Вопрос №38. Образование как социальный институт.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
Основные виды образования
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования, то социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве.
В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в количественных показателях “охвата” детей или удовлетворения желаний родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство “присмотра” за детьми, здесь происходит их умственное, нравственное и физическое развитие. С переходом к обучению детей с 6 лет детские сады столкнулись с новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированности общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые занимаются с детьми — воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, понимания и стремления выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
В отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каждого ребенка (в 1992 г. в детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осуществилась реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью обеспечения молодежи “равного старта” при вступлении в самостоятельную трудовую жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование процветали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в российской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5-2 млн. детей), что со временем скажется на интеллектуальном потенциале общества.
Но и в этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на внедрение новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказывается для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути, профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального образования. Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем социологии. Особое место занимает исследование профессионального образования — профессионально-технического, средне специального и высшего.
Профессионально-техническое образование самым непосредственным образом связано с потребностями производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести всю систему на сочетание полного и специального образования в подготовке необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей), профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся, эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и реального участия в решении народнохозяйственных проблем.
Вместе с тем социологические исследования и в 70-80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования продолжает преобладать. Что касается среднего специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей взрослой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных потребностей общества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.
Особо остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня. Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом отношении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как свидетельствуют результаты социологических исследований, невысокой устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям социологов до 60% выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников техникумов в Москве, только 28% из них спустя три года после получения
Источник
Образование как социальный институт — функции, признаки и структура
Образование является обязательным для человека и общества, так как без него будет потеря всех накопленных в веках знаний и принятых стандартов поведения. Но человеку необходимо знать культуру общества и принятые способы поведения в социуме. То есть он должен быть социализирован в культурную среду, и основной функцией образования как социального института является обучение индивидуума правилам такого поведения, какого от него ожидает социум.
Воспитывать и обучать
Термин образование (просвещение) имеет разные значения. И каждый человек интерпретирует слово с точки зрения своего прошлого опыта, потребностей и целей. Родители, учителя, администраторы, религиозные лидеры, политики по-своему трактуют этот термин. Например:
- Для студента образование означает приобретение знаний, получение степени или диплома.
- Государственный деятель может утверждать, что его значение заключается в обучении и выработке у людей качеств идеальных граждан.
- Учитель может интерпретировать просвещение как средство для создания нового человека в новом обществе.
Смысл образования, прошедшего в своём развитии через многие эпохи и этапы эволюции, менялся время от времени. И на каждом эволюционном этапе в него вкладывались различные значения в зависимости от существующих социальных условий.
Считается, что образование происходит от латинского слова «воспитывать» и означает вытягивать скрытые способности ребёнка. В подтверждение этого значения есть определение просвещения в виде воздействия старших поколений на тех, кто ещё не готов к общественной жизни. И цель этого воздействия — пробудить и развить в ребёнке те физические, интеллектуальные и моральные состояния, которые требуются от него обществом и средой существования.
Есть также мнение, что термин «просвещение» происходит от латинского слова «educatum», которое означает акт обучения или подготовки. Таким образом, его можно трактовать и как приобретение знаний или искусство преподавания, и как изучение ценностей, норм и навыков.
В современной концепции образование означает формальное обучение специалистов в рамках официальной школы и является преднамеренной и организованной деятельностью, посредством которой развиваются физические, интеллектуальные, моральные и духовные возможности ребёнка и как личности,и как члена общества, чтобы он мог вести полноценную и насыщенную жизнь в этом мире.
Основные аспекты
В современной педагогике выделяют несколько социологических аспектов образования.
Во-первых, обучение — это творческий процесс. Когда человек реагирует на раздражители, он априори действует творчески. Другими словами, просвещение — это творческий акт для ученика.
Во-вторых, образование состоит из двух способов обучения:
- неформального;
- и формального.
При этом первый вариант используется непрерывно в течение всей жизни как механизм обучения, а также для закрепления знаний, полученных ранее.
Формальный же способ — это социально разработанный метод, очень сложная процедура для создания ситуаций, в которых ученик может чему-то научиться. И люди проходят формальное обучение только в течение короткого периода своей жизни.
В-третьих, процесс просвещения — это и сама жизнь в сети социальных отношений, и подготовка к жизни. Подготовка к жизни включает в себя наработку следующих способностей:
- зарабатывать средства к существованию:
- обогащать свою жизнь посредством использования культурного наследия и своих внутренних ресурсов;
- эффективно и конструктивно функционировать как член общества и гражданин государства.
И в-четвёртых, образование включает в себя овладение инструментами обучения, такими как чтение и арифметика, а также отношениями с внутренним эго, близкими людьми, соседями и с окружающим миром в целом.
