Вопросы высокого порядка как составлять

Учительские университеты

План коучинга
Цель: Повышение профессионализма учителя при формировании мотивационной сферы
Учащегося.

Задачи:
Обосновать мотивацию через постановку вопросов высокого порядка.
Учить коллег технике постановки вопросов высокого порядка
Содействовать переносу полученных теоретических знаний в практическую деятельность

Ожидаемый результат: Памятка, созданная учителем: «Как я , с учетом всего сказанного , буду это использовать на уроке»

Критерии оценивания: Рефлексия (Свободный микрофон).

Эпиграф: Умный вопрос – уже половина знаний. Ф. Бэкон

Ход сессии:
1Этап: Организационный
Обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы (создание групп)
Подготовить психологически учителей к общению и предстоящему занятию
Сообщить тему, цель, задачи сессии.
Работа коуча Работа группы Продолжительность этапа
1. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Мотивация обучения учащегося через постановку вопросов высокого порядка»
2. Мы сегодня будем работать в группах, поэтому мне хотелось бы начать нашу работу со слов Э.Асадова:

Свалилось зло, какого и не чаял.
Мир стал весь будто каменным. И вдруг
К тебе пришёл твой закадычный друг
И в трудный час плечо своё подставил.

И ты уже не в безнадёжной мгле,
И уж не так по сердцу лупит вьюга.
И нет прочней опоры на земле,
Чем то плечо надёжнейшего друга.

Мне бы хотелось, чтобы в сегодняшней работе вы чувствовали плечо друга всегда рядом и вам от этого было легко и приятно.

3. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу плодотворной работы.
4. Наша работа сегодня будет заключаться в следующем: я бы хотела вместе с вами в ходе занятия выяснить возможно ли с помощью вопросов на уроке повысить мотивационную сферу учащегося. И если это возможно, то какие должны быть для этого составлены вопросы?
5. Перед Вами лежат оценочные листы и первое задание: оценить по шкале Ваши знания по данному вопросу.

Улыбаются друг другу и желают хорошей работы.

Учителя работают с оценочным листом

2 Этап: Основная часть
1. Составление кластера (выделение смысловых единиц текста)
Работа коуча Работа группы Продолжительность этапа
Фиксирует на доске ответы Отвечает на поставленный вопрос: какие ассоциации у Вас вызывает слово «ВОПРОС» ?

2. Диалоговое общение
Работа группы Работа коуча Продолжительность этапа
 Для чего на уроке мы задаём вопросы?
 Какие надо составлять вопросы?
 Как надо составлять вопросы, чтобы на них не только захотелось ответить, но и чтобы они развивали мышление ребёнка?
 Есть что – то конкретное на что бы вы хотели обратить внимание в ходе нашего занятия? Отвечают на поставленные вопросы:

Диалоговое общение с коллегами

3. Теоретическая часть
Работа коуча Работа группы Продолжительность этапа
Вступительное слово коуча«Модель Блума»
Перед Вами теоретический материал, который вы в течении 7 минут должны прочитать с пометками на полях и обсудить в группе. Работают с материалом

Перед Вами фотография. Попробуйте составить по ней, пользуясь таблицей, вопросы, рассчитанные на разный уровень мышления.
И объясните ваш ответ.

Лучшие вопросы , записанные в оценочных листах, зачитайте. Работают с сюжетным фото и составляют вопросы
Коуч рассказывает примеры создания вопросов из своей личной практики «Учителю на заметку» (репродуктивные, расширяющие, развивающие)

Фиксируют в тетрадь
Работа с текстом и таблицей.
Разложить в таблице вопросы по типам репродуктивных, расширяющих и развивающих) Про слона.
А где у себя на уроке вы могли бы задавать расширяющие и развивающие вопросы? Приведите пример.

Работают с таблицей

Вопрос: как правильно задать вопрос? Попробуем составить памятку + антипамятка для разгрузки.
Составляют памятку

3 Этап:Рефлексия
Вопросы для свободного микрофона
— В чём состояла трудность сегодняшней работы?
— Почерпнули ли вы что- то новое для себя?

Рефлексивный отчёт «Мотивация обучения учащегося через постановку вопросов высокого порядка»

