Вопросы и ответы к зач ту Концепции современного естествознания

Вопросы и ответы к зачёту Концепции современного естествознания

Естествознание – это не какая-либо отдельная наука, это целая совокупность наук, которые изучают природу, ее законы. Таким образом, данный курс затрагивает одновременно математику, физику, химию, биологию, философию и т. д. Все эти науки можно классифицировать:
1) науки математические;

Содержание

Предмет естествознания.
Структура естественнонаучного познания. Метод естественных наук.
Динамика естественнонаучного познания.
Естествознание как феномен культуры. Роль естествознания в становлении духовного мира.
Эволюция естественнонаучных представлений о материи.
Понятия движения и энергии.
Классические представления о движении, пространстве и времени.
Понятие эволюции.
Основные положения общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна.
Корпускулярно-волновой дуализм.
Динамические и статистические законы.
Понятие физической картины мира. Панорама современного естествознания.
Соотношение классических и неклассических концепций естествознания в совр. физ. картине мира.
Структурные уровни организации материи.
Основные принципы и законы квантовой физики.
Типы физического взаимодействия.
Элементарные частицы (фотон, протон, электрон, мезон и др.).
Концепция нестационарной (расширяющейся) Вселенной.
Модели нестационарной Вселенной.
Концепция «Большого взрыва».
Возникновение Солнечной системы (гипотеза Х. Альвен и С.А. Аррениус).
Структура Солнечной системы.

Работа состоит из 1 файл

Зачет КСЕ.docx

  1. Предмет естествознания.
  2. Структура естественнонаучного познания. Метод естественных наук.
  3. Динамика естественнонаучного познания.
  4. Естествознание как феномен культуры. Роль естествознания в становлении духовного мира.
  5. Эволюция естественнонаучных представлений о материи.
  6. Понятия движения и энергии.
  7. Классические представления о движении, пространстве и времени.
  8. Понятие эволюции.
  9. Основные положения общей и специальной теорий относительности А. Эйнштейна.
  10. Корпускулярно-волновой дуализм.
  11. Динамические и статистические законы.
  12. Понятие физической картины мира. Панорама современного естествознания.
  13. Соотношение классических и неклассических концепций естествознания в совр. физ. картине мира.
  14. Структурные уровни организации материи.
  15. Основные принципы и законы квантовой физики.
  16. Типы физического взаимодействия.
  17. Элементарные частицы (фотон, протон, электрон, мезон и др.).
  18. Концепция нестационарной (расширяющейся) Вселенной.
  19. Модели нестационарной Вселенной.
  20. Концепция «Большого взрыва».
  21. Возникновение Солнечной системы (гипотеза Х. Альвен и С.А. Аррениус).
  22. Структура Солнечной системы.

Естествознание – это не какая-либо отдельная наука, это целая совокупность наук, которые изучают природу, ее законы. Таким образом, данный курс затрагивает одновременно математику, физику, химию, биологию, философию и т. д. Все эти науки можно классифицировать:

1) науки математические;

2) науки естественные;

3) науки технические;

4) науки гуманитарные.

Как же изучение этих различных наук способствует нашему пониманию естествознания? Очень просто рассмотрим это на примере ряда наук:

1) физика и химия – естественные науки, изучающие законы природы. Физика не занимается непосредственно изучением природы – ее задача заключается в том, чтобы что-либо подтвердить или, наоборот, опровергнуть;

2) физика и математика. Законы физики сформулированы (или же «написаны») на математическом языке. Чтобы это понять, достаточно вспомнить школьную программу;

3) «гибридные», или «синтезированные», науки. С течением веков и тысячелетий человечество пришло к пониманию того, что без смешивания (синтезирования) наук дальнейшее их развитие невозможно. Так появились физхимия, химфизика (в Российской академии наук есть даже специальные институты физической химии и химической физики), биохимия, биофизика. Эйнштейн в своей теории относительности объединил механику и неэвклидову геометрию.