Две интерпретации смысла
Просвещение также может интерпретироваться в двух смыслах: «узком» и «более широком».
Образование в узком смысле — это спланированный, организованный и формализованный процесс. Он осуществляется в определённом месте (школа, колледж, университет) и в определённое время. И его учебная программа является формальной.
В более широком смысле просвещение не связано со школьным обучением или преподаванием. Каждый человек получает какое-то образование даже в том случае, если он не провёл ни одного дня в школе. В этом случае его приобретённые характеристики — это продукты опыта и деятельности, которые носят образовательный характер.
Просвещение в более широком смысле характеризуется непрерывностью. При этом его целью является обучение людей всем характеристикам, позволяющим им жить в обществе. Образовательный процесс человека начинается с рождения, а заканчивается только его смертью и опирается на опыт всей жизни. В то же время отмечается, что понятие образования включает в себя намного больше, чем термин обучение, так как непосредственно процесс обучения заканчивается в классе, а образование заканчивается только жизнью.
Функциональный набор
Структуры социального института образования играют жизненно важную роль в обществе. Их функции многоплановы как внутри школьной системы, так и вне её. А в число задач, возложенных на них, входят как социализация и развитие личности, так и часть контрольных механизмов социума.
Социализация членов общества
Важнейшей из функций, какие выполняет образование, является социализация. Люди от рождения не могут знать культуры своего общества, поэтому им нужно дать знания о том, как функционирует это общество. Поэтому социальная группа предоставляет программу обучения, чтобы привить маленьким индивидуумам ценности, нормы и социальные навыки, которые подойдут людям для их взрослой роли в обществе.
Предлагая детям инструменты знаний — как писать по буквам и осваивать арифметику, школа также обучает их социальным нормам и ценностям помимо тех, что доступны для обучения в семье и других группах. Хотя люди многому учатся у своих родителей или друзей, но всё-таки они узнают больше о культуре своего общества через образовательную систему. Ведь именно в школах молодёжь впервые попадает под воздействие социальных норм и ценностей, выходящих за семейные рамки.
Благодаря просвещению дети способны развивать социальные отношения и таким образом становиться социально эффективными. Когда говорят о социальной эффективности, то подразумевают её экономическую и культурную интерпретации.
Личностное развитие
Образование играет главную роль в развитии личностных признаков. Оно должно пробудить в маленьком человеке те моральные состояния, которые требуются от него обществом. Процесс просвещения помогает развитию в личности умственного и эмоционального облика, а также его темперамента и характера.
С точки зрения педагогической науки, эго, или ядро личности, развивается во время взаимодействия ребёнка с другими представителями социума. Впоследствии привычки, черты, отношения и идеалы человека возникают и формируются по образцу, данному в процессе начального воспитания.
Личность учащегося также развивается косвенно, когда он поощряется к формированию собственных установок и ценностей путём изучения выдающихся людей в истории и литературе. Кроме того, можно выделить и тот факт, что на ученика также влияют взгляды и отношения одноклассников и учителей.
Контроль социума
В регулировании индивидуального поведения образование играет ключевую роль путём передачи образа жизни, а также доминирующих идей и ценностей новым поколениям. И одним из способов, с помощью которого осуществляется регуляция социального поведения, является «ранняя социализация ребёнка».
Чтобы передать своё социальное наследие и сохранить социальный порядок, все общества разрабатывают образовательные системы для обучения своих молодых поколений. Молодёжь должна быть сознательно обучена своим взрослым ролям для последующего поддержания устоев общества. А через процесс воспитания общество регулирует поведение своих членов и обеспечивает соответствие его нормам.
Просвещение в широком смысле является жизненно важным средством социального контроля. Формальное обучение в современных социальных системах передаёт идеи и ценности, которые играют роль регулятора поведения. Новым поколениям предписано соблюдать социальные нормы, нарушение которых может повлечь за собой наказание.
Интеграция и статус личности
Через передачу ценностей осуществляется также интеграция молодых людей в общество. Учебная программа школы, «внеклассные» мероприятия и неформальные отношения между учениками и учителями передают определённые социальные навыки:
- сотрудничество;
- командный дух;
- послушание;
- честная игра.
Определение же самого статуса личности является, пожалуй, самой важной функцией образования. И так называемый образовательный объём считается хорошим показателем социально-экономического положения. Охват всех слоёв населения — от низшего рабочего до высшего управляющего класса — ведёт к общему росту экономических возможностей.
Именно благодаря системе просвещения молодые люди получают работу с более высоким статусом, чем их родители. А с большими доходами они имеют возможность повысить свой статус. Таким образом, образование обеспечивает канал для улучшения социально-экономического положения.
