Зачем нужно критическое мышление

Что такое критическое мышление и как его развить

Что такое критическое мышление и как его развить

Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.

Зачем нужно критическое мышление

Учёба

Критическое мышление помогает при выборе источников, на которые мы опираемся во время обучения, учит видеть причинно-следственные связи, обобщать и структурировать информацию, аргументировать свою позицию и видеть слабые места в позиции других. Критическое мышление важно при изучении предметов, в которых необходимо уметь рассуждать, так как единственно правильного ответа на вопрос не существует: истории, философии, политологии, обществознании. Чем выше уровень критического мышления, тем проще даётся освоение школьной программы и программы вуза.

Работа

Сегодня специалисты в любой сфере должны уметь не только хорошо выполнять рутинные действия, но и принимать нестандартные решения, находить новые пути и подходы к решению проблем. Высоко ценятся люди, умеющие грамотно вести дискуссию и доказывать свою точку зрения. Критическое мышление помогает оценивать рабочие задачи с разных сторон и помогает избежать ошибок, связанных с неточностью или недостаточностью информации.

Повседневная жизнь

Человеку каждый день приходится самостоятельно принимать решения, порой на основе неполной или недостоверной информации. Эти решения касаются не только учёбы или работы, но и здоровья, быта, личных отношений. Критическое мышление позволяет выбрать оптимальный вариант действий, избежать серьёзных ошибок или быстро найти способ их исправления.

Как развивать критическое мышление

Пополняйте копилку знаний

Критически мыслить невозможно без достаточного количества знаний об окружающем нас мире. Чем больше знаний — тем проще сравнивать и анализировать. Прежде чем критически оценивать проблему, её необходимо рассмотреть со всех сторон, увидеть ситуацию в контексте других событий, проследить за её развитием во времени.

Постоянно пополняйте знания в самых разных областях:

  • читайте художественную и научно-популярную литературу;
  • смотрите документальные фильмы и лекции в открытом доступе на образовательных порталах, Youtube-каналах специалистов в разных областях, открытых лекториях;
  • наблюдайте за людьми и их поведением — это поможет понять причину их действий и выработать стратегию взаимодействия в разных ситуациях;
  • разговаривайте с людьми, интересуйтесь их мнением и опытом — это позволит выработать или уточнить свою позицию по любому вопросу.

Учитесь задавать вопросы

Любопытство и жажда познания — основа критического мышления, а чтобы удовлетворить эту жажду, необходимо уметь правильно формулировать вопросы. Тренируйтесь задавать вопросы на самые разные темы. Например, поставьте себе задачу придумать пятьдесят вопросов о любимом фильме, книге, картине, явлении или событии окружающего мира, предмете или конкретной теме школьной программы. При изучении любого вопроса интересуйтесь всеми аспектами, рассматривайте проблему с разных сторон и уточняйте детали, задавая вопросы.

Читайте и анализируйте тексты

Критическое мышление развивается благодаря постоянному анализу информации из книг и интернета. Разбирайте каждый прочитанный текст, например, по такой схеме:

  1. С какой целью написан текст, к какой аудитории обращается автор, какую мысль хочет донести.
  2. Какая проблема описана в тексте, существует ли единственный способ её решения или возможны разные варианты.
  3. Какова точка зрения автора на проблему, какие аргументы используются, относятся они к сформулированной проблеме прямо или только косвенно.
  4. Как автор строит свои рассуждения: доказывает ли каждый приведённый факт или предлагает принять его как само собой разумеющееся. Как правило, именно в обобщениях — «Всем известно, что…» — скрыта недостоверная информация. С их помощью можно манипулировать читателем и формировать искажённое отношение к проблеме.
  5. Где в тексте приводятся факты, а где — их интерпретация. Тренируйтесь отделять одно от другого, читая статьи в интернете об актуальных событиях.
  6. Есть ли в тексте какой-либо скрытый смысл, подтекст, и если да, как он меняет общий смысл текста.

Анализируя текст, обязательно формулируйте собственное отношение к проблеме, выстроенное на фактах, аргументах и логических рассуждениях.

Обращайтесь к альтернативным источникам информации

Критическое мышление обязательно предполагает знакомство с разными, иногда противоположными мнениями о проблеме. Изучая вопрос, обращайтесь к разным источникам, сопоставляйте полученную информацию, оценивайте её на логичность, полноту, достоверность, выявляйте несоответствия. Достоверная информация — та, что получена из проверенных официальных источников и подтверждена конкретными фактами. Статьи в интернете обязательно должны содержать ссылку на первоисточник.

Придумывайте варианты

Мыслить критически — это значит видеть разные варианты развития ситуации в зависимости от тех или иных факторов и уметь вычленять из этих вариантов самый оптимальный, удобный и эффективный.

  • Учитесь прогнозировать последствия своих действий в любой жизненной ситуации. Принимая решение, запишите на бумаге все вероятные последствия, оцените каждое из них, подумайте, как минимизировать риск неудачи или возможные негативные последствия.
  • Придумывайте сложные ситуации и составляйте список возможного разрешения проблем.
  • Анализируйте поступки персонажей книг или фильмов, которые влияют на развитие сюжета. Придумывайте альтернативные варианты развития событий, меняющие жизнь персонажа в лучшую или худшую сторону.

Анализируйте ошибки

Мы верим: не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибка — это не повод для самоуничижения, а способ разобраться, как поступить в следующий раз умнее, лучше и эффективнее. Конструктивно подходите к разбору каждой ошибки: найдите её, оцените причины, которые к ней привели, придумайте варианты, как её можно было избежать.

