Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев влахи валахи волохи

ЭТНОГЕНЕЗ

(от греч. etnos — племя, народ и genesis — происхождение) — процесс сложения новой этнич. общности на базе различных, ранее существовавших этнич. компонентов. При этом последние либо теряют свою этнич. специфику и сходят с историч. арены (как галлы, франки, бургунды, вестготы — при сложении франц. народности), либо частично сохраняются (как айны, часть к-рых вошла в состав япон. нации, а часть сохранилась как отдельная народность). Э. является начальным этапом этнич. истории любого этноса, к-рая продолжается и после завершения Э. и состоит затем во включении в уже сложившийся этнос нек-рых других, ассимилируемых им групп, в его дальнейшем расселении, иногда дроблении и выделении из него новых локальных групп. Следует различать два типа Э. Один из них относится гл. обр. к этнич. истории первобытнообщинного и докапиталистич. обществ. С образованием исторически известных народностей, в основном в раннефеод. время, этот тип этногенетич. процессов завершается и начинается более поздний этап этнич. истории этих народностей. Второй тип этногенетич. процесса имел место при сложении этнич. общностей позднего времени, напр. народов совр. Америки, где решающую роль играли представители уже вполне сформировавшихся народов. Разница между этими двумя типами Э. состоит в том, что в Э. новой племенной группы или ранней народности принимают участие более древние племенные группы, и процесс Э. происходит в форме их массовых, притом обязательно биологических контактов, тогда как в Э. этнич. общностей нового времени наиболее важная роль принадлежит аккультурационным процессам (см. Аккультурация), намного опережающим массовое биологич. смешение. Э. — историч. процесс, локализованный во времени и пространстве. Отсюда понятие периода Э. и территории или области Э. Этногенез почти каждого конкретного этноса характеризуется балансом в нем двух типов этногенетич. процессов: консолидации, сплочения, слияния и развития древних, более мелких этнич. компонентов, как родственных, так и не родственных между собой, но автохтонных для данной территории; включения в процесс Э. переселенцев (мигрантов) с других территорий. Для бурж. науки в рассмотрении этногенетич. процессов характерен обычно миграционизм, т. е. исключит. внимание к взаимодействию мигрантов с других территорий, попадающих как бы в первоначальный вакуум. Этнич. история в этом случае сводится к истории ряда последовательных миграций. Иногда же, наоборот, наблюдается упрощенное понимание этнич. истории как поиска прямых «предков», напр. понятие о галлах как предках французов. Для советской историч. науки, напротив, всегда был характерен комплексный подход к изучению проблем Э., хотя и она не избежала вначале нек-рого автохтонтизма, т. е. переоценки роли местных этнич. традиций при недооценке значений миграций. Методика изучения Э. сов. учеными характеризуется комплексностью исследования с привлечением данных и методов смежных дисциплин. Поскольку в большинстве случаев компоненты Э. находились еще в дописьменной стадии развития культуры, особо большое значение приобретают данные археологии о соотношении, смене и взаимодействии археологич. культур на данной территории. Указанная выше роль биологич. контактов в Э. обусловливает важность антропологич. исследований как древнего костного материала, так и совр. населения, с целью выделения в нем исходных компонентов физич. типа. Большое значение имеют и данные лингвистики, позволяющие выделить субстратные элементы в языке исследуемого народа, в топонимике занимаемой им территории и т. д. Данные этнографии также позволяют в совр. традиц. культурном наследии народа выявить моменты, связанные с различными этнич. группами, участвовавшими в его Э. Наконец, в нек-рых случаях существенную помощь могут оказать и данные письм. историч. источников о родо-племенном составе населения данной территории в ту или иную эпоху, о переселениях, завоеваниях и др. событиях, оказывавших влияние на процесс Э. См. также Этническая общность.

