Зачем нужно развивать умение рефлексировать

Статьи

Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за собой, своим внутренним миром, своими действиями. У него нет возможности обучаться без навыка самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.

Рефлексия — это “взгляд внутрь себя”, внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.

У маленьких детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и начинать развивать навыки рефлексии имеет смысл уже в младшем дошкольном возрасте.

Зачем нужно развивать умение рефлексировать?

Благодаря этому дети учатся:

  • осмысливать получаемые результаты;
  • ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;
  • находить мотивацию для самостоятельной работы;
  • направлять внимание не только на процесс деятельности, но на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;
  • навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке.

Человеческая сущность разнообразна. На каждую из ее сфер приходится свой вид рефлексии, у каждого из которых особые цели, задачи и способы организации.

  1. Физическая рефлексия помогает человеку анализировать свои физические возможности (успел-не успел, смог-не смог).
  2. Сенсорная рефлексия дает возможность отслеживать свое самочувствие, эмоциональное состояние (комфорт-дискомфорт).
  3. Интеллектуальная рефлексия помогает контролировать учебную деятельность, без нее невозможно качественно усвоить материал (понял-не понял, легко далось-возникли трудности).
  4. Духовная рефлексия связана с осознанием смысла жизни, личностным ростом или внутренними кризисами (изменения к лучшему-изменения к худшему, полезность-бесполезность для мира).

Что важно учесть в обучении дошкольников рефлексии?

  • Ребенок должен говорить то, что думает, при этом не испытывая никакого дискомфорта.
  • Ребенок излагает свои мысли добровольно, в этот момент родителям запрещено его оценивать.
  • Весь процесс рефлексии выстраивается в игровой форме.
  • Ребенку важно понимать, что он всегда может получить поддержку родителей.

Как развивать навыки рефлексии у дошкольников?

Навыки, необходимые для формирования рефлексивной деятельности, формируются путем постановки правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности или игры, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.

Ребенку следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:

  • Что происходило во время занятия?
  • Что именно делал ты?
  • Что при этом ты испытывал, чувствовал?
  • Что понравилось, не понравилось?
  • Через какие трудности тебе пришлось пройти?
  • Что нового ты для себя узнал?

Отличным способом оценки эмоционального фона является определение ребенком своего настроения по цвету (характеристики цветов разработаны М. Люшером):

  • Оранжевый — радость, восторг
  • Красный — нервозность, возбуждение, агрессия
  • Синий — грусть, усталость
  • Зеленый — энергичность
  • Насыщенный зеленый — беззащитность
  • Желтый — спокойствие
  • Фиолетовый — беспокойство, тревожность
  • Серый — замкнутость, расстроенность
  • Черный — уныние, отрицание
  • Коричневый — беспокойство, неуверенность

Существуют также игровые методики оценки настроения и состояния. Например, игра “Моя погода” — родитель спрашивает: “На что похоже сейчас твое настроение?» Ребенок должен выбрать картинку, соответствующую его настроению:

  • солнышко — прекрасное настроение;
  • солнышко за тучкой — хорошее настроение;
  • тучка — плохое настроение;
  • дождливая тучка — грустное, печальное настроение;
  • грозовая тучка — злое, ужасное настроение.

После выбора картинки нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такую картинку, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.

Заведите ритуал беседовать с ребенком перед сном о том, как прошел его день и что он планирует делать завтра. Это послужит прекрасным способом тренировки навыков рефлексии. Здесь отлично подойдет метод незаконченных фраз. Родитель начинает фразу, ребенок ее заканчивает. Так дети смогут оценить, насколько полезен для них полученный опыт, что им понравилось, а что хотелось бы изменить.

Фразы могут быть следующие:

  • “Самым интересным сегодня было. ”
  • “Не совсем понятным для меня оказалось. ”
  • “Лучше всего у меня получилось. ”
  • “Наиболее трудно мне далось. ”
  • “Мне бы хотелось еще…”
  • “Сегодня я научился. ”
  • “Я был очень удивлен, когда…”
  • “Теперь я смогу…”

Рефлексия у дошкольников — удивительное и многогранное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок развивается, совершенствуется, обучается видеть себя изнутри и со стороны.

Источник

Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогикепод рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки и активно продолжается в начальной школе.
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1. физическую (успел – не успел);
2. сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);
3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.
Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
• РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
• РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
• РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.
Чтобы определить настроение по цвету можно применитьхарактеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

«Дерево творчества»
По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён днём.
«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.
«Солнышко»
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.

«Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…).
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).
Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Во время рефлексии человек отвечает сначала на простые вопросы:
Что он делал или что происходило?
Что он чувствовал при этом?
Как он участвовал в том, что происходило?
Какие при этом испытывал трудности? и т.д.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс в детском саду, состоит в том, что дети часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать что именно происходит в ходе их деятельности. Привыкнув к объяснению педагога и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают своё обучение неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется педагогом, то нет и обучения». В результате такой установки развитие личности проходит для нее неосознанно, а значит, и неэффективно.
Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с предшкольного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.
Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.
Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Источник

Рефлексия. Упражнения для дошкольников старшей группы ДОУ

старшая группа
1.) «Солнышко».
Дошкольники выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.
Моё настроение похоже на:
* солнышко;
* солнышко с тучкой;
* тучку;
* тучку с дождиком;
* тучку с молнией.

2.) «Радуга».
Семь цветов радуги – семь характеристик. Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги.
Красный – не комфортно, тревожно;
Оранжевый – все раздражало;
Желтый – очень хотелось домой;
Зеленый – спокойно, хотелось заниматься;
Голубой – интересно, занимательно;
Синий – трудно, но интересно;
Фиолетовый – скучно, не интересно.

3) «Снежный ком».
Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.

Читайте также:  Россияне прислали более 1 2 млн вопросов для прямой линии с Путиным

4.) «Заплетем косичку».
Каждому ребенку предлагается выбрать одну из трех лент, характеризующих их настроение:
красная – весело, интересно, занимательно;
коричневая – трудно, волнительно;
белая – безразличие, скука, усталость.
— Ребята, чтобы заплести косичку настроения, нужно три ленты одного цвета.
Каких лент больше, из тех и заплетем косичку. Посмотрите на ленты. Каких лент больше, такого и общее настроение во время занятия.

5.) «Цветы и бабочки».
На поляне (на полу) растет 3 цветка:
Красная роза (узнал много нового, научился читать) ;
Голубой василек (было интересно, но кое-что ещё не понятно) ;
Ромашка (многое осталось не понятным, было не интересно).
Дети превращаются в порхающих бабочек и занимают места в том цветке, который считают своим.

6.) Дошкольники в конце занятия отвечают на вопросы, предложенные педагогом: своей любимой игрушке, шепчут друг другу на ушко, говорят сказочным персонажам или открыто всей группе:
Что у тебя получилось лучше всего?
Кто помог тебе сегодня?
Что у тебя не получилось и почему?
Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
Что было самым трудным?
Что было самым интересным?
Что ещё не получается?
Кого бы ты хотел (а) поблагодарить за работу на занятии? и т. д.

7.) Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком.

8.) Применение разноцветных сигнальных карточек: листочки, снежинки, цветочки, светофорики.

9.) С помощью жестов:
Во!
На сколько подрос: сидя, стоя, потянуться.
Хлопните! Топните!

10.) «Метод пяти пальцев».

Дети стоят в кругу, левой рукой показывают выбранный ими палец правой руки. После отвечают на вопрос, в соответствии с выбранным пальцем.
М (мизинец) – мыслительный процесс. Что нового и интересного было на занятии?
Б (безымянный) – близость цели. Чего достиг (ла?
С (средний) – состояние духа. Каким было настроение?
У (указательный) – услуга, помощь. Кому я сегодня помог (ла, чем порадовал (а) л?
Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал (а) для своего здоровья?

Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.
Рефлексия (от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки. И активно продолжается в начальной школе.
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1. физическую (успел – не успел);
2. сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);
3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:
• РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ;
• РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
• РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Можно предложить детям сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка) и нарисовать его, можно объяснить словами.

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера:
Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение,
красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия;
синий – грустное настроение, пассивность, усталость;
зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность);
жёлтый – приятное, спокойное настроение;
фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию;
серый – замкнутость, огорчение;
чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
«Дерево творчества»
По окончании занятия дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён днём.

«Светофор»
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.

«Солнышко»
Моё настроение похоже на: солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.

«Ёлочка настроения»
Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение и прикрепляют на ёлочку.

«Моё состояние»
Ребёнок помещает изображение человечка на соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно

«Цветик-многоцветик»
Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне).
Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов.