Специальные упражнения и методики

Шахматы

Игра в шахматы развивает логическое мышление, учит видеть причинно-следственные связи и прогнозировать развитие событий. Полезно не только играть в шахматы, но и решать шахматные задачи.

Ребусы, головоломки и логические игры

Решение ребусов и головоломок развивает внимание и логику, улучшает скорость мышления, учит замечать мелкие детали, отделять главное от второстепенного. Подойдёт самое доступное — судоку, кубик Рубика и пятнашки.

Настольные игры, развивающие логику и воображение

  • «Да-нетка». Ведущий загадывает слово или ситуацию, а игроки должны угадать её, задавая вопросы. Отвечать на вопросы ведущий может только «да» или «нет».
  • «Активити». Задача игроков — объяснить какое-либо слово или фразу с помощью описаний, объяснений, рисунков, жестов, звуков и так далее. Описывая слово, запрещается использовать однокоренные понятия.
  • «Codenames: Кодовые Имена». Игроки делятся на две команды, перед ними выкладываются карточки с 25 случайными словами, объединёнными по определённым признакам. Каждому слову соответствует секретный агент другой команды, мирный житель или убийца. Капитан даёт игрокам подсказку — одно слово и количество карточек, объединённых этим словом (признаком). Игроки должны с помощью подсказки вычленить карточку со словом, означающим секретного агента. Цель игры — быстрее отгадать всех агентов чужой команды.

Методики развития нестандартного мышления

  • «Выход за рамки». Представьте, что вам необходимо решить проблему с помощью неограниченного количества ресурсов и возможностей. Придумайте варианты решения с учётом этого условия, а потом перенесите их на ситуацию, когда ресурсы ограничены, и подумайте, какие из вариантов полностью или частично применимы и в этом случае.
  • «Способ применения». Возьмите любой предмет, например, расчёску или шариковую ручку, и попробуйте придумать 100 разных способов её применения.
  • «Случайное слово». Сформулируйте проблему и попробуйте связать её с любым случайно выбранным словом из открытой наугад книги.

Что нужно запомнить

  • Критическое мышление — важный навык, который помогает анализировать информацию, делать выводы, формировать собственное мнение по любому вопросу и действовать в соответствии с ним.
  • Критическое мышление помогает успешно справляться с учебными и рабочими задачами, принимать решения и ориентироваться в потоке информации.
  • Чтобы развить критическое мышление, стремитесь расширить свой кругозор и больше узнавать о разных предметах и явлениях, учитесь задавать вопросы, анализировать текст, придумывать разные варианты развития событий. Тренируйте логику, внимание и воображение с помощью игр, головоломок и специальных упражнений.

также встречается определение — латеральное мышление

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Что такое критическое мышление?

Фото: Jay Clark / Unsplash

Легко ли вам определять связи между идеями, замечать нестыковки в аргументации собеседника? Если да — поздравляем: вы обладаете критическим мышлением. Что это такое и при чем здесь ГЛОБУС, рассказывает Никита Непряхин.

Автор — Никита Непряхин, глава Школы критического мышления, соавтор книги «Критическое мышление», автор монографий на тему психологии, ораторского искусства и саморазвития. Лауреат премии Trainings как лучший бизнес-тренер России 2013 года.

1. В чем суть критического мышления?

Критическое мышление — это важный soft skill. Человек с развитым критическим мышлением обладает целым набором навыков — это наблюдательность и умение обосновать свою точку зрения, сосредоточенность на изучении информации и способность применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.

2. Где может пригодиться критическое мышление?

Везде. Это не преувеличение: умение критически мыслить может пригодиться в любой сфере нашей жизни — как детям и подросткам, так и взрослым.

Человек, который обладает критическим мышлением, способен:

  • понимать логические и причинно-следственные связи между разными идеями и понятиями;
  • быстро анализировать суждения окружающих и оценивать их;
  • грамотно конструировать собственные аргументы и доносить их до окружающих;
  • замечать нестыковки, несоответствия и обыденные ошибки в логике и аргументации;
  • отмечать важность и релевантность идей общему контексту;
  • рефлексивно оценивать собственные мнения и верования.

3. Что такое ГЛОБУС?

Чтобы подробнее ответить на вопрос «как это — думать критично?», я разработал систему из шести требований [1].

Чтобы было проще их запомнить, была сформулирована простая аббревиатура — ГЛОБУС, где каждая буква раскрывает конкретный аспект понятия.

Г — гибкое мышление

Этот критерий — один из ключевых. Мир меняется с невероятной скоростью, поэтому, чтобы адаптироваться абсолютно к любым условиям, вместе с ним должны меняться и мы.

Это означает способность «жонглировать» разными вариантами действий, выходя за привычные рамки. Это умение не только быстро искать новые стратегии, но и пересматривать свои решения, отказываться от старых взглядов, если они оказались неправильными. Человек, обладающий гибким мышлением, видит ситуацию не однополярно, и даже если у него что-то не получилось, он не опускает руки, так как всегда есть другая альтернатива.

Фото:Пресс-служба МШУ СКОЛКОВО

Негибкий человек — заложник своих установок и стереотипов. Он бескомпромиссен, категоричен и несговорчив. Только гибкость мышления, характера и поведения помогает избежать ненужных конфликтов и лишнего стресса.

Л — логичное изложение

Обычно, говоря о логике, мы имеем в виду способность разумно рассуждать, абстрагироваться, анализировать, делать обоснованные умозаключения и поступать последовательно.