После открытия О. Гона и Ф. Штрасмана, изучавших химические свойства деления ядра, физика получила дальнейшее развитие так же, как и вся мировая наука в целом.

  1. Структура естественнонаучного познания. Метод естественных наук.

Точное определение понятия «познание» дать очень сложно. Прежде чем попробовать сделать это, давайте проанализируем само понятие.

Выделяют следующие виды познания:

1) житейское познание;

2) художественное познание;

3) чувственное познание;

4) эмпирическое познание.

Житейское познание – это опыт, накопленный за многие века. Заключается оно в наблюдении и смекалке. Данное познание, без сомнения, приобретается только в результате практики.

Художественное познание. Специфика художественного познания заключается в том, что оно строится на зрительном образе, отображает мир и человека в целостном состоянии. Произведения искусства помогают ощутить связь со временем. Взгляните на любую картину, и что вы увидите? Внешне картина – это холст, который художник «размалевал» разноцветными красками; это холст, вставленный в деревянную раму. А внутренне – это целостный мир, который таит свои секреты. Пытаясь разгадать эти секреты (например, чему так таинственно улыбается Джоконда), мы чувствуем связь с прошлым, настоящим или будущим.

Чувственное познание – это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств (например, я слышу звонок мобильного телефона, я вижу красное яблоко и т. д.).

Главное отличие чувственного познания от эмпирического заключается в том, что эмпирическое познание осуществляется с помощью наблюдения или эксперимента. При проведении эксперимента используется компьютер или другой прибор.

Индукция – это умозаключение, сделанное на основе двух и более предпосылок. Индукция может приводить как к верному, так и к неверному выводу.

Дедукция – это переход, сделанный от общего к частному. Метод дедукции, в отличие от метода индукции, всегда ведет к истинным выводам.

Анализ – это деление изучаемого объекта или явления на части и составляющие.

Синтез – это процесс, противоположный анализу, т. е. соединение частей объекта или явления в единое целое.

Теперь мы попробуем подобрать наиболее верное определение понятия «познание». Познание – это процесс приобретения знания путем эмпирического или чувственного исследования, а также постижение закономерностей объективного мира и совокупность знаний в какой-нибудь отрасли науки, искусства.

1) физика и химия – естественные науки, изучающие законы природы. Физика не занимается непосредственно изучением природы – ее задача заключается в том, чтобы что-либо подтвердить или, наоборот, опровергнуть;

2) физика и математика. Законы физики сформулированы (или же «написаны») на математическом языке. Чтобы это понять, достаточно вспомнить школьную программу;

3) «гибридные», или «синтезированные», науки. С течением веков и тысячелетий человечество пришло к пониманию того, что без смешивания (синтезирования) наук дальнейшее их развитие невозможно. Так появились физхимия, химфизика (в Российской академии наук есть даже специальные институты физической химии и химической физики), биохимия, биофизика. Эйнштейн в своей теории относительности объединил механику и неэвклидову геометрию.

  1. Динамика естественнонаучного познания.

Внутренняя динамика развития науки имеет свои особенности на каждом из уровней исследования. Эмпирическому уровню присущ кумулятивный характер, поскольку даже отрицательный результат наблюдения или эксперимента вносит свой вклад в накопление знаний. Теоретический уровень отличается более скачкообразным характером, так как каждая новая теория представляет собой качественное преобразование системы знания. Новая теория, пришедшая на смену старой, не отрицает ее полностью (хотя в истории науки имели место случаи, когда приходилось отказываться от ложных концепций теплорода, электрической жидкости и т. п.), но чаще ограничивает сферу ее применимости, что позволяет говорить о преемственности в развитии теоретического знания.

Вопрос о смене научных концепций является одним из наиболее злободневных в современной методологии науки. В первой половине XX в. основной структурной единицей исследования признавалась теория, и вопрос о ее смене ставился в зависимость от ее верификации (эмпирического подтверждения) или фальсификации (эмпирического опровержения). Главной методологической проблемой считалась проблема сведения теоретического уровня исследований к эмпирическому, что, в конечном счете, оказалось невозможным.