«Почта»
В конце занятия детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке. «Почтальон» или дежурный разносит письма по адресам.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе занятий.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма,
рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…).

Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать..
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.

Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).

Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

Во время рефлексии человек отвечает сначала на простые вопросы:
Что он делал или что происходило?
Что он чувствовал при этом?
Как он участвовал в том, что происходило?
Какие при этом испытывал трудности? и т.д.

Потом вопросы усложняются, заставляют его задумываться о смысле происходящего, о том, зачем ему это и каким образом он достигает положительного результата, а также почему, с его точки зрения, это не всегда удается.

На ответах на эти вопросы уже можно строить размышления о целях данной работы, о способах и этапах ее реализации, что приводит, в конечном итоге, к пониманию и проявлению своих ценностей и нравственных ориентиров.

Образовательная деятельность представляет собой «челночное» движение чередующихся деятельностей – предметной и рефлексивной.

Важным фактором, влияющим на эффективность использования рефлексии в обучении, является многообразие ее форм, соответствующих возрастным и иным особенностям детей.

Проблема, с которой приходится сталкиваться при введении элементов рефлексии в традиционный учебный процесс в школе, состоит в том, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития или приращения, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать что именно происходит в ходе их деятельности. Привыкнув к учительскому объяснению и необходимости последующего воспроизведения услышанного, многие дети считают свою учебу неотделимой от преподавания: «Если материал не объясняется учителем, то нет и учебы». В результате такой установки развитие личности проходит для нее неосознанно, а значит, и неэффективно.

Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с предшкольного возраста, уделяя особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Все, что делается на занятии по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности.

Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятии – это совместная деятельность дошкольников и педагога, позволяющая совершенствовать образовательный процесс, ориентируясь на личность каждого дошкольника.

Источник

Дети и родители: от капризного ребенка к ответственной личности

Позитивное воспитание: помогаем ребенку думать и выбирать самому

Изменение — в противовес контролю — всегда результат внутреннего решения. В конечном счете, мы делаем то, что делаем, потому что хотим это делать. Чтобы заставить другого человека захотеть сделать то, что хотелось бы нам, нужно овладеть навыком пробуждения желаний. Придерживаясь этого и некоторых других постулатов, американский преподаватель, доктор Марвин Маршалл, разработал и внедрил собственную систему воспитания. Наиболее эффективный подход к достижению долгосрочных изменений в поведении, убежден он, неизбежно основан на размышлении — мыслях о собственных действиях и выборах, порождающих желание сделать что-то иначе. Заставляя своего ребенка задуматься с помощью рефлексивных вопросов, вы быстрее добьетесь желаемого, минимизировав стресс и сопротивление.

Рефлексивные вопросы

Рефлексивные вопросы направляют, а не заставляют.

Приведу пример. Я сидел в самолете рядом с очень активным 4-летним мальчиком. Он достал телефон из кармашка впереди стоящего сиденья и начал играть с ним. Я наклонился к нему и спросил:

— Что будет, если ты его сломаешь?

Он тут же положил телефон на место. Мой вопрос просто заставил его задуматься. Готов спорить, что, если б мама сказала мальчику положить телефон на место, она бы создала для себя массу проблем.

Одна из причин, благодаря которой данная стратегия позволяет успешно влиять на людей, заключается в том, что подобные вопросы направляют мысли человека в позитивную сторону. Здесь задействованы целых два ключевых фактора:

  1. Ребенок признает необходимость перемены.
  2. Принимаемое решение исходит именно от ребенка, что является важным компонентом процесса изменения. Подчеркну: люди никогда не оспаривают принятые ими решения.

Вопросы — это особый дар

Рефлексивные вопросы направляют мышление человека. Именно процесс постановки вопросов инициирует процесс мышления. Подобные вопросы — это некий подарок тому, кому они задаются, поскольку они привносят ясность в сознание. И ответы на такие вопросы могут стать особым даром тому, кто их получает, поскольку человеку открывается наикратчайший путь к пониманию взглядов собеседника.

Читайте также:  Министерство уверяет в отсутствии ошибок в вопросах ЕНТ

Рефлексивные вопросы позволяют родителям тоньше воспринимать мироощущение ребенка, а значит, понимать и его самого. Это приводит не только к повышению эффективности воспитания, но и к улучшению взаимоотношений в целом.