Критическое мышление и логика — как сиамские близнецы: невозможно представить критически мыслящего человека, не способного разбираться, например, в причинно-следственных связях. Однако любая логичность бессильна сама по себе. Она будет торжествовать только при наличии других критериев.

О — обоснованные суждения

Тесно связанный с предыдущим критерием третий пункт. Критическое мышление невозможно без убедительной аргументации. Доказывая какую-либо позицию, критически мыслящий человек никогда не скажет: «Да я тебе говорю!», «Поверь мне!», «Я сказал, и точка!», «Да это и дураку понятно!». Требуя от других логичных и доказанных аргументов, он и сам никогда не скатится к голословным заявлениям.

Любой тезис он не будет воспринимать на веру без адекватной доказательной базы: подтвержденных фактов, статистических данных, основательных научных исследований, ссылок на конкретный опыт.

Б — беспристрастный подход

Это значит не подгонять логику под свои эгоистичные желания, стремиться к справедливости, быть способным контролировать свои эмоции и спокойно воспринимать действительность. Мыслить как бы от третьего лица своеобразного третейского судьи.

Читайте также:  Организация Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры Досье

Фото:Timothy Fadek / Bloomberg

Пожалуй, это один из самых сложных критериев. Беспристрастным быть сложно, ведь в нашей голове много сформированных ментальных программ, внушений, верований и установок. А наше эго, порой, корыстно влияет на мысли и поступки. Чтобы этого избежать, нужно чаще задавать себе вопросы: «А не говорит ли во мне субъективное отношение?», «Нет ли в этом решении моей личной заинтересованности?», «Что бы сделал человек со стороны?» и так далее.

Абсолютной беспристрастности добиться невозможно, но стремиться к этому должен каждый.

У — упорядоченные мысли

Мыслить критически — значит мыслить упорядоченно, системно, последовательно, организованно. Это требует наведения порядка в своих мыслях. В зрелом и крепком разуме не может быть хаоса, взбалмошных, сумбурных мыслей: они рождают беспорядочную речь, затем следуют бессистемные решения, что в конечном итоге приводит к неорганизованной жизни.

Фото:alpinabook.ru

Гармония может родиться только в порядке. Человек, который мыслит упорядоченно, принимает последовательные решения, системно оценивает информацию, виртуозно владеет анализом и синтезом. Его сложно запутать или сбить с четкой смысловой линии.

С — самостоятельное мышление

Критически мыслящий человек — это самостоятельно мыслящий человек. Конечно, мы можем прислушиваться к мнению окружающих, главное, чтобы это было осознанное решение. Самостоятельно мыслить нужно не вопреки, для кого-то, демонстрации взрослости и того, насколько вы оригинальны. Это нужно делать для самих себя. Иначе думать и делать выбор за вас будут другие.

Но полной автономии быть не может, это уже изоляция. Мы не Робинзоны Крузо на необитаемом острове, мы — социальные существа, взаимодействующие друг с другом и живущие в едином инфополе по особым правилам. Перефразируя известное выражение, можно сказать, что наша самостоятельность заканчивается там, где начинается самостоятельность другого.

4. Как применять критическое мышление?

Существует много способов. Профессор Саманта Агус в видеоуроке для TED-Ed предлагает пятиступенчатый подход.

Сформулируйте проблему. Например, вам предлагается опробовать диету, обещающую результат через две недели. Определение личной цели — сбросить вес, улучшить питание — облегчит критическую оценку этой информации и соотношение со своими потребностями.

Соберите информацию. Можно спросить совета у экспертов. Это поможет оценить все альтернативы.

Используйте информацию. Задайте себе ряд критических вопросов: «Чем я руководствуюсь в этой ситуации?», «Считаю ли я, что мне говорят правду?», «Звучит ли моя интерпретация информации осмысленной?», «Какая предстоит ответственность?».

Подумайте о последствиях. Допустим, кандидат во время предвыборной гонки обещает снизить стоимость бензина на заправках. Звучит отлично, но как насчет долгосрочного воздействия на окружающую среду? Всегда стоит задумываться о влиянии тех или иных решений на дальнейшие события.

Изучите другие точки зрения. Это поможет увидеть варианты, оценить свой выбор и принять взвешенное решение.

Как развивать критическое мышление

Научиться критическому мышлению сразу не получится. Это как изучение иностранного языка — сначала все кажется сложным и непонятным, но когда понимаешь логику, становится проще.

Чтобы развить критическое мышление, отрабатывайте навык на конкретных кейсах. Поставьте под сомнения тезисы и аргументы этой статьи, проверьте ссылки на исследования или компетентность экспертов. Затем — научитесь работать с инструментами критического мышления:

  • пользоваться методиками проверки информации;
  • учитывать когнитивные искажения;
  • не попадаться на ошибки аргументации;
  • выходить из информационных пузырей.

Виктор Мутьев, кандидат педагогических наук, доцент кафедры медиалогии и литературы, начальник отдела научных и творческих программ СПбГИК:

«Чтобы выучить иностранный язык, нас максимально погружают в языковую среду. Например, с играми освоение языка кажется увлекательным приключением, а не тяжким трудом.

С методиками критического мышления более выигрышная ситуация — мы уже погружены в среду, в которой крайне важно их применять. Остается сделать второй шаг — придумать собственный алгоритм развития навыков критического мышления. Это могут быть микроисследования с поиском первоисточников или игры на поиск большего числа эвфемизмов в политических текстах и жаргонизмов в новостных телепередачах.