Лит.: Вопросы этнической истории эстонского народа, Тал., 1956; Левин М. Г., Этническая антропология и проблемы этногенеза народов Дальнего Востока, М., 1958; Монгайт А. Л., Археологические культуры и этнические общности, «НАиА», 1967, No 1; Этнические процессы в странах Зарубежной Европы, М., 1970; Арутюнов С. A., Чебоксаров Н. Н., Этнические процессы и информации, «Природа», 1972, No 7; Итс Р. Ф., Этническая история Юга Восточной Азии, Л., 1972; Бромлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии, М., 1974.

Источник

Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев (влахи-валахи-волохи)

Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев (влахи-валахи-волохи) Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев : Методология и историография [Сборник статей] /АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики; [Ред. коллегия: … В.Д. Королюк (отв. ред.) и др.]. – Москва : Наука, 1976. – 263 с. : схем. ; 21 см

В книге освещаются проблемы этнической исто­рии славян и восточных романцев (влахи-валахи-волохи) и Центральной и Юго-Восточной Европе. Особое внимание уделено вопросам методологии и историографии. Отличительной чертой сборника является соединение работ специалистов разных отраслей науки — историков, археологов и лингвистов.

От редакционной коллегии 3
Общие проблемы этногенеза народов Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы 6
В.Д. Королюк. К исследованиям в области этногенеза славян и восточных романцев 6
В.В. Иванов. Язык как источник при этногенетических исследованиях и проблематика славянских древностей 30
Л.А. Гиндин. Некоторые вопросы древнего балканского субстрата и адстрата 48
Этногенез и этническая история славянских и балканских народов 68
В.В. Седов. Ранний период славянского этногенеза 68
В.В. Иванов, В.Н. Топоров. Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и древнейшей истории славян 109
Л.В. Куркина. Изоглоссные связи южнославянской лексики (Материалы к проблемам славянского этногенеза) 129
Любомир Гавлик. Моравская народность в эпоху раннего феодализма 156
А.В. Десницкая. Эволюция диалектной системы в условиях этнического смешения (Из истории славяно-албанских языковых контактов) 186
Г.Г. Литаврин. Некоторые особенности этнонимов в византийских источниках 198
Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев в современной историографии 218
Н.Л. Подвигина. О характере материальной культуры Болгарии в VII—IX вв. (Краткий обзор трудов болгарских и советских археологов 1948—1973 гг.) 218
Э.А. Рикман. Проблема этногенеза в современнной румынской этнографии (о древних источниках румынской народной культуры) 232
Н.Н. Грацианская, В.Д. Королюк. Проблемы этногенеза моравских валахов в современной чехословацкой историографии 250
Хроника
О работе сектора древней истории и средних веков Института славяноведения и балканистики АН СССР 258

Читайте также:  Тест к аттестации Ответы Педагогика и методика преподавания тест на тему

Источник

Славяне. Этногенез и этническая история

В статьях сборника впервые на междисциплинарном уровне рассматривается проблема этногенеза славян в историко-культурном аспекте в связи с процессами этнической истории индоиранских, итало-иллирийских, кельтских, германских народов. Дается характеристика начальных стадий этнического процесса славянства, развития его этнических связей в лесной зоне Восточной Европы.

Книга предназначена для специалистов в области гуманитарных наук, сотрудников музеев, всех, интересующихся проблемами ранней истории славян.

СЛАВЯНЕ. ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ (Междисциплинарные исследования) 1

А. С. Герд. О некоторых вопросах теории этногенеза 2

Ю. М. Лесман. К постановке методических вопросов реконструкции этногенетических процессов 4

Н. Н. Цветков. Антропологический материал как исторический источник 6

И. И. Земцовский. Этническая история и музыкальный фольклор 8

Ю. С. А. Лаучюте. О методике балто-славянских исследований 10

В. В. Мартынов. Славянский, италийский, балтийский (глоттогенез и его верификация) 12

Ю. В. Откупщиков. Балто-славянская ремесленная лексика (названия металлов, металлургия, кузнечное дело) 14