В начале 60-х годов XX в. американский ученый Т. Кун выдвинул концепцию, в соответствии с которой теория до тех пор остается принятой научным сообществом, пока не подвергается сомнению основная парадигма (установка, образ) научного исследования в данной области. Динамика науки была представлена Куном следующим образом:

Читайте также:  Итоговая пресс конференция Путина​ Ключевые тезисы

Старая парадигма –» нормальная стадия развития науки –»

революция в науке –» новая парадигма,

Парадигмальная концепция развития научного знания затем была конкретизирована с помощью понятия «исследовательской программы» как структурной единицы более высокого порядка, чем отдельная теория. В рамках исследовательской программы и обсуждается вопрос об истинности научных теорий.

Еще более высокой структурной единицей является естественнонаучная картина мира, которая объединяет в себе наиболее существенные естественнонаучные представления эпохи.

  1. Естествознание как феномен кул ьтуры. Роль естествознания в становлении духовного мира сотрудников ОВД.

Культура — это система средств человеческой деятельности, благодаря которой программируется, реализуется и стимулируется активность индивида, различных групп, человечества в целом в их взаимодействии между собой и с природой. Уже само определение отражает два основных типа взаимодействия, которые определяют два типа культур — гуманитарную (взаимодействие между собой) и естественно-научную (взаимодействие между обществом и природой). Естественно-научная культура отличается тем, что знания о природе имеют высокую степень объективности и достоверности. Гуманитарная культура специфична тем, что системообразующие ценности гуманитарного знания определяются и активизируются из социальной позиции человека. Имея свои специфические черты, эти два типа культур, безусловно, взаимодействуют, так как обладают единой культурной основой.

  1. Эволюция естественнонаучных представлений о материи.

1 этап – вещественно-предметный. Древние материалисты отождествляли материю с конкретными, чувственно-воспринимаемыми природными явлениями, стихиями: огонь, вода, земля, воздух, металл, дерево. Весь мир представлялся модификацией этих стихий.

2 этап – вещественно-субстратное понимание.

3 этап – философско-гносеологическое ее понимание материи в рамках диалектико-материалистической

Материя как объективная реальность является предметом изучения всех наук, каждая из которых исследует какой-то определенный вид материи или ее свойство. Из диалектико-материалистического учения о материи следует методологический вывод о неисчерпаемости материального мира.

В основе современных естественнонаучных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее. Система– совокупность элементов, кот. своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство. Структура – совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы, которые обеспечивают целостность системы. Любой материальный объект как система уникален и неповторим, но некоторые объекты, обладающие общими признаками структуры, можно объединить в определенные классы, виды, уровни, в свою очередь связанные друг с другом.

В неживой природе:

1) микромир или атомный уровень организации неживой материи;

2) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений;

7) мегамир — планетарные системы, звезды, галактики, метагалактики, Вселенная.

Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи, обладающие массой покоя. К невещественным формам материи относятся различные поля.

Материя структурирована и системно организована. Определенный уровень организации материального мира изучается конкретными науками. Данные естественных и общественных наук о строении и свойствах конкретных видов материй, форм ее движения, пространства и времени постоянно изменяются и углубляются, уточняя теоретические модели, составляющие целостность научной картины мира. Научная картина мира носит парадигмальный характер, так как она задает систему установок и принципов освоения мира, определяющих стиль и способ научного мышления, направляет движение мысли в поисках истины. Эволюция современной картины мира отражает путь движения науки от создания классической к неклассической и постнеклассической картины мира.

Конкретно-научные представления о материи, ее видах и свойствах никогда не будут исчерпывающими, с каждым новым открытием они углубляются, уточняются, заменяются новыми.

  1. Понятия движения и энергии.