Вопросы, приведенные ниже, созданы специально для того, чтобы заставить человека серьезно и глубоко задуматься:

— Ты не хочешь попробовать себя в чем-то другом?
— Что бы ты сделал, если б знал, что тебя гарантированно ждет успех?
— Что ты можешь сделать, чтобы этого добиться?

Эффективные вопросы

Эффективными можно считать вопросы, которые подводят человека к обдуманному ответу, соответствуют ситуации и направлены на ее прояснение.

  1. Они сконцентрированы на настоящем и будущем, но не на прошлом.
  2. Они чаще всего начинаются со слов «что» и «как».
  3. Как правило, они представляют собой открытые вопросы, требующие больше, чем однозначные ответы «да» и «нет».

Закрытые вопросы

Вопросы, на которые можно дать односложные ответы «да» или «нет», — это вопросы закрытые, поскольку на них дальнейший диалог заканчивается. Задавайте закрытые вопросы только в тех случаях, которые требуют самоанализа или самооценки. Например:

— Ты сделал все возможное?
— Ты доволен тем, что ты сделал?

Закрытые вопросы эффективны, если за ними последуют дополнительные — целью которых является конкретизация. Например:

— Ты принимаешь ответственное решение? Можешь объяснить?
— Ты доволен результатами? Если нет, что можно сделать для их улучшения?

В отдельные моменты одного вопроса бывает достаточно. К примеру:

— Ты позволишь этому (ситуации, человеку, проблеме) помешать тебе?
— Можешь представить, как ты уже делаешь (то-то и то-то)?

Открытые вопросы

Открытые же вопросы подталкивают детей к началу диалога с вами. Они помогают прийти к более обдуманным ответам. Например:

— Какая часть дня тебе понравилась сегодня больше всего?
— Чему ты сегодня научился?

Чем больше мы поощряем в детях то, что они могут что-то делать для себя, тем четче мы доносим до них сигнал «я верю в твои навыки и способности». Все больше общаясь с ребенком на языке ответственности, вы все чаще будете замечать свидетельства его развития. Если мы попросим детей поделиться с нами их идеями и предположениями, в большинстве случаев мы будем приятно удивлены тем, насколько практичными и творческими могут быть их решения. Люди любого возраста будут с большей охотой придерживаться принятых решений, если в их разработке была задействована их помощь.

Вопросительный знак вовсе не является обязательным атрибутом вопросов. Вот примеры утверждений, благодаря которым можно подтолкнуть человека к размышлениям и прояснению ситуации:

— Пожалуйста, опиши мне это.
— Объясни мне, что ты имеешь в виду, когда говоришь.

Расчлененные вопросы

Некоторые вопросы, наталкивающие на размышления, вовсе не требуют ответа. Хороший пример — расчлененные вопросы. Расчлененный вопрос представляет собой всего лишь вопрос, заданный в быстрой и непринужденной форме в конце утверждения или наблюдения и подталкивающий человека к пересмотру высказанной идеи, например:

— Так ты считаешь, что это поможет разрешить ситуацию, не так ли?

Расчлененный вопрос — это утверждение, суть которого остается на усмотрение собеседника. Расчлененные вопросы — эффективный инструмент, помогающий детям переосмыслить или переоценить то, что уже было сказано и сделано. Они дают ребенку возможность подумать — не заставляя при этом опираться на мнение взрослого человека. Вот еще примеры расчлененных вопросов:

— Ты хотел сказать, что пойдешь в гости к другу после того, как закончишь домашнее задание, не так ли?
— Это большое достижение, не так ли?
— Ты ведь не совсем это имел в виду, разве нет?
— Ты действительно думаешь, что мы купим тебе все, что только пожелаешь? Не стоит отвечать!

Очень трудно воспитывать ребенка, время от времени, не срываясь на критику. Один из способов сокращения подобного негативного общения — заменить критику вопросом. Спросив:

— Если бы тебе пришлось снова так сделать, что бы ты исправил? — вы не только избегаете усугубления ситуации, но и избавляете ребенка от негативных эмоций. Существует огромная разница между родительским отказом ребенку и отсутствием поддержки поступков, им совершаемых. Дети могут очень легко уловить и понять эту разницу. Заставив ребенка задуматься над своим поведением, вы с легкостью проведете грань между действием и человеком.

Пример борьбы с нытьем

Одна мама рассказала мне, как рефлексивные вопросы помогли ей справиться с нытьем сына.