А. И. Зайцев. Реки индоевропейской прародины 16

М. Б. Щукин. Семь миров древней Европы и проблема этногенеза славян 17

В. А. Ушинскас. Роль культуры штрихованной керамики в этногенезе балтов 19

В. А. Булкин. А. С. Герд. К этноисторической географии Белоруссии 20

В. Е. Еременко. Археологическая карта милоградской культуры 23

Приложение. Каталог памятников милоградской культуры (номера памятников соответствуют номерам на рисунках 1, 2) 26

Г. С. Лебедев. Археолого-лингвистическая гипотеза славянского этногенеза 29

П. В. Шувалов. Славяне и Германцы в Среднем Подунавье в 488/489-566 568 гг 32

Д. А. Мачинский. Территория «Славянской прародины» в системе географического и историко-культурного членения Евразии в VIII в. до н. э. — XI в. н. э. (контуры концепции) 33

Т.Н. Джаксон. Север Восточной Европы в этногеографических традициях древнескандинавской письменности (к постановке проблемы) 36

Т. Капелле. Славяно-скандинавское художественное ремесло эпохи викингов 37

В. Я. Конецкий. Новгородские сопки и проблема этносоциального развития Приильменья в VIII-X вв 39

Т. В. Рождественская. О письменных традициях в Северной Руси (IX-X вв,) (к постановке проблемы) 42

Список сокращений 49

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СЛАВЯНЕ. ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ (Междисциплинарные исследования)

Под редакцией

доктора филологических наук А. С. Герда, доктора исторических наук Г. С. Лебедева

ЛЕНИНГРАД

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1989

ББК 63.5 С47

В статьях сборника впервые на междисциплинарном уровне рассматривается проблема этногенеза славян в историко-культурном аспекте в связи с процессами этнической истории индоиранских, итало-иллирийских, кельтских, германских народов. Дается характеристика начальных стадий этнического процесса славянства, развития его этнических связей в лесной зоне Восточной Европы.

Книга предназначена для специалистов в области гуманитарных наук, сотрудников музеев, всех, интересующихся проблемами ранней истории славян.

Рецензенты: д-р ист, наук А. Н. Кирпичников (ЛО ИА АН СССР), чл.-кор. АН СССР (ЛЧ ИЭ АН СССР) К. В. Чистов

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета

Научное издание Славяне Этногенез

и этническая история (Междисциплинарные исследования)

Межвузовский сборник Редактор И. П. Комиссарова Художественный редактор В. В. Пожидаев Обложка художника С. В. Алексеева Технический редактор А. В. Борщева Корректоры Л4. В. Унковская, Н. В. Ермолаева ИБ № 3270

Сдано в набор 16.03.89. Подписано в печать 28.09.89.М-24259. Формат бОХЭО’/и.

Бумага тип. №2. Гарнитура литературная. Печать высокая. Уел. печ. л. 11 + вкл. на мел. бум. 0,25+0,25 вкладка.Уел. кр.-отт. 11,81.Уч.-изд. л. 13,53.

Тираж 2780 экз. Заказ №372. Цена 1 р. 90 к.

Издательство ЛГУ. 199034, Ленинград, Университетская иаб., 7/9.

Типография Изд-ва ЛГУ. 199034, Ленинград, Университетская наб., 7/9.

© Издательство Ленинградского университета, 1989

» 0501000000-157 _

С 076(02)-8919-90

ISBN 5-288-00428-5

Содержание

•Предисловие. ◦А. С. Герд. О некоторых вопросах теории этногенеза

◦Ю. М. Лесман. К постановке методических вопросов реконструкции этногенетических процессов

◦Н. Н. Цветков. Антропологический материал как исторический источник

◦И. И. Земцовский. Этническая история и музыкальный фольклор

◦Ю. С. А. Лаучюте. О методике балто-славянских исследований

◦В. В. Мартынов. Славянский, италийский, балтийский (глоттогенез и его верификация)