Ваша задача — брать один аспект или прием критического мышления и работать с ним в разных контекстах, пытаясь понять все его возможности».

Одна из базовых методик проверки информации — «5W+H». Это система вопросов, которые следует задавать ко всей входящей информации. В короткой версии они выглядят так:

  • What? — что произошло?
  • Why? — почему это произошло?
  • Who? — кто об этом сообщил?
  • Where? — где это случилось?
  • When? — когда произошло?
  • How? — как это произошло?

Чтобы проверить подлинность новости, попробуйте найти ответы на эти шесть вопросов. Если они вас устроят, скорее всего, журналист честен, а информация правдива.

Критическое мышление входит в десятку самых важных и востребованных навыков к 2025 году по данным Всемирного экономического форума [2]. Чтобы решать сложные этические, экономические и экологические проблемы в будущем, нужно учиться работать с информацией и собственным мышлением уже сейчас.

При этом критическое мышление — не панацея. Не универсальное средство борьбы против фейковых новостей, дезинформации и ошибок аргументации. Критическое мышление создает основу для рефлексии, которая поможет справиться с неопределенностью в будущем.

Еще больше информации — в подкасте РБК Тренды о развитии критического мышления. Гость эфира — Тарас Пащенко, соавтор книги «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни».

Источник

Для чего нам нужно критическое мышление?

В современном мире, который изобилует информацией (зачастую противоречивой), критическое мышление важно для каждого человека. Пригодится этот навык и тем, кто в целом задумывается о качестве своей жизни и карьеры, ведь развитое критическое мышление — это ключ к более глубокому восприятию мира и, как следствие, к расширению коридора возможностей. Публикуем конспект вебинара «Как опираться на логику и факты в бесконечном потоке информации? Основы критического мышления», чтобы узнать больше о навыке, который научит анализировать аргументы, выдвигать гипотезы и обоснованно формулировать свою позицию по любому вопросу.

Критическое мышление — очень актуальная тема, которая у всех на слуху. И тем не менее даже вокруг самого понятия существует много слухов, недопонимания и даже мифов, что немного комично, ведь критическое мышление как раз призвано бороться с недосказанностью, мифами, неоднозначной информацией.

Критическое мышление — это такой способ мышления, который позволяет анализировать и ставить под сомнение как информацию, поступающую извне, так и свои собственные убеждения и образ мыслей

Если мы рассматриваем мышление как решение задач и видим в нем практическую ценность, то в рамках критического мышления мы даем собственную оценку происходящему и принимаем решения в условиях неопределенности, что важно для любого человека, но особенно если он занимает управленческую позицию.

Критическое мышление нельзя путать с критикой в ее обыденном понимании или с критиканством, ведь критическое мышление направлено прежде всего на содержание, информацию, обнаружение фактов, поиск решения, но ни в коем случае не на личность автора, собеседника, оппонента. Критика же зачастую использует манипуляцию аудиторией для дискредитации собеседника.

История критического мышления

Термин появился не так давно, хотя направление развивается с античных времен. Из того, что нам известно, сочетание «критическое мышление» впервые употребил американский философ и педагог Джон Дьюи — один из столпов современной американской философии — в своей книге «Как мы думаем», которую впервые опубликовали еще в начале XX века.

У истоков критического мышления стояло движение скептиков: скептицизм — это философское направление, в рамках которого принято сомневаться вообще во всем

За своего рода конструктивную критику выступал тот же Фома Аквинский, он же обращал внимание на то, что необходимо изучать не только аргументы «за», но и «против». То есть надо всегда попытаться проверить, а нет ли чего-то, что противоречит нашему утверждению. Рене Декарт, автор известного утверждения «Я мыслю; следовательно, существую», также в своих работах и рассуждениях настаивал на том, что необходимо подвергать результаты экспериментов сомнению и проверке.

Но, наверное, среди всех философов, математиков и мыслителей наиболее близок к нам Бертран Рассел, нобелевский лауреат по литературе за книгу «История западной философии». В ходе своих диспутов, в том числе с представителями религиозных институтов, которые предлагали ему доказать, что Бога не существует, Рассел придумал умозрительный эксперимент, который называется «Летающий чайник». Допустим, я говорю вам, что по орбите нашей планеты вращается фарфоровый чайник, но его невозможно увидеть ни в один телескоп, такой он маленький, — следовательно, мое утверждение, в принципе, может быть правдивым, поскольку его сложно опровергнуть.

Из условия этого эксперимента Рассел выдвинул принцип нормальной, конструктивной дискуссии — бремя доказательства лежит на выдвинувшем утверждение

Атака на логику и здравый смысл является одним из способов манипулирования мнением общества, так что критическое мышление очень важно, однако не только поэтому, но еще и потому, что информации вокруг нас слишком много: по данным компании IDC, к 2025 году ее объем будет составлять 175 зеттабайт. Эту цифру просто невозможно представить! Скажем, если записать все эти данные на Blu-ray диски, то их стопками можно покрыть расстояние от Земли до Луны 23 раза.

Также важную роль играет то, что информация легко доступна (у нас под рукой всегда смартфон), но полезной информации, то есть той, которая действительно может служить основой для решения каких-то задач, достаточно мало. Чем больше информации, тем меньше в ней процент полезной.