Раздел 1: Обоснование фокуса

.Оказание помощи учителям в формировании умения задавать вопросы высокого порядка.
Я работаю в средней общеобразовательной школе. На педагогическом совете школы я предложила учителям поучаствовать в коучинг – сессии. Учителя сформулировали свою проблему таким образом: как можно развивать мышление наших учащихся? Поэтому на коучинг я выбрала тему: Вопросы высокого порядка — развитие мышления высокого уровня. Учителя, которых заинтересовала данная тема, пришли на коучинг. Когда я спросила как вы оцениваете свои знания по теме нашего коучинга на данный момент, то все пятеро учителей оценили свои знания достаточно высоко. Я подумала, что работать мне будет нелегко. Но когда мы стали погружаться немного вглубь данной темы, то учителя практически сразу увидели, что их знания значительно ниже, чем они предполагали. Все учителя сказали, что задают вопросы у себя на уроке. В том ракурсе, в котором я рассматривала данное занятие, никто из учителей не работал, это я поняла из беседы с учителями.
.Я тоже на своих уроках столкнулась с неумением детей задавать вопросы высокого порядка, да еще и на языке своего предмета. Это все потому, что в обычной учебной деятельности наша задача сводилась к тому, чтобы как можно более доступно, без лишних затрат времени донести до детей нужную информацию. Теперь же мы должны научить их критически мыслить, а это процесс не из легких. Я для себя решила, что буду впредь на каждом уроке формулировать такие вопросы и поощрять к этому детей. Сама буду учиться этому процессу и учить это делать своих ребят.
Школа – это сообщество большого числа людей, которые постоянно участвуют в диалоге. Как правило, цель диалога, который всегда строится по схеме «вопрос — ответ», сводится к анализу какой-либо проблемы. Для всестороннего, системного охвата ситуации требуется соответствующий набор вопросов. И чем умнее задан вопрос, тем на него интереснее отвечать, тем более полную информацию мы можем извлечь при ответе на него.
. Перед проведением коучинга учителя озвучили потребность в необходимости научить их составлять вопросы высокого порядка. Поэтому на коучинге я хотела научить учителей проектировать вопросы высокого порядка. Учебные задачи, которые я ставила перед собой: учить коллег формулировать вопросы высокого порядка; использовать вопросы высокого порядка в своей практической деятельности. Я попросила принести учителей план любого своего урока и на выходе хотела, чтобы мы внесли изменения в свой план – конспект урока, с учётом приобретённых на занятии знаний. Поэтому мой ожидаемый результат: проект плана урока с использованием вопросов высокого порядка на каждом этапе своего урока.
. На коучинг – занятии учителя составляли кластер; приходили к общему мнению в результате диалога; работали с текстом; выслушали выступление коуча; учились составлять вопросы по сюжетной фотографии; работали с видео; делили вопросы по уровням сложности на группам при работе с текстом; работали со своим планом урока; рефлексировали свою деятельность.
. В ходе занятия коллегам были предложены оценочные листы для работы во время всего занятия. Формативное оценивание имеющихся знаний у учителей на начало занятия прошло с помощью шкалы (Приложение), затем на оценочных листах учителя составляли кластер по слову «Вопрос»

Уже на этом этапе я поняла, что моя работа нужна учителям. Были названы ассоциации: эрудиция, ответ, мысль, внимание, задание, интерес и др. Про то, что вопросы надо уметь составлять так, чтобы на них захотелось ответить; про сложность вопросов; про умение учителя составлять умные вопросы никто ничего не сказал. У меня появилась возможность направить работу учителей в нужном мне направлении. А в конце занятия, когда учителя давали интервью, я поняла, что и им эта работа была необходима. Кластер я провела для того, чтобы определить отправную точку для диалогового общения с учителями. Когда я определила отправную точку педагогов, то предложила им такие вопросы для диалогового общения:
 Для чего на уроке мы задаём вопросы?
 Какие надо составлять вопросы?
 Как надо составлять вопросы, чтобы на них не только захотелось ответить, но и чтобы они развивали мышление ребёнка?
 А как вы считаете: нужно ли вообще развивать мышление ребёнка или это вполне естественный процесс, который каждый проходит постепенно и помогать ему в этом нет необходимости?
Данное интервью прошло в форме исследовательской беседы: каждый предлагал свою информацию; идеи каждого выслушивались и расценивались как эффективные, но при этом каждая идея подвергалась тщательному оцениванию со стороны коллег; каждый обосновывал, то что предлагал и в конце беседы мы пришли к выводу, что вопросы, которые мы задаём своим детям должны быть заданы не только для того, чтобы на них был прямой ответ и ничего из этого не следующее. Вопрос должен быть очень грамотно составлен, чтобы он развивал навыки мышления каждого ребёнка, его критическое мышление. И сошлись на том мнении, что составлять именно такие вопросы надо учиться. Если мы их задаём на уроке своим ребятам, то крайне редко.

Далее я рассказала учителям о эффективной модели типологии мыслительных процессов таксономии Блума. Представила презентацию по данной теме:

Мне надо было дать учителям конкретное представление о том, какие вопросы развивают высокое мышление учащихся, объяснить процесс их создания и показать практическую значимость для их уроков.
Далее учителям было предложено самостоятельно изучить материал «Модели вопросов и заданий по таксономии Б. Блума» с пометками на полях: «+» уже знал и «-» узнал сейчас. Далее надо было обсудить прочитанный материал в группе. Затем учителям был предложен видеофрагмент из групповой работы наших учащихся на уроке истории. Вопрос для обсуждения: задаёт ли учитель своим учащимся в данном видеофрагменте вопросы высокого порядка. Если да, то какие? Как отвечают учащиеся на данные вопросы.
Учителя совершенно ясно заметили момент, когда учитель перешёл от вопросов низкого порядка к вопросам высокого порядка и мало того было совершенно отчётливо видно насколько сложно было отвечать на данные вопросы ребятам. Далее было очевидно, что дети постепенно с помощью учителя включаются в беседу, начинают говорить и не просто говорить, а рассуждать и высказывать собственные мысли. Может быть мысли пока нелепые, но они собственные и от этого безумно красивые. Далее коллеги работали с сюжетным фото, по которому с помощью предложенных подсказок (начала вопросов) они должны были составить несколько вопросов, рассчитанные на разные уровни мышления. Вопросы низкого порядка учителям было составлять не сложно, а как только подошли к высоким вопросам, то возникли определённые сложности, поэтому пришлось предложить им подсказки. В итоге были составлены вопросы:
 Как ты догадался что на фотографии праздник рождества?
 Как этот праздник встречают у тебя в семье?
 Почему дети не спят в эту ночь?
 Для чего на печке висят носки?