◦Ю. В. Откупщиков. Балто-славянская ремесленная лексика (названия металлов, металлургия, кузнечное дело)

◦А. И. Зайцев. Реки индоевропейской прародины

◦М. Б. Щукин. Семь миров древней Европы и проблема этногенеза славян

◦В. А. Ушинскас. Роль культуры штрихованной керамики в этногенезе балтов

◦В. А. Булкин. А. С. Герд. К этноисторической географии Белоруссии

◦В. Е. Еременко. Археологическая карта милоградской культуры ◾Приложение. Каталог памятников милоградской культуры (номера памятников соответствуют номерам на рисунках 1, 2)

Читайте также:  Что можно задать парню вопросы инстаграм

◦Г. С. Лебедев. Археолого-лингвистическая гипотеза славянского этногенеза

◦П. В. Шувалов. Славяне и Германцы в Среднем Подунавье в 488/489-566 568 гг

◦Д. А. Мачинский. Территория «Славянской прародины» в системе географического и историко-культурного членения Евразии в VIII в. до н. э. — XI в. н. э. (контуры концепции)

◦Т.Н. Джаксон. Север Восточной Европы в этногеографических традициях древнескандинавской письменности (к постановке проблемы)

◦Т. Капелле. Славяно-скандинавское художественное ремесло эпохи викингов

◦В. Я. Конецкий. Новгородские сопки и проблема этносоциального развития Приильменья в VIII-X вв

◦Т. В. Рождественская. О письменных традициях в Северной Руси (IX-X вв,) (к постановке проблемы)

Предисловие.

В феврале 1982 г. при кафедре археологии Ленинградского университета начал свою работу Межфакультетский семинар по проблемам этногенеза и этнической истории. Семинар сразу же объединил археологов, лингвистов, этнографов, историков средневековья. С тех пор на протяжении вот уже семи лет аудитория семинара не редеет, а растет от заседания к заседанию.

Во-первых, с самого начала его создания семинар был ориентирован не на изложение и доказательство отдельных, по- своему очень важных и даже новых идей археологов, лингвистов и этнографов, а на решение одной общей для гуманитариев методологической проблемы: как вести и строить этногенетические исследования, каков должен быть сам тип работ по этногенезу; во-вторых, доклады, сделанные на семинаре, всегда отличались достаточно высоким научным уровнем; в-третьих, у членов семинара установился прочный союз с молодежью, со студентами, аспирантами — условие, уже не раз дававшее новую жизнь старым идеям и рождавшее новые мысли именно в университетской аудитории.

Источник

Вопросы этногенеза и этнической истории

Этногенез и этническая история русского народа

Исторические корни русского народа уходят в глубокое прошлое.

В эпосе Древней Индии содержится ряд удивительных свидетельств о таинственной северной стране Гиперборее. В частности Махабхарата часто упоминает священную гору Мера, которая является неизмеримо высокой, «невиданной нигде в мире». Там, по представлениям индусов, жили боги, асуры, киннары, небесные девы апсары и гандхарвы.

Именно в этой земле находился источник всех земных вод «небесная Ганга». А прямо над этой таинственной горой Брахмой была закреплена Полярная звезда Дхрува, вокруг которой совершают свое вращение созвездия Кассиопеи, Большой Медведицы и Волопаса. Сутки здесь продолжаются год, а воды, которые «ниспадают» застывают в прекрасных формах.

Древний текст отмечает, что климат в этой стране мягкий – здесь не жарко и не холодно, а земля вся покрыта буйной растительностью и плодами, стаями птиц и стадами антилоп. Махабхарата описывает, что с вершины этой священной горы открывается панорама на Молочное море, которое сегодня именуют Северным Ледовитым океаном. Далее сказано, что в северной части этого моря расположен остров Шветадвипа, что в переводе означает «Белый остров». Это страна блаженных: они не причастны ни к какому злу, удивительны видом и исполнены жизненной силы. Их кости крепки, подобно алмазу.