Движение — изменение положения в пространстве с течением времени.

Энергия (от греч. enérgeia — действие, деятельность), общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она только может переходить из одной формы в другую (Закон сохранения энергии). Понятие энергии связывает воедино все явления природы.

В соответствии с различными формами движения материи рассматривают различные формы энергии: механическую, электромагнитную, ядерную и др. Это подразделение до известной степени условно. Так, химическая энергия складывается из кинетической энергии движения электронов и электрической энергии взаимодействия электронов друг с другом и с атомными ядрами. Внутренняя энергия равна сумме кинетической энергии хаотического движения молекул относительно центра масс тел и потенциальных энергий взаимодействия молекул друг с другом. Энергия системы однозначно зависит от параметров, характеризующих состояние системы. В случае непрерывной среды или поля вводятся понятия плотности энергии, т. е. энергия в единице объема, и плотности потока энергии, равной произведению плотности энергии на скорость ее перемещения.

Источник

Экспресс-подготовка к онлайн-тестированию:

Закажи скайп-консультацию и узнай все секреты успешной сдачи экзаменов онлайн!

Сдаешь тесты самостоятельно?

Вы здесь: Home База вопросов СПбГТИ ФЭМ КСЕ СПбГТИ Тесты с ответами КСЕ Тесты с ответами Темы 1-10

КСЕ Тесты с ответами Темы 1-10

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Тема 1. Естествознание в мировой культуре

Естествознание – это:

+Отрасль научного познания

Отрасль народного хозяйства

Сфера социальных отношений

Главная особенность науки – это её:

Регулирования со стороны идеологизированного руководства

Подчинение религиозным догмам положение

Зависимость от личности исследователя

На фундаментальную и прикладную подразделяется наука:

Наука – это:

+Компонент духовной культуры

Элемент практического преобразования мира

Элемент материально-предметного освоения мира

Результат обыденного, житейского знания

Проблемы нравственной ответственности учёного сегодня относятся к области формирования:

Методологии научного исследования

Связи между наукой и обществом

Связи между наукой и производством

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

Тема 2. История естествознания

Первой в истории наук физическая картина мира была:

Впервые идея о единстве материальной основе окружающего мира была выдвинута:

+Древнегреческими философами Милетской школы

Древнегреческими философами Элейской школы

Исходной основой всех знаний о природе в древности являлись знания:

Материалистическая трактовка физической картины мира характерна для:

A. Эйнштейна и В. Гейзенберга

Э. Шредингера и А. Эйнштейна

+М. Планка и А. Эйнштейна

B. Гейзенберга и Э. Шредингера

Физическая картина мира:

+Занимает доминирующее положение в естественнонаучной картине мира

Является необязательной составляющей частью общей картины мира

Является необходимой, но не определяющей частью общей картины мира

Является наименее существенной частью общей картины мира

Тема 3. Структурные уровни организации материи и естественнонаучная картина мира

Современная естественнонаучная картина мира основана, главным образом, на науке:

В основу современной естественно-научной картины мира положены:

постулаты священных книг мировых религии

законы классической механики И. Ньютона

геоцентрическая модель Аристотеля — Птолемея

+принципы релятивистской физики А.Эйнштейна, квантовой теории, эволюционистские
идеи синергетики

Порядок и уровни организации материи имеют структуру:

Что является предметом (объектом) изучения в естествознании?:

человек и его отношения с окружающей средой

Читайте также:  Индивидуальный типологический опросник ИТО Л Н Собчик

объекты живой природы и законы их развития

+различные виды материи и формы их движения, их связи и закономерности

объекты неживой природы и законы их взаимодействия

Какой из перечисленных уровней относится к уровню организации живой материи:

Тема 4. Физические концепции естествознания

Эвард Уиттен – автор теории:

Время в понимании теории относительности – это:

Способность человека переживать и упорядочивать события одно за другим

Доопытная форма восприятия, получаемая человеком при рождении

+Четвёртая координата движения тела

Последовательность, происходящих в материальных вещах

К свойствам времени не относится:

+Единство метрических и топологических свойств

Пространство в понимании современной физики – это:

+Атрибут материи, определяемый связями и взаимосвязями движения тел

Пустота, в которой находятся различные тела

Свойство человеческого сознания упорядочивать предметы определять место одного рядом с другим

Вечная категория сознания, врождённая как форма чувственного созерцания

К свойствам пространства не относится:

Тема 5. Мегамир: современные астрофизические и космологические концепции

Источники космического радиоизлучения с очень большой стабильностью периода – это:

Энергия Солнца поддерживается за счёт:

Распада радиоактивных элементов

Влияние Солнца на Землю не проявляется:

+В вулканической деятельности

В ионизации газов в атмосфере

В приливах и отливах морей и океанов

В магнитных бурях в магнитосфере

Сверхмощные источники энергии во Вселенной с признаками явной нестабильности – это:

Наша Галактика относится к типу Галактик:

Тема 6. Химия и ее роль в развитии естественнонаучных знаний

Происхождение названия «химия» связано с:

97% массы земной коры составляет:

Электрически заряженные частицы, появляющиеся в процессе электролиза – это:

К органогенам относятся:

Строение и свойства молекул химических соединений; превращение веществ; условия протекания химических реакций – изучает:

Тема 7. Биология в современном естествознании

Для живых организмов нехарактерно:

Деление и отпочкование

Способность обмена с окружающей средой

Силовыми станциями клетки являются:

Образование живыми растительными клетками органических веществ называется:

Совокупность особей одного вида, имеющих единый генофонд и занимающих единую территорию, называется:

Единица строения и жизнедеятельности живого организма – это:

Тема 8. Человек как предмет естественнонаучного познания

До конца XIX века возникновение жизни понималось как:

Формирование биотонических законов

С точки зрения астрономов Ф.Хойла и Ч.Викрамасигха, споры жизни разносятся:

Французский палеонтолог и теолог Тейяр де Шарден считает, что человек является:

+Осью и вершиной эволюции

Разрушительным фактором в жизни космоса

Случайным звеном в цепи жизни Вселенной

Сильная версия антропного принципа заключается в том, что признаются следующие положения:

Человек раскрывает изначальные смыслы существования Вселенной

+Человек занимает уникальное, выделенное место в Галактике

Человек — наблюдатель-участник реального существования Вселенной

Само возникновение Вселенной детерминировано существованием человека

По К.Э.Циолковскому, человечество перейдёт в волновую «лучистую» фору бытия в эру:

Тема 9. Концепция самоорганизации в науке

Согласно второму началу термодинамики, с течением времени в замкнутой изолированной системе энтропия должна:

Синергетика – это наука о превращении:

Порядка — в хаос

Сложных систем в простые

Простых систем в сложные

+Хаоса — в космос

Термин «синергетика» был введён в связи с исследованием:

+Неравновесных фазовых переходов лазера

Реакции «химические часы»

Согласованных действий нервной системы при мышечных движениях

Сотрудничества оператора с компьютером

И.Р. Пригожин открыл самоорганизацию макросистем в виде:

Нестационарных, нелинейных систем

Открытых каталитических систем

А.П. Руденко считает элементарной каталитической системой результат:

Увеличения скорости химической реакции

Постоянного потока извне новых реактивов

+Химического взаимодействия катализатора в реагентами

Ориентирования реакции в одном направлении

Тема 10. Естественнонаучные аспекты экологии и техносферы

Первое систематическое описание более 500 видов животных дал:

Ж. Кювье полагал, что:

На земле постоянно появляются новые формы жизни

Животные существовали на Земле с момента её появления

Орган животного изменяется под влиянием окружающей среды, не влияя на изменения других органов

+Периодически происходят глобальные катастрофы

Естественный отбор, по Ч. Дарвину, — это:

Изменение организмов под влиянием внешней среды

Сохранение и передача полезных признаков следующим поколениям

Случайный отбор признаков в каждом организме

+Процесс избирательного уничтожения одних особей и преимущественного размножения других

Элементарная структура эволюции, по современным представлениям, — это:

Ч. Дарвин дал научное объяснение эволюции живой природы в работе:

Источник

Концепции современного естествознания вопросы для зачета

  • Главная Все тесты
  • Поиск По тестам
  • Контакты Обратная связь
  • reshenie-testov-onlain
  • Сборник ТЕСТОВ />
  • Философия />
  • Тесты Концепции современного естествознания с ответами

Тесты Концепции современного естествознания с ответами

Тестовые задания по теме: «Концепции современного естествознания» КСЕ

1. Лапласова формулировка механического детерминизма гласит:

— движение тела, которое не подвержено влиянию других тел, всегда одинаковое

+ ум, который обладает знаниями о силе природы и относительном расположении ее частей в какой-то определенный момент, мог бы объединить в одну формулу все тела Вселенной – ему открылось бы прошлое

— тяготение существует и основывается на изложенных нами законах, а также объясняется движением моря и всех небесных тел.

2. Состояние системы в естественных науках задается:

— величиной капитала, перечнем материальных и нематериальных активов, принадлежащих фирме

— настроением человека, расположением его духа и самочувствием

+ скоростью материальной точки, координатами, а также распределением в пространстве полей (электрического и магнитного).

3. Из общей теории относительности следует, что:

+ массы, которые создают поля тяготения, обязательно искривляют пространство

— в геометрии Евклида описывается пространство, которое образуется около массивных тел

— движение тяготеющих масс не влияет на пространственные и временные свойства окружающего мира.

4. Для естественных наук характерно:

— раскрытие намерений человека и его целей

+ объективность и достоверность в высокой степени

— объяснение явлений, не сводящихся к рациональным началам.

5. В чем заключается основные противоречия, возникающие между природой и разумом?

+ разум ставит себя над природой

— природа возвышается над разумом

— они не противоречат друг другу.

6. Каким словом определяется гармоничное физическое, умственное и социальное благосостояние человека?

7. Девиантным называют поведение, отклоняющееся от социальных норм (неодобряемое и негативное). Что является его причиной?

— человеческая природа с ее несовершенством

— неблагоприятные социальные условия жизни.

8. Что включает в себя биосфера, будучи единством, построенным иерархически?

— космос и биогеоценоз

— биоценоз, популяцию и особь

+ биоценоз, биогеоценоз, особь и популяцию.

9. Современная теория эволюции манипулирует понятием «волны жизни». Какого его определение?

+ количественные колебания, отражающие численность популяции

— постоянно увеличивающиеся близкородственные скрещивания

— изменения, происходящие с климатом планеты с особой периодичностью.

тест 10. Что является толчком к развитию от низшего к высшему?

+ свойство отражения и его совершенствование, которое обуславливает повышающийся уровень организации и надежности структур, расширяющие свою функциональность

— повышение уровня развития и понижение надежности структур.

11. Чем определяются свойства молекул?

— атомными группами и условиями их взаимодействия

— переменным составом и принципом его соединения

+ атомами и характером их физико-химического взаимодействия.

12. Чем оперирует химическое соединение по нынешним соображениям?

+ химическими элементами в единственном или множественном количестве

— постоянным и переменным составом

— составом из макромолекул

13. К самоорганизации способен только этот класс систем:

— линейные и нелинейные системы закрытого типа

— открытые линейные системы

+ открытые нелинейные системы.

Читайте также:  Тест к аттестации Ответы Педагогика и методика преподавания тест на тему

14. Открытая система – это:

— существенные изменения прогрессивной направленности

+ система, которая обменивается с окружающей средой информацией, энергией и веществом, использующая локализацию структур для создания порядка из хаоса

— постоянное совершенствование сложных мировых систем.