Мобильность и развитие
Образовательные квалификации всё чаще образуют основу для распределения людей по социальным статусам и социальной мобильности. Из-за уровня образования происходит устойчивый переход от одного статуса к другому. Индустриальное общество уделяет всё большее внимание приобретению навыков, полученных в начальной, средней и высшей школе.
Ожидается, что система просвещения предоставляет возможность для социальной и экономической мобильности путём отбора и подготовки наиболее способной и трудолюбивой молодёжи для более высокого положения в обществе.
Она ставит тех, у кого больше способностей и подготовки, на высокие должности, а остальных, — на более низкие. Таким образом, образование имеет тенденцию генерировать вертикальную социальную мобильность, увеличивая их заработок и подготавливая к занятиям с более высоким статусом, чем у их родителей.
Образовательные системы, будь то индустриальные или развивающиеся общества, имеют тенденцию создавать и поддерживать широкое разделение между элитами и массами, то есть между образованием для интеллектуальных и для ручных профессий. Подобная дифференциация тесно связана с социальной стратификацией и мобильностью.
В современной плановой экономике выпуск квалифицированных людей должен быть сознательно ориентирован на экономические и социальные приоритеты общества. Это объясняет жизненно важную роль просвещения в социальном развитии. Например, грамотность стимулирует экономическое и социальное развитие, и именно поэтому все развивающиеся страны осуществляют широкомасштабные программы ликвидации неграмотности.
Источник
Образование как социальный институт
Сущность и функции образования как социального института
Социальный институт – это структурированная совокупность связей и социальных норм, объединяющая существенные общественные ценности и процедуры, которые удовлетворяют основным общественным потребностям.
Любой социальный институт формируется и функционирует, удовлетворяя определенную общественную потребность. У каждого социального института есть как ряд специфических особенностей, так и черты общие с другими институтами.
Признаки института образования:
- установленные нормы поведения – регулярная посещаемость и получение знаний;
- символические культурные признаки – наличие школьной эмблемы, песен и пр.;
- утилитарные культурные черты – наличие классов, библиотеки и стадиона;
- письменный и устный кодекс учащихся – свод правил;
- идеология – академическая свобода, прогрессивное образование, равенство в обучении.
Готовые работы на аналогичную тему
Образование – это социальная подсистема со своей структурой. Ее основными элементами являются учебно-воспитательные учреждения, выступающие в качестве социальных организаций и социальных общностей (ученики и педагоги), учебный процесс как разновидность социокультурной деятельности.
Образование – это социальный институт, который занимается обучением индивида и включением его в разнообразные отрасли общественной жизнедеятельности, приобщает его к культуре общества.
Значимый компонент социализации людей – образование, то есть обучение индивида с целью передать ему накопленные знания и культурные ценности. Институтом образования обеспечивается социальная стабильность и интеграция общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух основных общественных потребностей – социализация членов общества и их подготовка к разным социальным ролям.
Более конкретно образование может быть рассмотрено в качестве относительно самостоятельной системы, основная функция которой – систематически обучать и воспитывать членов общества, ориентируясь на овладение определенным набором знаний, идейно-нравственных ценностей, умениями, навыками и поведенческими нормами, содержание которых зависит от социально-экономического и политического устройства общества, уровня его материально-технического развития.
Наиболее важной задачей, стоящей перед современным институтом образования является задача подготовки индивидов к размещению их на определенные социальные позиции в социальной структуре рассматриваемого общества, что представляет одно из наиболее значимых функциональных требований для любой социальной системы. Данную задачу решает не общеобразовательная школа, а специальное учебное заведение – училище, техникум, институт, университет и пр.
Компоненты системы образования
Система образования как институт состоит из следующих компонентов:
- органы управления образованием и подчиняющиеся им организации;
- образовательные учреждения, в том числе институты повышения квалификации и подготовки преподавателей;
- творческие союзы, профессиональные ассоциации и общества, научные и методические советы и иные объединения;
- инфраструктура науки и образования: типографии, проектные, производственные, клинические и фармацевтические предприятия;
- образовательные программы и ГОСТы разного уровня и направленности;
- учебники и учебно-методические пособия для учеников и учителей;
- периодические издания, в том числе журналы и ежегодники, в которых отражены новейшие достижения науки.
Совокупность норм, которыми регламентируется и организуется взаимодействие людей по вопросу обучения, говорит о том, что образование – это социальный институт. Наука вместе с образованием может рассматриваться в качестве общественного микроинститута.