Как-то после хоккейного матча, в котором участвовал наш 11-летний сын, едем домой. Муж за рулем, я читаю Маршалла, и вдруг сын заявляет, что собирается вечером в гости к приятелю. Выглядело это приблизительно так:

— Я могу пойти к Грегу, когда мы приедем домой?
— Нет. Уже слишком поздно, и нам еще долго ехать.
— Но я очень хочу пойти. Можно?
— Нет. Не сегодня.
— Но Грег пригласил меня! Можно я пойду?!

И тут, когда я уже начинала злиться, я вдруг вспомнила, список вопросов, которые следует задавать ребенку в подобной ситуации. Когда сын задал мне свой вопрос в очередной раз, я была уже подготовлена:

— Как долго это будет продолжаться?
— Всегда (с едва заметной улыбкой).
— Думаешь, тебе это поможет получить то, что ты хочешь?
— Нет!

На этой радостной ноте все прекратилось. Больше он меня ни о чем не упрашивал.

Неэффективные вопросы

В общем и целом, будьте настороже, услышав вопрос, начинающийся с «почему». «Почему» — один из наиболее часто задаваемых вопросов и. один из самых неэффективных. В нем не только содержаться обвинительные нотки — он блокирует общение из-за вызываемых негативных чувств. Попробуйте провести эксперимент, произнеся вслух:

— Почему ты это делаешь?

— Что тут произошло?

В первом случае тон голоса повышается, а значит, и громкость усиливается. Замечаете, насколько отличаются ваши эмоции, когда вы говорите не «почему», а «что?».

Кроме того, «почему» затрагивает непосредственно мотивацию человека и указывает на то, что у человека могут быть с этим определенные трудности. Даже если причины поступка можно выразить словами, ребенок, возможно, просто не захочет об этом говорить.

В случаях с некоторыми детьми вопрос «почему» может вызвать стремление к извинениям, заставить их почувствовать себя жертвой и уклониться от ответственности. Это особенно часто происходит с детьми, на которых родители «навешивают ярлыки».

К тому же дети зачастую не знают, почему они делают то, что делают. Даже если они могут выразить словами причины своего поведения, сама необходимость делать это задевает их достоинство. Никто не любит признаваться в том, что он принял ошибочное решение. Если вас действительно волнуют причины происходящего, спросите об этом, избегая ноток осуждения.

— Просто из любопытства хочу понять, почему ты решил поступить так, а не иначе?

Изменение структуры вопроса помогает устранить из него негатив. Что более важно, вопрос «почему» никак не влияет на процесс изменения поведения.

Существует еще целый ряд вопросов, которые не начинаются с «почему», но все равно несут в себе негативный смысл. Обратите внимание на завуалированную требовательность и негатив полутонов, когда в следующий раз будете спрашивать:

— Когда ты прекратишь так себя вести?

— Как долго, по твоему мнению, это еще может продолжаться? — напротив, носит характер любознательности, если только вы не задаете его в обвинительной форме.

Сравните два вопроса приведенные ниже. За каждым из них скрыто одно и то же намерение, но первый имеет ярко выраженный негативный тон и выглядит как невысказанное вслух требование, второй же опирается на любознательность, а не на попытку обвинить в чем-то.

А. Когда ты собираешься приступить к домашней работе?
(обвинение)

Б. У тебя есть планы относительно выполнения домашнего задания?
(любопытство)

Если бы вы были ребенком, какой вопрос вы предпочли бы услышать? Какой быстрей подтолкнул бы вас к действиям?

В развитии навыка постановки рефлексивных вопросов поможет вам отслеживание качества получаемых ответов, поскольку качество ответов напрямую зависит от качества вопросов.

Приведу пример. Родители отправили ребенка в летний лагерь. Забирая его, они спрашивают:

— Как тебе лагерь?
— Ничего.

Родители расстроены, поскольку надеялись получить нечто большее, чем просто «ничего» — ведь они старались! Рефлексивный же вопрос:

— Что тебе больше всего понравилось в лагере? — заставит ребенка задуматься, что в свою очередь позволит родителям насладиться рассказом ребенка, делящегося с ними приобретенным опытом!

Эффективные вопросы

Ниже приведен список весьма эффективных вопросов, которые вы смело можете начинать использовать на практике. Вы добьетесь еще больших результатов, когда ребенок станет задавать подобные вопросы самому себе.