15. Смысл принципа Вейля заключается в том, что:

+ физические законы не зависят от выбранного в пространстве масштаба длины и не меняются, когда один масштаб сменяется другим

— физические законы зависимы от выбранного в пространстве масштаба длины

— физические законы меняются, когда происходит замена масштабов.

16. Почему пространство и время – это объективные величины?

— из-за трехмерности пространства

— потому что они используются человеком, но не имеют смысла

+ они были, есть и будут независимо от человеческого сознания.

17. Симметрия характеризуется следующими параметрами:

+ гармония, пропорциональность и однородность

— однородность и незавершенность

— гармония, пропорциональность и соразмерность.

18. Идея целостности «говорит», что:

— мир нуждается в разделении на части, обособленные друг от друга

+ необходимо жить с природой в гармонии и не нарушать ее равновесия

— смыслом всей жизни является самоутверждение.

19. Какой принцип выражается в следующем высказывании: «Никаким физическим опытам, произведенным в инерциальной системе отсчета, невозможно определить, движется ли эта система равномерно и прямолинейно, или находится в покое»?

тест-20. Вероятность – это:

— тела в постоянном взаимодействии

+ мера возможности и количественная характеристика

— характеристики качества и количества.

21. Процесс появления порядка из хаоса характеризуется:

+ отбором информации из шума

— информацией в упорядоченном виде

22. Основными формами существования материи являются:

— поле, вещество, время и пространство

— только поле и время

+ время и пространство.

23. Признаки структуры, которые характеризуют мегамир:

— все живые организмы

+ космические системы и неограниченные масштабы.

24. Признаки структуры, характеризующие макромир:

— частицы, гены и клеточные организмы

— системы космического плана.

25. Признаки структуры, характеризующие микромир:

— разичные существа и их обособленные группы

+ элементарные частицы и ядра атомов

— макроскопические тела в космических системах.

26. Выберите определение понятию «ускорение»:

+ изменение скорости, происходящее за единицу времени

— постепенное увеличение скорости

— быстрое увеличение скорости.

27. Что характеризует статистический детерминизм?

— логическая организация и изучение ее структуры

— выделение предмета из общей массы ему подобных явлений

+ результат взаимодействия большого количества элементов, которые индивидуально детерминируют в соответствии с разными типами детерминации.

28. Существует положение, согласно которому нельзя достоверно описать пару взаимосвязанных объектов, принадлежащих микромиру. Как оно называется?

29. Принцип дополненности сформулировал:

тест_30. Взаимодействие, которое происходит в мегамире, характеризуется словом:

Источник



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ по Концепциям современного естествознания

1. Понятие науки. Развитие науки. Наука как социокультурное явление.

2. Фундаментальные теории науки и научные картины мира.

3. Понятие мировоззрения. Религия и философия как формы мировоззрения.

4. История естествознания.

5. Синергетика – междисциплинарное явление. Основные понятия: неравновесность, хаос и самоорганизация, диссипация и бифуркация.

6. Становление квантовой механики. Идея кванта энергии (проблемы теплового излучения и фотоэффекта, планетарная модель атома).

7. Корпускулярно-волновой дуализм, соотношение неопределенности и принцип относительности. Элементарные частицы, кварки и физический вакуум.

8. Особенности строения (иерархичность) и форм взаимодействия макрообъектов.

9. Законы термодинамики. Энтропия и “стрела времени”.

10. Мировоззренческий смысл специальной и общей теории относительности.

11. Своеобразие мегамира, его структура и взаимодействия.

12. Концепция Большого взрыва и мировоззренческие споры об источниках эволюции Вселенной.

13. Антропный принцип и его трактовка.

14. Гипотезы о происхождении жизни на Земле (креационизм, витализм, панспермия, самопроизвольное зарождение).

15. Становление эволюционной теории Ч.Дарвина и дискуссии о ней. Синтетическая теория эволюции.