Функциями образования являются:
- передача (трансляция) знаний от старшего поколения к младшему и распространение культуры;
- генерация и хранение культуры общества;
- определение статуса личности;
- социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, в первую очередь молодежи, что обеспечивает воспроизводство и изменение социальной структуры общества, индивидуальная мобильность;
- обеспечение профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи;
- создание базы знаний для дальнейшего образования;
- социокультурные инновации, разработка и создание новых теорий и гипотез, открытий и изобретений;
- социальный контроль.
В социологии есть понятие формального и неформального образования. Само понятие формального образования подразумевает существование в обществе специализированных учреждений и организаций, в которых протекает процесс обучения. Также в современном обществе господствует система образования, подчиняющаяся определенному официально предписанному образцу, который определяет объем получаемых знаний. Обучение определенному набору навыков и действий должно соблюдать:
- нормативный канон личности, принятый в данном обществе;
- нормативные требования исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей.
Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что функционирование системы формального образования определяют культурные стандарты, идеалы, политические установки, которые воплощаются в политике, проводимой государством в сфере образования.
Объект изучения социологии – это система формального образования, которая отождествляется с целостным процессом образования, так как образовательные учреждения имеют решающее значение.
Неформальное образование – это несистематизированный процесс обучения индивида знаниям и навыкам, стихийно осваиваемыми в процессе общения с окружающими сверстниками и друзьями, или через индивидуальное приобщение к культурным ценностям, усвоение информации из журналов, газет, радио и телевидения.
Неформальное образование тоже часть социализации личности, оно помогает в освоении новых социальных ролей, способствует духовному развитию, но относительно системы формального образования в современном мире ему отведена второстепенная, вспомогательная роль.
Источник
Вопрос №25. Образование как социальный институт
Образование является центральным пунктом процесса социализации, а также играет ключевую роль на этапе вторичной социализации.
Признаками образования как социального института являются:
1. установки и образцы поведения — любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки — школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты — классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный — правили учащихся
5. идеология — академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Социология образования − раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальную политику в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.).
Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом и М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений — как социальных систем.
Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства.
Институт образования относительно самостоятелен и вместе с тем оказывает сильное, если не решающее воздействие на развитие общества. Образование выходит на первое место по числу занятых преподавателей и учащихся, студентов, в сравнении с народным хозяйством. XX век в первую очередь называют веком образования. Оно интегрирует вокруг себя другие общественные системы (экономику, науку, культуру, экологию), предопределяя не только перспективы развития общества, но и деятельность каждого отдельного человека. По большом счету, в цивилизованном обществе, если исключить крайности протекционизма, судьба человека, его биография и карьера зависят от двух основных факторов — здоровья и качества полученного образования.
Четко просматривается одна интереснейшая закономерность: Чем более развита страна, тем больше критики в адрес ее системы образования. В настоящее время о необходимости реформирования образования идет речь во всех продвинутых странах Проблемы национального образования становятся приоритетными в программах многих политических лидеров К примеру, Дж. Кеннеди, Д. Буш вошли в американскую историю как президенты, много сделавшие для национальной системы образования. Можно напомнить и о том, что самый первый Указ, подписанный Б. Н. Ельциным, назывался « Об образовании».
Образование как система − это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя идеи, социально-значимые идеалы, мировоззренческие позиции, надежды, конструирующие как будущее общество в целом, так и судьбу отдельных людей. Образование — это система проектирования будущего. В этой связи встает вопрос, какого будущего? Ответ может иметь два крайних варианта:
1 вариант — образ будущего общества жестко оценивается и задается его сегодняшними идеологами. Система образования в данном случае является институтом по формированию членов этого будущего общества.
2 вариант — будущее общество конструируется социальной практикой самодеятельного и свободного народа Система образования здесь имеет вариативный характер, предстает как система вариативного обучения, развивающего образования для жизни в неопределенном обществе, в котором надо отвечать и за себя, и за страну. Задача общества сводится к тому, чтобы последующие поколения были более образованными, чем предыдущие.
Установка на приоритет развивающей и вариативной школы естественна для открытого общества. Для общества, находящегося в условиях трансформации и стремящегося к открытости. Это требует политической воли и жесткой программы действий. Системе-1 образующей основой таких действий является модернизация образования с учетом стратегии реформ.
Образование служит развитию личности, содействует ее самореализации. В то же время, образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Функция передачи культуры наиболее представлена в обществах с ярко выраженным исторически ориентированным самосознанием, где существует озабоченность сохранением традиционных ценностей, опасение их утраты вне специальной системы соответствующего образования. Реализация такой функции образования находит выражение в поощрении дисциплин гуманитарного цикла — истории общества, языка, литературы, географии, религии и философии.