  1. Что бы сделала экстраординарная личность в такой ситуации?
  2. Какая реакция будет наиболее правильной в таких обстоятельствах?
  3. Что тебе мешает остановиться и начать вести себя ответственно?
  4. Что можно сделать, чтобы подавить в будущем внутренние импульсы, определяющие такое поведение?
  5. Что подсказывает тебе твое тело?
  6. Что ты можешь сделать, чтобы получить желаемый результат?
  7. Что ты можешь сделать, чтобы стать выше этого?
  8. Некоторые люди предпочитают _______. Что ты думаешь по этому поводу?
  9. Как можно исправить случившееся?
  10. Чем может помочь тебе то, что ты сейчас делаешь?
  11. Как ты можешь сделать это так, чтобы не мешать своей сестре?
  12. Какой выбор ты можешь сделать, чтобы все остались довольны?
  13. Как бы ты описал то, чего ты хочешь добиться в конечном итоге?
  14. Нет ничего страшного в ошибке. Как ты можешь исправить ее?
  15. Когда ты так поступаешь, какие взаимоотношения ты выстраиваешь?
  16. По шкале от 1 до 10, что тебе нужно сделать, чтобы достичь 10 баллов?
  17. Научился ли ты чему-то такому, что можно применить в других областях?

Дополнительные вопросы для особых случаев

Четыре вопроса для изменения поведения:

  1. Чего ты хочешь?
  2. Какое поведение ты выбираешь, чтобы получить желаемый результат?
  3. Если твой выбор не приносит тебе того, что ты хочешь, какой твой дальнейший план действий?
  4. Какая схема поведения поможет тебе осуществить твой план?

Для прекращения нытья:

— Сколько времени, на твой взгляд, ты еще должен повторять это?
— То, что ты делаешь, помогает тебе достичь желаемого?
— Какой опыт ты можешь вынести из данной ситуации?

Для выполнения задания:

— То, что ты делаешь, помогает тебе справиться с выполнением задания?
— Если ты хочешь, чтобы задание было поскорее выполнено, какие шаги нужно предпринять для начала?
— Что бы тебе хотелось сделать такого, что ты смог бы применить при выполнении задания?

Для повышения чувства долга и сознательности:

— Если бы у тебя была полная свобода действий, ты бы все равно исполнил свой долг?
— Что бы ты сделал, чтобы добиться этого?

Для повышения качества:

— Что ты думаешь по этому поводу?
— Что бы ты мог сделать, чтобы добиться еще большего прогресса?
— Какие ограничения мы могли бы устранить, чтобы позволить тебе добиться более значимых результатов?

Читайте также:  В анкете по трудоустройству работодатель спрашивает есть ли у меня недвижимость в собственности

Для начала разговора:

— Что сегодня доставило тебе наибольшее удовольствие?
— Что сегодня доставило тебе наибольшее беспокойство? Как ты с этим справился?
— Что для тебя было сегодня наиболее трудным? Как ты это преодолел?
— Если такое повторится снова, что ты будешь делать?

Золотой вопрос: «Что ты думаешь?»

Если бы меня попросили назвать всего один вопрос, который содержал бы в себе все возможные нотки позитивного признания человека, раскрывал бы возможность выбора и заставлял бы задуматься, это был бы вопрос «ЧТО ТЫ ДУМАЕШЬ»?

Навык постановки рефлексивных вопросов развивается в процессе его использования. Каждый вопрос представляет собой новый обучающий нас опыт. Начав задавать рефлексивные вопросы, вы постепенно узнаете, какие из них приводят к желаемому результату, а какие нет. Творчество и уверенность раскрываются в ходе практики. Руководствуйтесь двумя правилами:

  1. Сохраняйте приверженность стратегии, которая будет подталкивать детей к самооценке.
  2. Вместо того чтобы провоцировать в ребенке защитную реакцию, формулируйте свои вопросы, исходя из желания помочь, а не обидеть, подсказать, а не наказать — выступайте в роли наставника или советника, но не капрала.

Когда вы только начинаете задавать рефлексивные вопросы, подталкивающие к самооценке, вы будете испытывать весьма странные ощущения. Если вы будете знать об этом заранее, ваш мозг намного быстрее сможет выстроить новые нейронные взаимосвязи, благодаря которым постановка вопроса, а не стремление к наставлениям, станет вашей естественной привычкой. Важно использовать данную стратегию минимум 7 раз, пока нейроны мозга не создадут новые зависимости, которые сделают навык постановки вопросов, а не чтения наставлений, чем-то приятным и естественным.