16. Структурные уровни жизни. Генетика, молекулярная биология и генная инженерия. Макроструктуры жизни и биосфера.

17. Современная экологическая проблематика: истоки, причины, пути решения.

18. Учение В.И.Вернадского о ноосфере. Ноосфера и космос.

19. Какие типы взаимодействий в природе Вам известны? К каким из них отнесете: плавание, скатывание с горы, телевидение, гром, движение спутника по орбите, источник энергии звезд, любовь, деление клеток организма, высвобождение энергии при взрыве атомной бомбы?

20. Как Вы понимаете принцип относительности Галилея? Приведите примеры.

21. Какой эффект объясняет зависимость частоты от движения источника? Как объясняется эффект красного смещения в астрофизике?

22. Поясните понятия температуры и теплоты.

23. Поясните гипотезу «тепловой смерти» мира. Каков современный взгляд на эту проблему?

24. Почему результаты опытов по рассеянию альфа-частиц на фольге из золота привели к модели атома с ядром в центре и не могли быть объяснены моделью «пудинга с изюмом»?

25. Поясните явление радиоактивности.

26. Какие элементарные частицы Вам известны? Насколько они элементарны?

27. На каком основании можно утверждать, что свет — это электромагнитная волна?

28. Почему после появления уравнений Максвелла перешли от механистической картины мира к электромагнитной? Как передавались взаимодействия в той и другой картинах?

29. Естественнонаучная и гуманитарная культуры.

30. Три закона термодинамики. Проблема вечного двигателя.

31. Методы общенаучного познания.

32. Строение Вселенной.

33. Уровни организации материи.

34. Эволюция звезд.

35. Механистическая картина мира.

36. Гипотезы происхождения живого.

38. Принцип относительности. Теории относительности.

39. Космологические модели Вселенной.

40. Корпускулярно-волновой дуализм.

41. Теории эволюции.

42. Энтропия. Открытые и закрытые системы. Синергетика.

43. Отличие живого от неживого.

44. Типы галактик. К какому относится Млечный Путь?

45. Приведите источники энергии звезд.

46. Объясните, почему судьба звезд оказалась в сильной зависимости от ее массы. Какова судьба самых массивных звезд?

47. Откуда на звездах берутся другие химические элементы, кроме гелия и водорода?

48. Какие гипотезы происхождения планет Вам известны? Какие закономерности движения планет солнечной системы они объясняют?

49. Какова разница в образовании двух групп планет солнечной системы? Как объясняется образование спутников и колец планет?

50. Как объясняется удлинение продолжительности земных суток за последние 50000 лет?

51. Какие космические факторы определяют изменение климата планет?

52. Как объяснил бы увеличение шеи у жирафа Ламарк, Дарвин?

53. Как преобразуется солнечная энергия в растениях и каковы дальнейшие ее преобразования до начала человеческой деятельности?

54. Чем отличается круговорот энергии от круговорота веществ в природе?

55. Назовите адрес гена.

56. Проследите изменение взглядов на природу теплоты. Что определяет нагретость тела?

57. Сравните космологические взгляды Аристотеля и Коперника.

58. Информация и энтропия.

59. Назовите основные характеристики элементарных частиц.

60. Истинно элементарные частицы.

61. Назовите и охарактеризуйте три вида материи.

62. Шкала электромагнитных волн.

63. Назовите известных Вам натурфилософов древности, их взгляд на мир.

64. Охарактеризуйте основные этапы развития физики.

65. Чет отличается геоцентрическая система мира от гелиоцентрической?

66. В чем состоит заслуга Кеплера?

67. В чем сущность концепции атомизма? Как менялись в истории науки взгляды на атом?

68. Покажите изменения взглядов на природу движения от древних до современных?

69. В чем состоит идея самоорганизации?

70. В чем состояло противоречие между эволюционной теорией Дарвина и классической термодинамикой?

71. Открытые и закрытые системы. Отличия. Поведение энтропии в этих системах.

Источник