Читайте также:  Назовите две основные политические партии в США

Далее учителям была предложена работа с текстом по которому надо было распределить уже составленные вопросы на репродуктивные, расширяющие знания и развивающие вопросы. И распределить их по таксономии Блума. Результат надо было представить в виде таблицы, куда они наклеивали соответствующие вопросы и ответы.

Последнее задание было предусмотрено, как работа со своим планом урока: необходимо было выписать этапы своего урока и записать какие вопросы учителя задавали на уроке. Далее в результате диалога учителя пришли к выводу, что все вопросы, которые были заданы оказались низкого порядка и привели множество причин почему они не могли задать вопросы высокого порядка. И далее мы корректировали свой план с учётом уже полученных знаний: они формулировали вопросы высокого порядка на различных этапах урока. Учителя ушли с коучинга с планом- конспектом своего урока. В форме «Свободного микрофона» учителя ответили на мои вопросы, которые позволили мне отрефлексировать данное занятие.
. Учителям понравилось составлять кластер и работать с сюжетным фото, потому что эта работа вызвала интерес и вопрос: а сможем ли мы сами сделать то, чему учим наших учеников? Очень увлечённо работали со своим собственным планом урока, это вызвало наибольший интерес, потому что это касается непосредственно моего урока, как сказали коллеги. Очень хорошо прошла физкультминутка.
Сложно было учителям разделить вопросы конкретно по таксономии Блума, хотя разделить на низкого и высокого порядка не составило труда. На следующий раз мне надо подобрать большое количество вопросов- примеров, которые помогут учителям понять нить рассуждений и им будет уже просто разделить вопросы на анализ, оценку и синтез.
Сложно было составлять такие вопросы. Нет ещё достаточного навыка у учителей в составлении таких вопросов. Поэтому я запланировала на следующий год продолжить работу в этом направлении.
. В результате коучинг – занятия учителя научились составлять вопросы высокого порядка и представили это в своих оценочных листах. Также учителя научились составлять вопросы конкретно к различным этапам своего урока. При формулировании вопросов у учителей развивалась любознательность (при работе с фотографией они задались вопросом, а для чего на печке при праздновании рождества вывешивают носки? Я обязательно это найду в интернете, сказала одна из коллег). Создание данных вопросов включило в работу высокое мышление учителей (поэтому они и жаловались, что делить вопросы по таксономии Блума было сложно), шло развитие из креативного и критического мышления.
Данное занятие прошло эффективно для учителей — это я увидела по составленным ими вопросам к своим планам уроков. Вопросов было составлено немного, но они были сформулированы правильно.

Если бы мне удалось провести данный коучинг снова, я бы сделала меньше заданий в нём, я замахнулась сразу на огромный блок материала. После коучинга я решила, что его можно легко было бы разделить на 3 коучинга и более глубоко и качественно проработать каждый этап.
Мне надо научиться чётко выдерживать временные рамки каждого этапа

Источник



Разработка коучинга "Составление вопросов высокого порядка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разаботка предназначена для обмена опытом учителей.

Просмотр содержимого документа
«Разработка коучинга «Составление вопросов высокого порядка»»

План коучинг – сессии

«Как составить вопросы высокого и низкого порядка?»

формирование у учителей навыков составления вопросов

Участники коучинга смогут

1)знать сущность вопросов высокого и низкого порядка;

2)составлять вопросы высокого и низкого порядка применительно к своему предмету;

3) осуществлять сотрудничество в группе для достижения общей цели;

4) рефлексировать по поводу своего участия в коучинге.

Участники коучинга будут

1)понимать сущность вопросов высокого и низкого порядка;

2) разрабатывать задания высокого и низкого порядка.

II Участники коучинга разовьют навыки групповой самоорганизации, групповой рефлексии, саморефлексии.

Основные (ключевые) идеи

Использование данного подхода является отличным способом проффесионального развития, способствующего построению образовательного сообщества. Он позволяет наблюдать за действиями учеников и корректировать совместную деятельность.

Презентация, карточки, интерактивная доска, бумага, фломастеры.

«Собрать стихотворения »

(разделиться по группам)

Участникам коучинга раздаются отрывки стихотворения А.С.Пушкина, чтобы собрали стихотворения и разделились на группы

Целеполагание 10 минуты

Презентация – погружение в тему «Ромашка Блума ».

Объяснение как применяется «Ромашка Блума»

Кто? Когда? Где? Как?

Правильно ли я понял.

Как можно применить.

Что можно сделать из.

Как вы относитесь ?

Составьте вопросы высокого и низкого порядков по стихам А.С. Пушкина

Определите вопросы высокого и низкого порядков

Вопросы высокого порядка

вопросы низкого порядка

Вопросы высокого порядка

вопросы низкого порядка

Взомооценивание между группами с помощью приема «Карусель»

Коуч раздает группам ресурсы для работы.

–1-й группе разработать вопросы к притче (Приложение 1) по таксономии Блума

2-й группе: составить «тонкие и толстые вопросы» к рассказу Э.Киселевой «Мальчик-огонек» (Приложение 2)


Приложение (раздаточный материал)

«……………..» — сказка, потому что…

Действия в сказке происходят (где?) в…

Главные герои сказки (выбери и подчеркни):………………………………

Что случилось в конце сказки (подытожь).

2.Объясни следующую цитату: «…………………».

3.Почему сказка названа «……………………..»?