Шаги по овладению навыком постановки вопросов

  1. Когда вы задаете рефлексивные вопросы, первое, что вы должны сделать, — это настроиться — как мысленно, так и физически — на волну любознательности.
  2. Задавая вопросы, человек не кричит. Поговорка «твои поступки говорят за тебя так громко, что я не могу расслышать, что ты говоришь» более чем наглядно доказывает справедливость слов о том, что тон голоса передает наши мысли ничуть не хуже, чем все слова вместе взятые.

Только мягкий и заботливый тон рефлексивных вопросов позволит сделать воспитание эффективным. Успех — особенно в том, что касается подростков — приходит лишь с настойчивостью и упорством, о чем свидетельствует следующий пример:

Родитель знал о методе постановки рефлективных вопросов, поэтому вместо традиционного вечернего «как дела?» спросил:

— Что было самое лучшее, что произошло с тобой за сегодня?

Родитель не сдался. День за днем он продолжал задавать один и тот же вопрос — получая все тот же негативный ответ.

Несколько недель спустя дочь вышла к завтраку и сказала:

— Я уже знаю, что будет самым лучшим, что случится со мной сегодня!

Папа внутренне замер, но не показал вида:

Девочка-подросток расплылась в улыбке:

— Я проснулась утром в ожидании, что со мной произойдет сегодня что-то самое лучшее.

Метод постановки вопросов необходимо изучать и постоянно использовать. Но как развить этот навык?

— Это приходит с опытом.
— Но, — говорит ученик, — как получить этот опыт?
— Задавая неправильные вопросы.

Не забывайте никогда о том, что каждый ваш вопрос складывается в копилку вашего опыта и, если вы не достигаете желаемого результата сразу, относитесь к этому как к возможности учиться дальше!

  1. Тот, кто задает вопросы, контролирует само общение. Помните это, если хотите снизить уровень стресса и привить человеку ответственное поведение. Например, когда вы слышите «как ваши дела?», игнорируете ли вы этот вопрос или все-таки привычка отвечать берет верх? Когда вы говорите что-то своему другу, и он вдруг спрашивает о чем-то, продолжаете ли вы говорить или отвечаете ему? Заметьте: в каждой из этих ситуаций проявляется естественная склонность к тому, чтобы отвечать на задаваемые вам вопросы.
  2. В общения с ребенком помните: именно вы тот, кто задает вопросы. Ваши вопросы помогут подтолкнуть ребенка к размышлениям в нужном вам направлении. Даже если ребенок разгадает вашу стратегию, вы все равно добьетесь успеха, поскольку ваш метод:
    • не носит принудительного характера,
    • позволяет ребенку понять, что вы действуете, исходя из его интересов,
    • раскрывает для него больше возможностей.
  3. Ваше общение не должно представлять собой нескончаемую череду вопросов. Говорите, обменивайтесь мнениями, давайте советы и только тогда, когда захотите перенаправить ход беседы или внимание: начинайте применять на практике свои навыки постановки вопросов.

В завершение хотелось бы особо отметить: нам стоит задать кое-какие вопросы и себе, например: «Могу ли я гордиться тем, как я общаюсь с ребенком?» и «Задело бы это мои чувства, если б кто-то общался и обращался со мной так, как я со своим ребенком?»

Возможно, следующий вопрос вам следует задавать себе с завидной периодичностью:

— Если б я был ребенком, хотел бы я, чтобы у меня был такой родитель, как я?

Источник



Рефлексия как средство формирования самооценки у детей дошкольного возраста

Вначале своего выступления мне хотелось бы рассказать Вам одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку,он спросил: “Скажи, мудрец,какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав,ответил: “Всё в твоих руках”.

Важно,чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. Наша с вами главная задача настроить ребенка раннего возраста на образовательную деятельность и научить его адекватно оценивать свои знания, умения и навыки уже в старшем дошкольном возрасте.

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды в НОД является этап рефлексии.

Рефлексия

(от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Цель рефлексии.

вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т. п.