Многие смелые люди пытались добраться в священную страну, однако лишь некоторым посчастливилось это сделать. Мудрецы и некоторые герои древности попали туда на крыльях божественной птицы Гаруды. Большинство же не смогло достигнуть заветной цели, став жертвами многочисленных чудовищ, которые обитали на подступах к священной горе.

Приведенные свидетельства со всей очевидностью указывают на таинственную Гиперборею, однако исследователи в недоумении, откуда жители Древней Индии могли знать столь подробно о Северном полюсе. Пока же эта тайна остается неразгаданной, оставляя лишь место предположениям.

В то время как древние анналы содержат значительную информацию о русских племенах в девятом и десятом столетиях нашей эры, очевидно, что соответствующие группы их предков сплотились значительно раньше, по крайней мере в сармато-готский период,

Геродот писал, что сарматы говорят на «издревле искажённом скифском языке». В степи Правобережной Кубани они впервые проникли в IV в. до нашей эры. Сарматы в основном занимались кочевым скотоводством. Древнегреческий географ и историк Страбон так описывает их жизнь и быт: «Кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут; вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются. Они следуют за своими стадами, выбирая местности с хорошими пастбищами. ».

В меньшей степени сарматы занимались земледелием, гончарным и кожевенным ремёслами. Сарматские ремесленники искусно изготавливали шлемы и панцири из сырой воловьей кожи. Умели изготавливать посуду, но предпочитали покупать её. В значительной мере сарматы жили за счёт обложения данью окрестных земледельческих племён, а впоследствии — греческих колоний.
У древнеримского поэта Овидия мы находим описание внешнего облика сарматов: «Они защищаются от жестоких морозов шкурами животных и сшитыми штанами, и из всего тела только лицо остаётся у них открытым. Волосы при движении часто звенят от висящих на них льдинок, и белая борода блестит, покрытая инеем».
Кубанский археолог Н. Е. Берлизов исследовал сарматские погребения. В них часто встречаются бронзовые зеркала, нередко разбитые или наглухо зашитые в специальном футляре. Видимо, сарматы считали, что в зеркале отражается душа покойного — они старались обезопасить себя от её возвращения в мир живых. Кроме того, они верили в очистительную силу огня. Не случайно в сарматских захоронениях встречаются курильницы, дым от которых, по представлениям сарматов, также должен освобождать их от влияния злых сил. Чистоту покойников должны были символизировать кусочки мела или извести. Их обычно помещали на дно могилы. Примечательно, что сарматы для захоронения своих умерших предков использовали курганы эпохи бронзы. Наибольшую известность приобрели сарматские погребения, обнаруженные в курганах по правому берегу реки Кубани от станицы Казанской до станицы Воронежской. Археологи называют их «Золотым кладбищем».
В IV в. до н. э. — I в. н. э. прикубанские степи населяло одно из сарматских племён — сираки. Они переселились сюда из Поволжья. Занимаясь кочевым скотоводством и земледелием, они были хорошими воинами и подчинили своей власти местные меотские племена.
В источниках того времени упоминаются «цари» сираков. Однако их власть не была наследственной. Сираки выбирали своих «царей» (военных вождей).
Через владения сираков проходил Великий шёлковый путь, что способствовало развитию торговли. Торговали с Боспорским царством, малоазийскими государствами, Римом и с соседними племенами Северного Кавказа. Много сиракских археологических памятников обнаружено на правом берегу реки Кубани у станиц Динской, Брюховецкой, Батуринской и др. Изучением археологических памятников, относящихся к племени сираков, активно занимается кубанский археолог И. И. Марченко.
Античные историки и географы о народах Прикубанья. Кавказ и народы, населяющие земли Предкавказья и Прикубанья, издавна привлекали внимание древнегреческих и римских авторов — историков и географов, поэтов и философов. Их сочинения являются основой знаний по древней истории Кубани. Однако к свидетельствам древних авторов надо относиться критически. Они изобилуют пересказами мифов; расположение географических пунктов и племён в античных сочинениях порой носит спорный характер. К тому же одни авторы писали на основе собственных наблюдений, а другие — с чьих-то слов. Иногда авторы соединяли в своих произведениях разновременные источники. К наиболее известным античным авторам, писавшим о Предкавказье и Прикубанье, относятся Геродот, Гиппократ, Аристотель, Страбон и другие.