1.Какое отношение имеет тема сказки именно к тебе?

2.Если бы ты находился рядом с героем смог бы ему объяснить, в чем смысл притчи, сказки?

3.Составь и запиши аргументы в защиту героя

1.Почему герой поступает именно таким образом (проанализировать размышления )?

2.Сравни мнение главные героев

3.Соотнеси черты характера героев с их поступками

1.Предложи другой способ

2.Как бы ты поступил на месте главного героя?

3.Перепиши финал сказки

1.Попробуй оправдать размышление

2.Реалистичен ли такой конец?

3.Напиши письмо автору с отзывом о сказке.

Итоговая рефлексия 10 минут

.Нарисовать свою руку на листе А4 и на каждом пальце написать следующее:

большой палец — над чем бы я ещё хотела поработать;

указательный палец — что меня заинтересовало;

средний палец — мне не хватило.

безымянный палец — психологическая атмосфера на коучинге;

мизинец — мои пожелания.

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –
А нынче. погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,

Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?

Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Приложение №2

Приложение (раздаточный материал)

«Название ……………..» — сказка, потому что…

Действия в сказке происходят (где?) в…

Главные герои сказки (выбери и подчеркни):……………………………………….

Что случилось в конце сказки (подытожь).

2.Объясни следующую цитату: «…………………».

3.Почему сказка названа «……………………..»?

1.Какое отношение имеет тема сказки именно к тебе?

2.Если бы ты находился рядом с героем смог бы ему объяснить, в чем смысл притчи, сказки?

3.Составь и запиши аргументы в защиту героя

1.Почему герой поступает именно таким образом (проанализировать размышления )?

2.Сравни мнение главные героев

3.Соотнеси черты характера героев с их поступками

1.Предложи другой способ

2.Как бы ты поступил на месте главного героя?

3.Перепиши финал сказки

1.Попробуй оправдать размышление

2.Реалистичен ли такой конец?

3.Напиши письмо автору с отзывом о сказке.

Приложение 3

Раны, которые мы оставляем

Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада.
В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день:
Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада.
Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам:
“Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах!”
Никогда они уже не будут такими как раньше.
Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи,
ты оставляешь ему раны как те, что на воротах.
Можешь вонзить в человека нож и потом вытащить его,
Но всегда останется рана.
И будет не важно, сколько раз ты попросишь прощения. Рана останется.
Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
Друзья – это редкое богатство!
Они заставляют тебя улыбнуться и подбадривают.
Они готовы всегда выслушать тебя.
Они поддерживают и открывают тебе свое сердце.
Покажи своим друзьям, как они тебе дороги.

Приложение 4

Элеонора Константиновна Киселёва

OCR Dauphin, 2003

Жил на свете маленький горячий Огонёк. И очень ему хотелось сделаться мальчиком, чтобы было у него две ловкие руки, две крепкие ноги, два зорких глаза — словом, всё, как у ребят. Фея огня сделала его мальчуганом (он очень просил её об этом), но сказала, что от всех ребят Огонёк будет тем отличаться, что если попадёт в воду — погаснет, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька.

Вот так и появился в большом и весёлом доме, где жило много ребят, мальчик-Огонёк. Бегал он быстро, прыгал высоко, а когда делал что-нибудь, искры вокруг так и летели. Крепко он дружил с ребятами. Всегда были они вместе, только на реку купаться Огонёк с товарищами не ходил.

Как-то случилось, что Огонёк был один на берегу реки. Шёл он и улыбался — просто так: солнцу, речке, деревьям, траве. И вдруг увидел: тонет мальчишка, голова едва видна над водой, волны через лицо перекатываются.

Вспомнил Огонёк слова волшебницы: "Попадёшь в воду — погаснешь, и не будет тогда ни мальчика, ни Огонька", вспомнил и. бросился в воду. Подплыл, поддержал мальчишку. И тут почувствовал, что начал гаснуть, что руки и ноги перестают слушаться, а глаза видеть. Из последних сил плывёт он. Вот и берег. Вытащил на берег мальчишку. Выбрался и сам. Выбрался и погас.

Лежат на песке чёрные угольки — погасший мальчик-Огонёк. Всё это с высокого неба видело Солнце. Ясное, справедливое. Оно собрало все свои лучи в один сильный, живой и горячий луч, направило его на погасшего мальчика-Огонька и снова зажгло.

Читайте также:  В ЯГМА обсудят самые актуальные вопросы медицинской науки

И пусть мальчишкой он не стал, но сделался уже не Огоньком, а большим Огнём с таким же добрым и мужественным сердцем.

Источник

Учимся правильно задавать вопросы: правила постановки вопросов

Студенту важно уметь слушать. Но еще важнее – уметь задавать правильные вопросы, которые помогут получить нужный ответ. Иначе можно получить такой ворох лишней информации, которая забьет голову и не оставит места для полезных вещей, которые можно найти на нашем телеграм-канале.

Давайте вместе разбираться, что такое правильный вопрос, почему так важно уметь его составлять, а также какие виды вопросов бывают.

Правильный вопрос: какой он?

Правильно заданный вопрос не вынуждает собеседника отвечать. Грамотная формулировка делает так, что собеседнику самому захочется хорошенько подумать и дать ответ.

Считается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человекаСчитается, что способность поставить вопрос – одно из необходимых качеств умного и проницательного человека

Почему так важно уметь задавать нужные вопросы?