Еще один феномен — то, что сейчас наш мозг перестраивает цепи, которые раньше отвечали за поиск еды, на поиск информации. То есть, по заверениям и экспериментам нейрофизиологов, мозг человека начинает воспринимать информацию как пищу, и она очень легкодоступна.

Поэтому нам крайне трудно сосредотачиваться на чем-то одном и, если страница сайта открывается дольше, чем 5 секунд, мы его покидаем, потому что вокруг много другой «еды». Зачем ждать, пока созреет эта? Развитым критическим мышлением особенно важно владеть в нашу эпоху фейк-ньюс, поскольку сейчас надо проверять вообще все и ограничить свой круг информации только проверенными источниками.

Если мы посетим различные конференции, где аналитики предлагают свои версии важнейших навыков настоящего и будущего, почитаем книги и посмотрим какие-то авторитетные сайты, мы везде будем встречать критическое мышление. Один из примеров — Мировой экономический форум, где критическое мышление уже несколько лет входит в топ-10 навыков.

Еще один аргумент в пользу критического мышления — тот, что мышление само по себе в принципе подразумевает критический подход. В Европе (и в Америке, хотя чуть меньше) критическое мышление является базовой дисциплиной, которую проходят в средней и высшей школе в рамках предмета, названного «медиаграмотность». В наших вузах этого пока что, к сожалению, нет.

Как развивается критическое мышление?

Сперва идет нулевой уровень — обыденное, автоматическое мышление, когда мы не думаем, а действуем по накатанной: что нам говорят, то мы и воспринимаем, не подвергая критике. Такой подход дает нам очень простенькие решения, которые приходят в голову абсолютно всем. Никакого креатива, никакой системности — ничего.

Дальше идет первый уровень, осваивать который стоит всем, особенно если мы хотим продвигаться в развитии мыслительных способностей. Этот уровень называют «Молодость» — уже не детство, но еще не зрелость.

На него как раз и приходятся все навыки критического мышления: осознанная работа с информацией, разного рода логики (особенно причинно-следственная), эмпиричность, то есть упор на факты, на реальный опыт, а не на что-то, что мне сказали или я так чувствую (это интуиция). И, конечно, рациональное рассуждение. Все это и есть составляющие критического мышления.

Пока мы не освоим эти навыки, мы будем сталкиваться с большими сложностями в освоении высших форм мышления, например системного, стратегического, контекстного, понятийного. Высшие формы мышления сложные, они не могут развиваться, пока у человека нет основы, фундамента в виде критического мышления.

Читайте также:  Планирование беременности посещение гинеколога и какие вопросы ему задавать

Развитое критическое мышление — это ключ к другому восприятию мира и, как следствие, к более обоснованным решениям и вариативному поведению, это такой способ борьбы с массовой культурой, которая подразумевает простые решения, дихотомию, белое/черное, правополушарное/левополушарное, эмократию (власть эмоций). «Расскажи, что ты чувствуешь по поводу этой идеи, по поводу этого фильма? Дай обратную связь, основываясь на чувствах, на эмоциях» — вот что сейчас активно продвигает массовая культура, а ведь эмоции не требуют таких усилий, как мышление.

Изучение навыков критического мышления

На наш взгляд, самые базовые навыки критического мышления, освоение которых может оказать мощный эффект на дальнейшую профессиональную и личную жизнь, — это интерпретация, анализ, оценка и умозаключение.

Начнем с навыка интерпретации, который является залогом нашего восприятия реальности. Мы интерпретируем все данные, всю информацию, которая поступает к нам через органы чувств, и так воспринимаем реальность.

Интерпретация — навык, который включается в первую очередь при столкновении с блоком информации в любой форме, это способность понимать и выражать его смысл или значение

Заметьте, что «выражать» здесь также ключевое слово, потому что мы не только интерпретируем информацию, но и закладываем интерпретацию, когда сами передаем кому-то какие-то данные. От того, насколько правильно наш собеседник (или оппонент, или коллега) сможет считать эту интерпретацию, зависит эффективность передачи информации. Любая информация, которую мы получаем о некоем факте или событии реальности, без интерпретации не имеет для нас значения.

Интерпретация всем знакома и часто встречается в искусстве. Художник, конечно же, не всегда закладывает в свои произведения рациональную интерпретацию, он самовыражается, а потом на экскурсии уже экскурсовод рассказывает нам, какой художник великий и что он хотел этим всем показать. Те, кто помнит уроки литературы, помнят, как нас учили интерпретировать те или иные высказывания, те или иные фрагменты текста — это называется «Что хотел сказать автор?».

В наших диалогах, в нашем общении мы встречаем большое количество фраз, которые трудно интерпретировать без дополнительных вопросов. «Я имею право на свое мнение» — эта фраза, сказанная коллегой или подчиненным, может иметь много скрытых смыслов и означать очень разное. Вряд ли мы можем по одной этой фразе сделать умозаключение. Или, например, «Я подумаю» со стороны начальника звучит как «Скорее всего, нет», а со стороны подчиненного — «Я не особо хочу выполнять эту задачу». Ну или, например, такая известная фраза, как «Ой, все!», состоящая из двух междометий, может быть интерпретирована бесконечным количеством способов.

Поэтому вопрос, который мы себе ставим, когда изучаем навык интерпретации: «А как мы сами интерпретируем важнейшие события, которые происходят в стране, в компании, в мире?» Мы готовы принять ту интерпретацию, которую нам предлагают, или же мы хотим сформировать свою? Это тот самый момент, когда мы останавливаем автоматическое мышление и критически подходим к тому, что нам предлагают.