Классификация рефлексии

РЕФЛЕКСИЯ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

(целесообразна в начале НОД с целью установления эмоционального контакта как правило, во время сюрпризного момента. С целью установления эмоционального контакта с детьми и в конце деятельности)

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(дает возможность осмысления способов и приемов работы в процессе НОД)

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного)

Чтобы рефлексия эффективно проходила, необходимо начинать проводить ее в группах раннего возраста. Применять рефлексию настроения и эмоционального состояния в НОД и режимных моментах. Потому что у ребенка появляется стимул следующий раз стараться вести себя хорошо, делиться игрушками, выполнять данные ему поручения. Уделить особое внимание обучению ребят осознанию того, что они делают и что с ними происходит.

Для этого можно использовать уголок настроения.

В уголках настроения дети могут рассматривать самостоятельно животных, людей с различной мимикой.

Уголок настроения помогает научить детей разобраться в своих эмоциях и знать, как ими управлять. Дети сравнивают свои эмоции с изображенными на картинках и прикрепляют на них например прищепки,которые соответствуют цвету изображенного настроения или прикреплены на них фотографии детей

А так же совместно с воспитателем: например- (посмотрите,красный цветочек плачет-А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?

А у какого цветочка хорошее настроение. А у кого из ребят хорошее настроение.

А какой цветочек смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня?

Также рефлексивныеспособности ребенка можно развивать с помощью коммуникативных игр: «Найди себе пару», «Мозаика», «Мы вместе» целью данных игр является формирование у детей умение увидеть в другом человеке его достоинство, развитие умение сотрудничать.

Примеры: «РЕФЛЕКСИИ НАСТРОЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ»

Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера

(Слайд 12)«Солнышко» (дети прикрепляют лучики красным или зеленым цветом, соответствующие его настроению)

(Слайд 13)— А это солнышко лучики по количеству детей дети прикрепляют бантики по настроению

(Слайд 14)-Ваза с цветами

(Слайд 15)-Дерево с листочками

(Слайд 16,17)-Смайлики

(Слайд 18,19) В старшем дошкольном возрасте можно использовать три цвета (красный -нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; зелёный – активность; жёлтый – приятное, спокойное настроение) например Дерево настроения

«Наряди елочку»

(Слайд 21) -Поляна с бабочками Варианты изображения рефлексии зависят от смысла занятия (грустный зайчик, веселый зайчик; грустная рыбка, веселая рыбка и т. д.) (Слайд 22) -Дорисуй. Детям раздают лица, они сами дорисовывают свое настроение

РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рефлексия деятельности даёт возможность осмыслить способы и приёмы работы. Применение данной рефлексии в конце НОД даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах занятия.

«Дерево успеха», где определенным цветом листьев обозначены уровни усвоения материала на НОД (зеленый- если все получалось, со всеми заданиями справился ; желтый-если было трудно, но справился, красный-если было очень трудно и тебе нужна помощь)

Аналогично —«Яблоня»

«Светофор»— дети поднимают карточки определенного цвета, это позволяет видеть, насколько понятен для детей каждый этап НОД

«Волшебный мешочек»

У детей карточки с изображением этапов НОД. Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное что было на НОД сегодня.

На каждом вагоне изображение этапов НОД, у детей смайлики, можно предложить детям прикрепить свой смайлик к тому вагончику, какой вид деятельности понравился ему больше всего.

«Поляна с цветами» — на каждом цветке нарисован этапы НОД, дети прикрепляют смайлики на тот этап, который понравился ему больше всего

«Лесенка успеха»

Ребенок должен сам оценить на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время НОД

Аналогично — «Дорожка успеха»

Солнышко- мне все удалось

Солнышко с тучкой-Мне не все удалось

Тучка- мне ничего не удалось

Раскраска- дети раскрашивают парус (желтым, красным или зеленым) цветом

Пантомима- пантомимой можно показать результат своей работы. Например руки вверх- довольны своей работой, голова вниз — недовольны

РЕФЛЕКСИЯ СОДЕРЖАНИЯ

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

рефлексивный круг — дети садятся в круг воспитатель задает вопрос дети по кругу передают друг другу какой- ни будь предмет (например мячик)и отвечают на вопросы:

Сегодня я узнал …

У меня получилось…

У меня не получилось…

Высказывания детей «Я не знал…», «Теперь я знаю…»

Из всего сказанного можно подвести итог: рефлексия– это совместная деятельность детей и воспитателя, позволяющая совершенствовать непосредственную образовательную деятельность в старшем дошкольном возрасте, ориентируясь на личность каждого ребенка.

Источник