Дело в том, что нас окружает такой огромный объем информации, что если мы не научимся сортировать и принимать только важное, будет потрачено непростительно много времени и средств для поиска нужного.

Особенно важно это для бизнеса, ведь время – деньги. А задавая партнерам нужные вопросы, можно получить необходимые сведения, и в связи с ними выстраивать дальнейшую стратегию. Более того, задавать вопросы – значит проявлять к людям интерес, показыватя, что вы готовы уделить им время.

А вот неуместные и назойливые вопросы могут отпугнуть человека, заставить его «закрыться» и даже отказаться от сотрудничества.

Иммануил Кант был уверен, что ставить грамотные вопросы способны только умные и проницательные люди: «Бессмысленный вопрос требует бессмысленного ответа… Кроме стыда для вопрошающего, он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а другой держит под ним решето»

Чего можно добиться правильным вопросом?

Если правильно задать вопрос, он поможет достигнуть следующих целей:

  • пробудить интерес собеседника, дать ему возможность высказаться и предоставить нужную информацию;
  • повысить активность собеседника, вовлечь его в диалог;
  • управлять диалогом, направляя его в нужное русло;
  • удерживать инициативу в общении.

Но чтобы грамотный вопрос возымел действие, задавать его нужно не спонтанно, а продумывать заранее.

Сам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общениеСам факт вопроса говорит собеседнику, что вы не просто проявляете интерес к теме, но и настроены на позитивное общение

Типы вопросов

Чтобы получить важную информацию, важно не просто поставить вопрос, но и продумать, как это сделать. Есть типы вопросов, на которые люди отвечают неохотно или неоднозначно.

Специалисты по риторике рекомендуют чаще задавать вопросы, а не произносить монологи. Ведь именно так можно подвести собеседника к нужному вам выводу, не навязывая собственных выводов. А это уже искусство!

Первое, что нужно сделать – разобраться в типологии, а затем уже заинтересовать собеседника и дать ему понять, что ответить развернуто – это дело чести.

Закрытый вопрос

Цель закрытого вопроса – получить однозначный ответ (да, нет). Например: «Вы достигли совершеннолетия?», «У вас есть водительские права?».

С помощью закрытого вопроса можно получить однозначную информацию: «Какой вуз вы окончили?» – «МГУ».

Особенность этого типа – точная и краткая формулировка, поэтому и ответ предполагается точный и краткий. Часто в начале вопроса стоит местоимение «Вы», вопросительное слово или вопросительная конструкция. Например: «Вы сказали, что…», «Не возражаете, если…?», «Сколько…?», «Вы были…?».

Такие вопросы постоянно всплывают в студенческой и деловой жизни. Но чрезмерное их употребление нежелательно, так как создается напряженная атмосфера. Они уменьшают маневренность беседы, и у собеседника может сложиться ощущение допроса.

Цель закрытого вопроса часто не в собственном получении информации, а скорее в получении согласия или подтверждения на полученные ранее данные. (Груз ожидается в четверг? – Нет, в пятницу.)

Открытый вопрос

Здесь уже не получится ответить кратко, так как открытый вопрос предполагает объяснение.

Узнать такие вопросы можно по вопросительным словам «почему», «зачем», «каким образом», «как вы думаете» и т.д. Такие формулировки позволяют получить более развернутые данные, выяснить настоящие мотивы собеседника.

Особенность таких вопросов в следующем:

  • собеседник обдумывает высказывание, постоянно пребывая в активном состоянии;
  • у собеседника появляется шанс отбирать информацию для оппонента на свое усмотрение;
  • открытый вопрос устраняет барьеры между собеседниками, снимает с оппонента ощущение сдержанности и замкнутости;
  • партнер не ощущает давления, так как понимает, что является обладателем важной информации, идей, предложений.

Но в открытом вопросе собеседник может уйти от четкого ответа, дав только ту информацию, которую посчитает нужным. Поэтому нужно быть готовым к дополнительным наводящим, второстепенным, основным и другим вопросам.

Наводящие вопросы

Их формулируют таким образом, чтобы подсказать собеседнику ответ, которого от него ожидают. По своему содержанию они делают очевидным ожидаемый ответ.

Например: «Вы же знаете, что это противозаконно?», «Разве это не противоречит уставу?».

В составе наводящих вопросов чаще всего есть слова-подсказки:

  • разве,
  • конечно,
  • ведь,
  • тоже,
  • не правда ли.

Альтернативные вопросы

Альтернативный вопрос – это открытый вопрос, который предлагает собеседнику несколько вариантов ответов или предлагает ему сказать свой.

Например: «Как вы стали юристом: осознанно выбрали профессию, пошли по стопам родителей или пошли за компанию с другом?»

Их используют, когда хотят разговорить собеседника. Но важно, чтобы все альтернативы были нейтральными, не задевали оппонента.

А вот для беседы с чрезмерно разговорчивым человеком рекомендуются закрытые вопросыНазвание

Риторический вопрос

На такой вопрос не требуется прямой ответ. Его задают, когда хотят вызвать определенную реакцию: сделать акцент, заручиться поддержкой, напомнить о нерешенных проблемах.

Например: «Когда уже люди будут понимать друг друга?»

Важно, чтобы риторический вопрос был кратким, уместным, понятен всем присутствующим. Если в ответ звучит молчание, скорее всего, собеседник согласен и одобряет вашу точку зрения.