Сейчас информация без интерпретации практически не передается, а уж острополитическая или социальная информация всегда подаются с заранее заложенной интерпретацией, которая подталкивает нас к нужному выводу. То же самое касается и поведения людей: мы автоматически интерпретируем разнообразные термины и примеряем их на наших коллег и близких, пытаемся оценить, проявляют ли они ответственность, отзывчивость, честность.

Какие бывают негативные последствия, если мы сбиваемся с попыток интерпретировать сами и идем автоматическим путем? У нас происходит искажение восприятия реальности. Нам его искажают, вы можете быть подвержены манипуляциям при восприятии информации. Это, конечно, не значит, что мы каждый раз на все подряд должны говорить: «Нет-нет-нет, это не так».

Оно может быть и «так», просто это «так» должно быть нашим осознанным решением, а не спокойным автоматическим принятием. Ну и плюс непредсказуемость последствий. Если ваша интерпретация будет совершенно другой, нежели у тех, кто выполняет ваши решения или, наоборот, их утверждает, то предсказуемость последствий становится крайне низкой.

Следующие навыки критического мышления — анализ и оценка, будем говорить о них вместе. Навык анализа нам всем известен еще со школы, он заключается в том, что некое целое мы делим на части и каждую часть рассматриваем отдельно, чтобы качественно оценить, вынести свое суждение, сделать обоснованный вывод и принять решение.

На что имеет смысл делить сообщение в рамках критического мышления? На тезис, аргументы (причем всех уровней), а также посторонний материал, который, условно говоря, не влияет на само повествование сущностно, содержательно.

Чем нам помогает анализ? Когда мы способны проводить анализ сообщения, текста, мы можем удерживать фокус на логике повествования, способны отслеживать структуру, логичность и замечать их отсутствие. А значит, мы способны выстраивать рациональную, уважительную коммуникацию с автором текста. Так, в критическом мышлении есть определенные правила ведения беседы или ведения переписки — критические мыслители никогда не нападают на тезис своих оппонентов, коллег, единомышленников. Мы должны анализировать именно путь их мышления, аргументы, базу, то, как они пришли к этому выводу.

В качестве совсем простенького примера — фрагмент текста: «Хорошая новость! „Билайн“ стал одним из самых эффективных телеком-брендов мира. В рейтинге Effie Index Global 2020 он занял четвертое место среди брендов этой категории в Европе и седьмое место — в мире». Совсем небольшой фрагмент, но тем не менее мы можем выделить в нем все те части, о которых упомянули.

Основная идея-тезис — действительно, «Билайн» стал одним из самых эффективных телеком-брендов мира. До нас хотят донести, что «Билайн» крут. Дальше идет ответ на вопрос «почему?», на основании чего сделан этот вывод. Не потому что мне так кажется, а черно-желтая полоска выглядит красиво, а потому, что есть аргумент, предпосылка, причина: «В рейтинге таком-то он занял четвертое место среди брендов этой категории».

То есть есть некий источник, авторитетное рейтинговое агентство, и аргумент, на который ссылаются. Ну, а посторонний материал — это личное отношение («Хорошая новость», «Плохая новость», «Как я счастлив»), которое сущностной нагрузки не несет, его можно сразу выкидывать из рассмотрения.

Буквально несколько слов про оценку: это очень комплексный навык. В критическом мышлении оценке подвергаются прежде всего аргументы, потому что из них следует тезис, как мы могли убедиться ранее. Нападать на тезис — дурной тон, вместо этого принято исследовать аргументы: это и уважительнее, и развивает способность мыслить критически. Аргументы оцениваются по большому количеству критериев, на эту тему пишут книги на 600 страниц, но основные критерии — это истинность, приемлемость и достаточность.

Приемлемость — это логическая связь между тезисом и аргументом, релевантность аргумента тезису. Иногда наши спикеры подбирают такие хорошие аргументы, что мы готовы им поверить, упуская из виду, что аргументы говорят совсем о другом. Например: «Вам следует много тренироваться, потому что спортсмены много тренируются».

Вроде и то и другое про тренировки, но если я не спортсмен, то какое это имеет ко мне отношение? Подобный прием часто используют политики, которые любят отвечать не на тот вопрос, который задали, то есть доказывать другой тезис. Поэтому, если вы владеете оценкой, критерий релевантности, он же приемлемости, хорошо вами освоен, а значит, вы в какой-то мере можете обезопасить себя от этого влияния, от манипуляций.

Когда вы сами, уже создавая собственные тексты, способны сформировать структурированный посыл, где все аргументы корректны и применимы к тезису, у вас получаются рациональные убедительные сообщения. То есть навыки анализа и оценки действуют и в одном направлении — уметь считывать, что к нам приходит, и в другом — транслировать сообщение так, чтобы другим людям было понятно, в чем суть вашего заявления.

Последний навык — умозаключение, то, что может являться итогом интерпретации, анализа, оценки, разбора информационного блока, вывод или мысль о том, как действовать в будущем. Навык заключается в том, что мы должны из большого объема информации, которую изучили в том или ином поданном виде, выделить те элементы, данные, факты, аналитику, интерпретации, на основании которых можем прийти к наиболее вероятному умозаключению.

Здесь очень важно понимать, что умозаключения, к которым мы приходим в обычной жизни, всегда являются лишь правдоподобными, но они никогда не будут на 100% доказуемыми. Если, конечно, вы не математик и не занимаетесь формальной дедуктивной логикой. У реальных же ситуаций есть множество скрытых параметров, фактов, которые мы не контролируем, поэтому наши умозаключения всегда будут правдоподобными, но никогда — достоверными. Тем не менее на их основании нам необходимо принимать решения.

