Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 10 й класс

Прочитайте вопросы и выполните задания что означают

Определите и запишите основную мысль текста.

(1)Что такое свобода?

(2)Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода — понятие бесконечное, как Вселенная. (3)Оно принадлежит к высшим понятиям человека и принципиально не может иметь точного определения. (4)Бесконечное не определимо в словах. (5)Оно выше слов.

(6)В слове «свобода» содержится два разных понятия, сильно отличающихся одно от другого. (7)По сути, речь идет о совершенно разных вещах.

(8)Философы, анализируя это трудное слово, пришли к выводу, что есть «свобода-от» — свобода внешняя, и есть «свобода-для» — свобода внутренняя.

(9)Внешняя свобода не бывает абсолютной. (10)Но внутренняя свобода может быть беспредельной даже при самой трудной жизни.

(11)В педагогике давно обсуждается свободное воспитание. (12)Учителя этого направления стремятся дать ребенку внешнюю свободу в школе. (13)Мы говорим о другом — о внутренней свободе, которая доступна человеку во всех обстоятельствах, для которой не надо создавать специальных школ.

(14)Внутренняя свобода, безусловно, не зависит жёстко от внешней. (15)В самом свободном государстве могут быть зависимые, несвободные люди. (16)В самом несвободном обществе могут быть свободные. (17)Таким образом, воспитывать свободных людей никогда не рано и никогда не поздно. (18)Мы должны воспитывать свободных людей не потому, что наше общество обрело свободу, а потому, что внутренняя свобода нужна любому человеку, в каком бы обществе он ни жил.

(19)Человек свободный — это человек, свободный внутренне. (20)Как и все люди, внешне он зависит от общества. (21)Но внутренне он независим. (22)Общество может освободиться внешне — от угнетения, но стать свободным оно может лишь тогда, когда люди в большинстве своём будут внутренне свободны.

(23)Вот это и должно быть, на наш взгляд, целью воспитания: внутренняя свобода человека. (24)Воспитывая внутренне свободных людей, мы приносим самую большую пользу и нашим воспитанникам, и стране. (25)Здесь нет ничего нового! (26)Присмотритесь к лучшим учителям! (27)Вспомните своих лучших учителей — они все старались воспитывать свободных, потому они и запоминаются.

Источник

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. 10-й класс

Данные задания олимпиады предназначены для учащихся 10-го класса и охватывают практически все разделы русского языка: орфоэпию, орфографию, лексику, морфологию, синтаксис. Имеются задания как базового, так и повышенного уровня подготовки. Сделан акцент на знание истории языка и умении работать с речевыми ошибками.

Задания школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку 10-й класс

Задание 1. (5 баллов) Расставьте ударение в словах:

Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

Задание 2. (5 баллов) Выдающийся педагог 19 в. В. П. Шереметьевский утверждал: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». Каков секрет написания данных слов? Подберите проверочные слова, учитывая их этимологию (происхождение):

Задание 3. (8 баллов) От географических названий образуйте нарицательные существительные со значением «житель данной местности».

  1. Архангельск –
  2. Одесса –
  3. Кострома –
  4. Киев –
  5. Курск
  6. Пермь-
  7. Рим –
  8. Баку –

Задание 4. (6 баллов) Объясните разницу в значении паронимов, составив с каждым предложение:

адресат – адресант, дипломат – дипломант, гарантийный – гарантированный.

Задание 5. (8 баллов) Назовите фразеологизмы, на базе которых образовались следующие слова:

Наладиться, угробить, скалозуб, пустопорожний, смотаться, насобачиться, одурачить, взбелениться.

Задание 6. (12 баллов) Определите, какой частью речи являются выделенные слова:

а) Он грустно улыбнулся.
б) Его лицо грустно.
в) Сегодня ему было особенно грустно.

а) Мы опять явились на то место.
б) В магазин-то сходил?
в) Осенью во дворе то дождь, то снег.