Переломный вопрос

Они удержат разговор в строго установленном русле или поднимут целый ряд проблем. С их помощью можно определить слабые места во мнении партнера.

Например: «Как вы видите пути развития вашей профессии?»

Такой вопрос уместен, если хотите плавно перейти с обсуждения одной проблемы на другую или когда почувствуете напряженность/сопротивление оппонента.

Вопрос для обдумывания

С его помощью можно подвести итоги беседы, тщательно проанализировать или прокомментировать сказанное ранее.

Например: «Сумел ли я вас переубедить в том, что…?», «Правильно ли я вас понял, что…?», «Думаете ли вы, что…?»

Его задают, чтобы создать атмосферу взаимопонимания, подвести итоги беседы. Он поможет собеседнику обдумать собственное мнение, создать благоприятную почву для аргументации по проблеме, дает возможность внести правки в свою позицию, если они возникли в ходе беседы.

Зеркальный вопрос

Заключается в повторении части утверждения собеседника с вопросительной информацией.

Он не опровергает утверждение оппонента и не противоречит ему, а вносит в беседу новые элементы для придания открытости диалогу. Это позволяет понять точку зрения собеседника.

Контрольный вопрос

Позволяет управлять вниманием собеседника, возвращает его на предыдущий этап беседы, проверяет, насколько он понял обсуждаемое.

Стоит отличать контрольные вопросы, которые ориентированы на факты (Кто? Что?), направлены на человека, его внутренний мир и поведение (Как? Зачем?).

Здесь важно, чтобы вы сами хорошо знали ответы на поставленные вопросы, иначе можно попасть в ловушку, получив ответный вопрос-капкан – такой же вопрос, который оппонент задаст вам.

Есть 4 разновидности контрольных вопросов, которые преследуют разные цели:

  1. Вопросы для проверки компетентности (практические). Здесь задают теоретические и практические вопросы, связанные с опытом и знаниями собеседника. Сложный практический вопрос может стать вопросом-капканом. Поэтому перед тем, как его задать, убедитесь, что сами знаете на него ответ. Примеры практических вопросов: «А что бы вы предприняли в такой ситуации?», «Каким образом можно осуществить это на практике?». Чаще всего прием практических вопросов встречается в сфере изучения естественных наук (географии, химии, физики, экологии). Их суть заключается в том, чтобы любые сведения и знания заземлить на практике
  2. Вопросы для демонстрации знаний. Они нужны, чтобы предоставить собеседнику возможность блеснуть знаниями, компетенцией. Их хорошо задавать, если собеседнику необходимо самоутвердиться, заслужить уважение.
  3. Провокационные вопросы. Их задают, если хотят поймать собеседника на противоречии между сказанным сейчас и ранее. На собеседованиях иногда пытаются ввести собеседника в состояние смущения, задавая провокационные вопросы. Цель – посмотреть, как собеседник выкручивается из ситуации, как он себя ведет в ситуации неудачи, может ли он признавать поражение, а иногда – вывести из равновесия и заставить думать в нестабильной обстановке.

Мы с вами выяснили, какие виды вопросов бывают. А наши практические советы помогли понять, как и когда их можно задавать. Остается только потренироваться: начните с одногруппников, а потом и на преподавателей можно переключиться.

Ну а чтобы от беседы с преподавателем не отвлекала плохо написанная контрольная или курсовая, заручитесь поддержкой сервиса помощи студентам. Они блестяще выполнят свою работу, а вам остается только «заговорить» экзаменатора.

Источник

10 правил написания вопросов с множественным выбором ответа

Тесты с множественным выбором ответа предполагают выбор нескольких правильных ответов из ряда предложенных.

Если вы хотите уменьшить количество ошибок и правильно научиться создавать вопросы для тестов данного типа, то обязательно дочитайте статью до конца.

Описанные ниже правила помогут сделать ваши тесты более точными, потому что вопросы в них будут интерпретироваться так, как задумано вами, а варианты ответов станут ясными и без подсказок.

Вот десять правил написания вопросов с множественным выбором ответа:

Правило №1: Проверяйте понимание темы и критическое мышление учеников, а не только вспоминание пройденного материала

Вопросы с множественным выбором критикуются за проверку поверхностного припоминания знаний. Вы можете пойти дальше, попросив учащихся интерпретировать факты, оценивать ситуации, объяснить причины и следствия, сделать выводы и предположить результаты.

Правило №2: Используйте простую структуру предложения и точные формулировки

Сформулируйте тестовые вопросы просто и понятно. Постарайтесь быть как можно более точными в выборе слов. Ведь они могут иметь несколько значений в зависимости от разговорного употребления и контекста.

Правило №3: Поместите большую часть слов в основу вопроса

Если вы используете только основу вопроса, а не вопрос целиком, убедитесь, что большинство слов находится в основе. Таким образом, варианты ответов могут быть краткими, что сделает их менее запутанными и более понятными.

Правило №4: Сделайте все неправильные варианты ответов правдоподобными

Все неправильные варианты ответов должны быть абсолютно разумными и правдоподобными. Это порой непростая задача, но избегайте возможности сделать их слишком очевидными и таким образом облегчить прохождение теста. Поскольку это снижает валидность (достоверность) теста.

Читайте также:  Как дать человеку достойный ответ без ненормативной лексики

Правило №5: Все варианты ответов должны быть одинаковой длины

Этого бывает сложно добиться, но опытные тестируемые могут использовать длину варианта ответа как подсказку к правильному ответу. Часто самый длинный ответ является правильным.