В общем, если подводить итог, вся суть критического мышления — в высказывании еще XVIII века, гласящем, что знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Источник

История возникновения и развития технологии критического мышления

  • Психологи
  • Логопеды
  • Репетиторы

История возникновения и развития технологии РКМЧП

Предлагаемая статья посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо (далее — РКМЧП) на уроках истории и обществознания. Привлекательность данной технологии состоит в возможности развивать критическое мышление через чтение и письмо, через развитие культуры работы с текстом, так как в российской педагогике уделяется много внимания формированию информационной культуры обучающихся.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам [3, с. 14]. Причина этого — в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в современном мире, который вошел в новый век с новым обликом познавательной культуры, для которой «человек репродуцирующий» – понятие, в сущности, устаревшее и неинтересное. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

Актуальной темы подтверждают и еще несколько факторов. Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них. Оно позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

В связи с введением в образовательный процесс стандартов второго поколения и вступлением в силу нового закона об образовании вся деятельность участников образовательного процесса очень изменилась. Перед педагогами встали новые задачи, в основе решениях которых технология РКМЧП становится прочным фундаментом для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. Технология РКМЧП меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Описывая историю возникновения и развития технологии критического мышления, необходимо начать с истоков самого критического мышления, его выделения как особого вида мышления, с одной стороны, тесно связанного с другими видами мышления, а с другой, особенного, своеобразного.

Читайте также:  Помощник судьи Какая это ступенька в юридической карьере

Проблема формирования критического мышления стала актуальной за рубежом в последние 20-25 лет. Среди исследователей, которые занимаются этой проблемой с философской, психологической и педагогической точек зрения можно отметить таких, как Д.Халперн, Д. Клустер, Дж. Стил, К.Меридит, Ч. Темпл и др. Лишь в последние 10-15 лет она привлекла внимание отечественных ученых с точки зрения необходимости и возможности формирования критического мышления обучающихся, студентов и педагогов, хотя исследования по формированию критического мышления школьников были начаты еще в 70-е годы прошлого столетия и возобновлены лишь в конце 90-х годов [3, с.5] .

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже, Дж.Брунер, Л.С. Выготский, но в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно .

Сегодня в различных научных источника х можно найти разные определения термина «критическое мышление». Психологи Дж.Браус и Д.Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения. Критическое мышление, по их мнению, — это поиск здравого смысла: «…как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении проблем» [1, с.64].

Д. Халперн выделяет критическое мышление в своей работе «Психология критического мышления» следующим образом: это «направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата» [5].

Критическое мышление имеет свои особенности, свою понятийную систему, отличающие его от других видов и типов мышления. Оно находится во взаимосвязи с другими видами мышления, в сочетании и сопоставлении с такими понятиями как продуктивное, проблемное, творческое, логическое, системное мышление, интеллект и другими понятиями активной, целенаправленной умственной и практической деятельности человека.

Как личностное качество, критическое мышление вплетено, интегрировано в каждый из других видов мышления, влияет на их логику, качество, целостность, взаимосвязь: служит связующим звеном между всеми типами и видами мышления, поведения; является одним из элементов менталитета индивида, социума, общества.

Еще одной особенностью критического мышления является то, что с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, отвергающим, т.к. предполагает спор, дискуссию, конфликт, а с другой стороны, объединяя в себе понятия аналитическое, логическое, творческое, критическое мышление способствует глубокому проникновению в исследуемое.

Говоря о возрастных особенностях формирования критического мышления, Ж. Пиаже писал, что к 14 — 16 годам у человека наступает этап, когда создаются наилучшие условия для развития данного мышления. Вместе с тем это вовсе не означает, что данные навыки развиты у каждого из нас в одинаковой степени [4, с.10] .

Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д.Халперн выделяет:

Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли — признак уверенности.

Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.

Настойчивость. Часто сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.

Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает верные выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.

Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.

Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний [5].

Дополняя Д. Халперн, Дж. Барелл выделил еще несколько характеристик критически мыслящего человека, среди которых терпимость к мнению других, умение строить логические выводы, обоснование собственного мнения и способность давать оценку событиям [2, с.114] .

При всем разнообразии этих и других определений критического мышления, в них можно увидеть близкий смысл. Критическое мышление означает мышление рефлексивное, оценочное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Наиболее точным представляется определение критического мышления как разумного рассмотрения разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Также отметим характеристики критического мышления, которые даёт Д. Халперн. Она считает, что критическое мышление, или направленное мышление, отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью.

Следуя за известными психологами, разносторонне описывающими критическое мышление, американские ученые Университета штата Северная Айова: Джинни Стилл, Курт Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер, являющиеся членами консорциума «За демократическое образование», разработали образовательную технологию по развитию критического мышления путем чтения и письма (далее – РКМЧП). Они обобщили и систематизировали уже имеющийся материал, создали педагогическую технологию. Вслед за американскими коллегами российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде одноименных этапов: 1) вызов, 2) осмысление содержания, 3) рефлексия.

С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и проходит апробацию в школах многих стран.

В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах.