а процесс их консолидации должен был начаться еще значительно раньше, в скифский период.

Читайте также:  10 навыков которые сделают из вас эффективного помощника руководителя

В целом проблема этногенеза любого народа чрезвычайно сложна. Мы не должны подходить к ней в свете таких упрощенных традиционных схем как теория генеалогического древа языков, которая длительное время рассматривалась как универсальная панацея не только филологами, но и историками.

Данное положение выдвинутое Г.В. Вернадским справедливо и до настоящего времени. Это подтверждается фактом существования двух родственных по ДНК народов, а именно Киргизов и Таджиков, имеющих гаплогруппу R1A1 с равным количеством носителей этой гаплогруппы по 63%, но Киргизы тюркоязычны, а Таджики ираноязычны. Явно, что образование языков этих народов зависело от процессов этногенеза.

В отношении доисторического фона формирования русского народа мы должны в особенности избегать таких генерализаций как «изначальный панславянский язык» (Ursprache, праязык), который, как предполагается, существовал до разветвления новых славянских языков, или же «изначальная панславянская родина» (Urheimat, прародина), в которой, согласно предположению, предки всех славянских народов начали свою историческую жизнь. Подобные обобщения не оказывая какой-либо помощи историку, скорее, затемняют вопрос.

Благодаря открытиям археогенетиков о формировании русского и любого другого народа можно вести речь только с точки зрения теории этногенеза, хотя для носителей одной и той же гаплогруппы и существует одна прародина, откуда они начали свои миграции, но их языки в ходе движения трансформировались и стали совершенно не похожи на язык своих пращуров и не имеют сходства между собой.

Иордан, который писал в шестом веке нашей эры, уже знал три группы славянских племен: венеты, склавены и анты.

Источник



Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. М., 1976.

Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев. Методология и историография. М.: Издательство «Наука», 1976.

Полный текст сборника

Редакционная коллегия: В. В. Иванов, В. Д. Королюк (ответственный редактор), Г. Г. Литаврин, Е. П. Наумов, Н. И. Толстой

Содержание

От редакционной коллегии

Общие проблемы этногенеза народов Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы

В. Д. Королюк. К исследованиям в области этногенеза славян и восточных романцев

В. В. Иванов. Язык как источник при этногенетических исследованиях и проблематика славянских древностей

Л. А. Гиндин. Некоторые вопросы древнего балканского субстрата и адстрата

Этногенез и этническая история славянских и балканских народов

В. В. Седов. Ранний период славянского этногенеза

В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Мифологические географические названия как источник для реконструкции этногенеза и древнейшей истории славян

Л. В. Куркина. Изоглоссные связи южнославянской лексики (Материалы к проблемам славянского этногенеза)

Любомир Гавлик. Моравская народность в эпоху раннего феодализма

А. В. Десницкая. Эволюция диалектной системы в условиях этнического смешения (Из истории славяно-албанских языковых контактов)

Г. Г. Литаврин. Некоторые особенности этнонимов в византийских источниках

Вопросы этногенеза и этнической истории славян и восточных романцев в современной историографии

Н. Л. Подвигина. О характере материальной культуры Болгарии в VII—IX вв. (Краткий обзор трудов болгарских и советских археологов 1948—1973 гг.)

Э. А. Рикман. Проблема этногенеза в современнной румынской этнографии (о древних источниках румынской народной культуры)

Н. Н. Грацианская, В. Д. Королюк. Проблемы этногенеза моравских валахов в современной чехословацкой историографии

Хроника

О работе сектора древней истории и средних веков Института славяноведения и балканистики АН СССР

Источник