есть такие мирские дела, где Церковь не имеет права оказывать помощь государству и сотрудничать с ним.
Церковь всегда руководствовалась в своем отношении к государству идеалом синергии – сотрудничества или соработничества. Церковь не впадала в крайности, с одной стороны, апокалиптического ухода и бегства от государственной жизни, а с другой, псевдо-автономии политики от религиозно-церковной жизни, т.е. крайнего разделения между духовным и светским началами человеческого существования.
Согласно Основам социальной концепции РПЦ, церковное участие в общественных трудах должно соответствовать природе и призванию Церкви.
Недопустим государственный диктат в общественной деятельности Церкви. Она не должна быть вовлечена в те сферы деятельности государства, где Ее труды невозможны вследствие канонических и иных причин.
Областями соработничества Церкви и государства сегодня являются:
* миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
* забота о сохранении нравственности в обществе;
* духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
* дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
* охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
* диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с разработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
* попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
* труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
* наука, включая гуманитарные исследования;
* культура и творческая деятельность;
* работа церковных и светских средств массовой информации;
* деятельность по сохранению окружающей среды;
* экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;
* поддержка института семьи, материнства и детства;
* противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.
Церковно-государственное соработничество представляется также возможным в ряде других сфер в тех случаях, когда оно служит исполнению задач, соответствующих вышеперечисленным областям церковно-государственного взаимодействия.
В то же время существуют области, в которых священнослужители и канонические церковные структуры не могут оказывать помощь государству, сотрудничать с ним.
* политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;
* ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
* непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей, в соответствии с государственным законом, сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.
Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является печалование перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Такое печалование, являющееся долгом Церкви, осуществляется через устное или письменное обращение к органам государственной власти различных ветвей и уровней со стороны соответствующих церковных инстанций.
Источник