Несмотря на то, что в России технология РКМЧП распространяется с 1997 года, большой теоретической базы по ней не сформировано. Основными источниками остаются научные статьи, материалы различных конференций, журналы и всемирная информационная сеть – Интернет, в которой есть официальный сайт – сайт международного журнала «Перемена». Этот журнал в настоящее время является международным печатным органом для обмена идеями и опытом между учителями, преподавателями университетов и всеми, кто заинтересован в демократизации образования. Издание призвано способствовать профессиональному росту педагогов, стимулировать их к размышлениям и исследованиям. Предпочтение отдается рукописям, посвященным вопросам гуманитарного образования, развитию критического и творческого мышления, интерактивным и групповым методикам, решению проблем, а также деятельности организаций, поддерживающих подобную образовательную практику. Журнал «Перемена» был основан в 2000 году как издание проекта «Развитие критического мышления путем чтения и письма» Института «Открытое общество». С 2002 года данное издание является ежеквартальной Международной ассоциацией чтения. В нем отражено много информации, касающейся критического мышления, его особенностей, представлены статьи, касающиеся технологии критического мышления, обобщен опыт ее применения, даны рекомендации по применению в педагогической практике.

Подводя итог, нужно отметить, что технология РКМЧП в своем развитии прошла не одно десятилетие. Ее начало связано с повышенным интересом к такому виду мышления как критическое, споры по определению которого были продолжительными и для развития которого необходимо создание и применение специальных методических инструментов, одним из которых и является сама технология. Разработчиками данного проекта (технологии РКМЧП) являются американские ученые Джинни Стилл, Курт Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер , которые первые смогли обобщить и систематизировать материал, касающийся критического мышления, приемов и методов его развития. Вслед за ними российские педагоги и исследователи С.И.Заир-Бек и И.В.Муштавинская представили образовательную технологию развития критического мышления в виде одноименных этапов: 1) вызов, 2) осмысление содержания, 3) рефлексия. В поддержку развития данного направления в образовании и в помощь заинтересованным педагогам был создан международный журнал «Перемена», который является основным источником информации в области технологии критического мышления. Взяв свое начало в американской психологии, технология РКМЧП проникая в педагогическую практику других стран, обретала новые своеобразные черты, ее приемы и методы по-разному апробировались в образовательных учреждениях. На сегодняшний день технология продолжает развиваться и вызывает все больший интерес, как со стороны психологов, так и со стороны педагогов.

Бутенко, А.В., Ходос, Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.

Волков, Е.Н. Критическое мышление: принципы и признаки [Электронный ресурс]. — Режим доступа. http :// evolkov . iatp . ru / critical _ think / Volkov _ E _ Critical _ think _ principles _ introduction . htm

Загашев, И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011 – 223с.

Источник



История критического мышления

Прежде чем приступать к основной теме статьи, нужно кратко объяснить, что такое критическое мышление. Современная психология имеет несколько разных определений для этого термина, но если обобщить основные принципы и внутренние факторы, то можно создать некое общее описание. Если не перегружать определение большим количеством сложных научных терминов, то критическое мышление – это особый ход мысли, применяющийся обычными людьми, в основном, для решения сложных задач, требующих максимального сосредоточения разума и практически полного отсутствия эмоционального фактора. Иными словами, критическое мышление отличается от обычного повышенной долей рациональности и концентрации на способах достижения намеченной цели.

В состоянии критического мышления человек старается достигнуть нужного результата самыми эффективными для этого способами, выбор которых основан на долгих логических заключениях и просто разумного подхода. При этом, нужно не просто позволить потоку мыслей произвольно двигаться в выбранном направлении, а постоянно отслеживать его и контролировать, стараясь максимально быстро выделять из своего сознания ненужные элементы, препятствующие решение поставленной задачи.

История критического мышления

Критическое мышление, как особое состояние мыслительной части человеческого разума, появилось ещё в глубокой древности, когда различные мудрецы, советники, мыслители, да и просто разумные люди сталкивались с необходимостью быстрого решения сложных жизненных задач, для полноценного разрешения которых требовалось не просто лихорадочно подумать о вариантах своих действий, а включить логику в полную мощность и тщательно обдумать все вероятности развития событий и последствия своего влияния на них. Таким образом, способные к этому люди достигали нужной умственной концентрации и максимально быстро выполняли все поставленные перед ними задачи.

В качестве примера одной из таких сложных ситуаций можно представить какую-либо хитрую политическую интригу, которые происходят и в настоящее время. Чтобы как можно более точно рассчитать, что будет при тех или иных действиях участников заговора, нужно самостоятельно и без сторонней помощи подумать обо всём, что может произойти, а затем отсеять все неверные решения и выбрать одно наиболее правильное и подходящее для данного типа ситуации.

История критического мышления выражена, в основном, в деятельности, видных исторических личностей, которые разрабатывали сложные и хитроумные планы по качественному изменению окружающего мира и сознания населяющих его людей. Таким образом создавались новые идеологии, выполненные специально для привлечения максимально большего числа последователей путём явного или скрытого обмана, а также манипуляции мышлением менее умных людей со стороны более сильных личностей.

После создания психологии как науки, учёные начали исследовать феномен критического мышления, проводя различные психологические опыты и эксперименты в области человеческого разума. Каждая группа учёных проводила своё уникальное исследование, получая свои неповторимые результаты.

Современное значение

Умение критически мыслить является весьма полезным навыком в повседневной жизни обычного человека, но, учитывая, что не все люди способны на такой тип мышления, существуют специальные курсы по развитию этой мыслительное способности. Многие известные люди, чья работа связана с большим умственным напряжением, обучены навыку критического мышления, способного качественно ускорить процесс мыслительной деятельности.

Источник