Если не получается сделать все варианты одинаковой длины, то сделайте 2-3 коротких ответа и столько же длинных.

Правило №6: Избегайте двойного отрицания

Это всем известная истина, но, к сожалению, не все про нее помнят.

Хотите разместить свой курс на платформе?

Не используйте сочетания слов с отрицанием «не» и «нет». Например, подобный вопрос может запутать учеников: «Какой из следующих комментариев НЕ будет нежелательным в рабочей ситуации?»

Преобразуйте вопрос и напишите его в положительной форме: «Какие из следующих комментариев приемлемы в рабочей ситуации?»

Правило №7: Перепутайте порядок правильных ответов

Убедитесь, что большинство ваших правильных ответов не находятся на первых позициях, что часто бывает. Сделайте правильные ответы в хаотичном порядке, чтобы сложно было отследить некий шаблон или закономерность.

Когда ваш тест будет создан, пройдите его и при необходимости измените порядок расположения правильных ответов.

Правило №8: Придерживайтесь одинакового количества вариантов

Приходилось ли вам проходить тесты, где в одном вопросе предлагали 7 вариантов ответов, а в другом 3?

Согласование одинакового количества вариантов ответов в вопросах помогает учащимся понять, чего ожидать, что снижает стресс при тестировании.

Исследования не пришли к единому мнению, что лучше – 3, 4 или 5 вариантов. Вы можете самостоятельно определить для себя оптимальное количество ответов в ваших тестах.

Правило № 9: Не обманывайте тестируемых

Каким бы ошибочным не было тестирование, существуют тесты для измерения знаний. Никогда не используйте вопросы или варианты ответов, которые могут обмануть учащегося.

Если вопрос или его варианты можно интерпретировать двояко или если разница между вариантами слишком незначительна, то найдите способ переформулировать это.

Правило №10: Используйте слова «все вышеперечисленное» и «ничего из вышеперечисленного» с осторожностью

Когда у вас заканчиваются варианты неправильных ответов, то фразы «все вышеперечисленное» и «ничего из вышеперечисленного» могут пригодиться. Но это не способствует хорошему оцениванию.

Ведь данные фразы могут быть очевидным ответом, если не используются постоянно в ваших вариантах. Кроме того, слова «все вышеперечисленное» могут помочь угадать учащемуся правильный ответ. Также недостатком использования подобных фраз является то, что вы не сможете точно сказать, действительно ли ученик знал правильный ответ или угадал его.

Эти 10 правил помогут вам сделать тесты понятными для учеников и позволят точно оценить их знания и навыки, полученные благодаря вашему обучению.

Платформа «АнтиТренинги» позволяет всего за 5 минут создавать тесты с автоматической проверкой, которые помогут сэкономить вам до 90% времени, поставив контроль обучения на автопилот.

Источник

Вопросы высокого порядка как составлять

Хлынина, Т. А. Составление вопросов высокого порядка как способ улучшения навыков работы с текстом учащихся седьмых классов / Т. А. Хлынина. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 57-61. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12867/ (дата обращения: 11.07.2021).

Научить работать с текстом — важная задача процесса обучения. Не каждый учащийся, прочитав один раз текст, определит, о чем он, в чем заключается основная мысль. Решить эту проблему поможет составление вопросов высокого порядка. Поэтому была определена тема исследования и этапы его проведения.

Тема данного исследования «Как умение составлять вопросы высокого порядка на основе таксономии Блума способствует улучшению навыков работы с текстом учащихся 7-х классов?» является актуальной, т. к.составление вопросов высокого порядка помогает лучше понять прочитанный текст, определить идею и основную мысль, выделить ключевые слова.

Прежде чем научить составлять вопросы по таксономии Блума, среди учащихся было проведено анкетирование по следующим вопросам:

− Умеешь ли ты составлять «тонкие» вопросы?

− Умеешь ли ты составлять «толстые» вопросы?

− Знаешь ли ты порядок слов в вопросительных предложениях?

− Помогает ли тебе составление вопросов лучше понять текст, его основную мысль и идею?

− Сможешь ли ты объяснить своему однокласснику, чем отличаются «тонкие» и «толстые» вопросы?

На основе ответов учащихся была составлена диаграмма, на которой видно, что учащиеся затрудняются в формулировании вопросов и в составлении «толстых» вопросов.

Цельнашего исследования — научить учащихся составлять вопросы высокого порядка, способствующие развитию навыков работы с текстом.

− изучить и проанализировать работы исследователей в данном направлении;

− изучить соответствующую методическую литературу, статьи, посвященные данной проблеме;

− изучить и апробировать приемы работы над составлением вопросов высокого порядка на уроках.

По данному исследованию было изучено большое количество литературы, где авторы предлагали свои методики составления вопросов высокого порядка: стратегия «Ромашка вопросов», прием «Толстые и тонкие вопросы».

Правильно поставленный вопрос учит учащихся слушать внимательно, мыслить и рассуждать. Учителю необходимо использовать вопросы как средство обучения учащегося на уроке. «Умный вопрос — это уже добрая половина дела», — писал Ф. Бекон. [9]. Для того, чтобы учащиеся успешно составляли вопросы и отвечали на них на уроке, ученикам была предложена таксономия Блума как инструмент конструирования системы вопросов. Вопросы по таксономии Блума представлены в следующих рисунках 2, 3.