К числу проблем, возникающих в связи с реализацией функции передачи культуры, относитсяпроблема сочетания консервативного, охранительного элемента культурного наследства (вне которого передача культурных ценностей невозможна),с элементами культуры, позволяющими сохранить ее динамизм, сочетать уважение к традиции со способностью их критической оценки. В своем крайнем выражении консерватизм образования может принимать формуиндоктринации либо политического (идеология тоталитаризма), либо религиозного (фундаментализм), либо национального (этноцентризм) характера.
Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества. Большинство современных стран характеризуется наличием различных этнических, расовых, религиозных групп. Образование может вносить вклад в формирование (особенно среди подрастающего поколения) чувства общности исторической судьбы, принадлежности к данному единому обществу и, сохраняя национальные особенности культурного своеобразия таких групп, содействовать выработке общих ценностей, предпочтений, идеалов и устремлений в рамках культурной интеграции.
*Система образованияотносится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов.
*Виды образования.
В зависимости от объема и сроков обучения различают
1) Допрофессиональное (профессиональная ориентация, отбор)
2) средняя профессиональная подготовка (профтехучилище);
3. Высшее О. — подготовка специалистов высшей квалификации для разных отраслей науки, техники, культуры, здравоохранения и др.;
В зависимости от формы обучения
1) дневное (стационарное),
В зависимости от отношения к церкви
1) светским (независимым от влияния церкви)
2) конфессиональным (под контролем церкви).
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 1873 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Образование как социальный институт: структура, основные черты, функции
Образование как социальный институт можно рассматривать в качестве организованной системы связей и социальных норм. Оно объединяет важные общественные процедуры и нормы, необходимые для удовлетворения основных потребностей общества.
Любой функциональный институт возникает и работает, осуществляя некую потребность общества.
Определенные признаки
Рассмотрим основные черты, характеризующие образование как социальный институт:
- установки и примеры поведения: стремление к знаниям, посещаемость занятий;
- культурные символические признаки: песни, эмблема, девиз;
- утилитарные черты: библиотеки, стадионы, классы;
- письменный и устный кодекс – правила поведения учащихся;
- идеологические особенности: прогрессивное образование, академическая свобода, равенство в процессе обучения.
Основными элементами являются:
- учебно-воспитательные учреждения в виде организаций;
- социальные общности: ученики и педагоги;
- учебный процесс.
Развитие образования как социального института предполагает совершенствование всех элементов этой структуры. Только при своевременном внесении изменений можно вести речь о его полноценном развитии и функционировании.
Основные виды
Сфера образования как социальный институт построена по несколько иным принципам. Она имеет несколько рядов звеньев:
- систему дошкольного воспитания;
- школьное обучение;
- профессионально-техническое звено;
- специальное среднее образование;
- высшие учебные заведения;
- послевузовское образование;
- повышение квалификации и переподготовку кадров.
Рассмотрим функции образования каждого звена. Дошкольное воспитание предполагает формирование в подрастающем поколении трудолюбия, основ воспитанности, нравственных качества. Именно дошкольное воспитание имеет особое значение для развития гражданственности.
Структура образования как социального института предполагает заложение в дошкольном возрасте основы личностных человеческих качеств. Детские сады перестали быть банальными «местами присмотра» за детьми, они способствуют умственному, нравственному, физическому развитию школьников.
В тот период, когда в отечественном образовании апробировалось обучение с шестилетнего возраста, детские сады занимались адаптацией малышей к сложному школьному ритму, способствовали формированию у детей навыков самообслуживания.
Образование как социальный институт предполагает поддержку дошкольного воспитания со стороны государства, готовность родителей принимать активное участие в рациональной организации внеурочной деятельности.
В конце прошлого века только половина детей попадала в детские сады, что негативно отражалось на развитии коммуникативных качеств у будущих первоклассников.
В настоящее время система образования как социальный институт направлена на полноценную подготовку всех малышей к жизни в обществе.
Введение в дошкольные российские образовательные учреждения стандартов второго поколения способствовало совершенствованию содержания воспитательной и образовательной программы.
В детских садах педагоги стали акцентировать внимание на гражданственность, всестороннюю воспитанность дошкольников.
Обучающие функции образования были переданы школам.
В настоящее время акцент педагоги делают на изучение основных общественных ценностей, на ориентиры детей и родителей, их реакцию на применение инновационных воспитательных методик.
Школьная ступень
Это образование как социальный институт направлено не только на знакомство учащихся с теоретическими основами различных учебных дисциплин, но и на помощь в выборе профессии. К моменту завершения школьного образования подросток должен остановиться на одном из вариантов своего жизненного пути, роде занятий, профессии.
Источник