Картинки по запросу ромашка блума

http://images.myshared.ru/4/176706/slide_18.jpg

Учащиеся начали работу с составления вопросов низкого порядка, далее уже составляли вопросы высокого порядка. В зависимости от уровня учащиеся выбирали тот или иной тип вопросов.

Для того, чтобы определить, как составление вопросов помогает учащимся глубже понять текст, было выбрано 3 ученика уровней А, В, С.

В результате проведенного исследования ученик А начинал свою работу с составления вопросов высокого порядка, используя таксономию Блума, далее — без использования таксономии Блума, по завершении исследования оказывал поддержку ученику В.

Ученик В начинал работу с составления «тонких вопросов», далее составлял вопросы высокого порядка, используя таксономию Блума, по завершении — составлял вопросы высокого порядка без использования таксономии Блума.

Ученик С начинал работу с чтения текста, делая пометки, далее составлял «тонкие вопросы», по завершении составлял вопросы высокого порядка, используя таксономию Блума.

По окончании исследования было проведено повторное анкетирование. Диаграмма показывает, что вопросы высокого порядка помогали ребятам лучше понять текст, учащиеся научились формулировать вопросы, составлять вопросы высокого порядка.

В дальнейшем планируется продолжать учить учащихся 8-х классов составлять вопросы высокого порядка и отвечать на них. Таким образом, результаты исследования показали, что умение составлять вопросы высокого порядка способствуют развитию навыков чтения.

1. Аюбаева Н. Развитие критического мышления через чтение и письмо: пути следования [Мәтін] / Н. Аюбаева // Қазіргі Қазақстан мектебі. – 2014. – № 6 (9). – С. 18–19. Дата обращения: 28.03.2017.

2. Аяганова Ш. К. Использование технологии критического мышления в учебном процессе [Текст] / Ш. К. Аяганова // Администратор в Казахстанской школе. – 2011. – № 1. – С. 30–33. Дата обращения: 8.04.2017.

3. https://yandex.kz/images/search?text= %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %88 %D0 %BA %D0 %B0 %20 %D0 %91 %D0 %BB %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B0&stype=image&lr=190&noreask=1&source=wiz/. Ромашка Блума. Дата обращения: 16.06.2017.

4. https://yandex.kz/images/search?text= %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %81 %D1 %82 %D1 %8B %D0 %B5 %20 %D0 %B8 %20 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BA %D0 %B8 %D0 %B5 %20 %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D1 %81 %D1 %8B&lr=190.Толстые и тонкие вопросы. Дата обращения: 16.06.2017

5. http://aleksandrova-el.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/tolstye_i_tonkie_voprosy/2–1-0–12. Толстые и тонкие вопросы. Дата обращения: 10.06.2017.

6. http://bilim-all.kz/article/3712-Legko-li-zadavat_-nelyogkie-voprosy-po-taksonomii-Bluma. Легко ли задавать нелегкие вопросы по таксономии Блума? Дата обращения: 10.05.2017.

7. https://www.metod-kopilka.ru/postanovka-voprosov-visokogo-poryadka-na-uroke-69322.html. Постановка вопросов высокого порядка на уроке. Дата обращения: 12.04.2017.

8. http://sc0018.astrahanka.akmoedu.kz/documents/view/8b6dcb4b13674b581e7ab28aa8fb7af6/?s=ROOT&p=Коучинг на тему: «Как задавать вопросы?» Дата обращения: 30.03.2017.

9. http://lit.1september.ru/article.php?ID=200500316. Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературы. Дата обращения: 18.05.2017.

Похожие статьи

Использование таксономии целей и задач для разработки.

Литература: 1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из. Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач » явилась полезным.

К вопросу повышения развития навыков чтения на занятиях.

В связи с этим, одной из основных задач является проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними.

критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся, развитие, класс, высокий порядок, порядок.

Сравнение методов оценки тональности текста | Статья в журнале.

Классификация тональности текста. Классификация — это соотношение некоторых

Основные этапы работы системы. Работа системы была разделена на три основных этапа

Выбран алгоритм, показывающий самую высокую точность классификации.

Формирование навыков мышления высокого уровня как один из.

Основной целью формирования навыков мышления высокого уровня у студентов является

Работа Б. Блума и его коллег «Таксономия образовательных задач » явилась полезным инструментом

1 — с использованием графических схем легче увидеть изучаемую проблему

Применение технологии критического мышления на уроках.

Парная или групповая работа. Возможно использование разных текстов по одной проблеме.

критическое мышление, урок, английский язык, иностранный язык, текст, учащийся, развитие, класс, высокий порядок, порядок.

Методы изложения материала для его обобщения.

С учетом этого выделено несколько основных этапов составления ОС

23) выделение главных мыслей из частей текста, определение общей идеи текста в целом

Традиционный процесс обучения. В работе представлены рекомендации по использованию различных.

Обучение чтению как способ развития речевых умений.

В ходе составления плана текста обучающийся проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли.

Методы и приемы работы с текстом при обучении разным видам.

Использование ментальных карт в учебном процессе как.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) (утвержден

Использование интеллект-карт на уроках музыки как средство. Групповая работа может быть использована на уроках изучения нового материала и обобщения темы.

Использование концептуального обучения для развития.

Основными инструментами оценивания стали результаты формативного и суммативного оценивания, в частности, анализ работ учащихся, нацеленных на развитие навыков высокого порядка по таксономии Блума, также были использованы такие методы, как наблюдение.

Источник