а) Отец шел мне навстречу.
б) Мы торопились на встречу с другом.
в) Сильный человек всегда готов идти навстречу трудностям.

а) Он жил в доме напротив.
б) Напротив школы был стадион.
в) Он думал, что задачка легкая, а она, напротив, оказалась сложной

Задание 7. (12 баллов) Назовите начальную форму выделенных в тексте слов, укажите их лексическое значение. Какие слова современного русского языка являются исторически производными от данных архаизмов?

Не внемлют! Видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
(Г. Державин. Властителям и судиям)

Задание 8. (8 баллов) Отредактируйте предложения, запишите правильный вариант. Назовите типы ошибок, встретившихся в данных предложениях.

  1. Птичка лежала на траве и дрожит всем телом.
  2. Уехав из города, меня долго мучили неприятные воспоминания.
  3. Швабрину наплевать на мнение окружающих.
  4. Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила ее на пол.
  5. Человек ведёт праздничную жизнь.
  6. Это свойство свойственно всем писателям.
  7. Наконец-то наступил долгожданный июнь месяц, и мы поехали отдыхать.
  8. Жилин радовался, что обратно может совершить побег.

Задание 9. (12 баллов) Л. В. Успенский в книге «По закону буквы» сравнил букву ё с тихим старичком на пенсии: при огромной занятости других букв ё – буква, «необязательная к употреблению» (можно писать мед или мёд). В каких словах употребление буквы ё все же необходимо? Что вы знаете об истории этой буквы?

Задание 10. (4 балла) Какие художественные приемы использовал поэт для создания образа осени? Приведите примеры из текста:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
Над речным покровом берегов
Слышен синий лязг ее подков.
Схимник-ветер шагом осторожным
Мнет листву по выступам дорожным
И целует на рябиновом кусту
Язвы красные незримому Христу.
(С. Есенин)

Задание 11. (5 баллов) Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания:

Москва большой гости(н,нн)ый двор Петербург светлый маг…зин. Москва нужна для России для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит по(д,т)рунивать над Москвою над ее …ляповатостью и (не)ловкостью и бе(з,с)вкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продаж(н,нн)ый и (не)умеет говорить (по)русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди как(будто) сошедшие с журналь(н,нн)ых мод(н,нн)ых картинок выставляемых в окна даже старухи с такими узенькими талиями что делается смеш(н,нн)о на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине мод(н,нн) толпы какая(нибудь) матушка с платком на голове и уже соверше(н,нн)о без всякой талии. Сказал бы еще (кое)что но – Д…ста(н,нн)ция огромного р…змера. (Н.В. Гоголь)

Задание 12. (15 баллов) Прочитайте отрывок из произведения В.И.Белова. Поразмышляйте над следующими вопросами к тексту:

  1. О чем говорит автор в тексте? Какова его основная мысль?
  2. С какой целью автор использует диалектные слова и ряд однородных членов в предложении?
  3. Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
  4. Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?

Обобщите свои размышления в виде небольшого текста – рассуждения

«Старик в нормальной семье не чувствовал себя обузой, не страдал и от скуки. Всегда у него имелось дело, он нужен был каждому по отдельности и всем вместе. Внуку, лежа на печи, расскажет сказку, ведь рассказывать или напевать не менее интересно, чем слушать. Другому внуку слепит тютьку из глины, девочке-подростку выточит веретенце, большухе насадит ухват, принесет лапок на помело, а то сплетет ступни, невестке смастерит шкатулку, вырежет всем по липовой ложке и т.д. Немного надо труда, чтобы порадовать каждого!»

Большуха (местн.) – глава семьи, хозяйка.

Тютька (местн.) – пташка, пичужка.

Ступни (местн.) – лапти.

Максимально – 100 баллов

Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку в 10-м классе

№1. Включат, диспансер, завидно, заржаветь, камбала, колосс, некролог, обеспечение, симметрия, ходатайство.

По 0,5 балла за верный ответ.

Всего – 5 баллов.

  • Медведь – общеслав., образовано сочетанием слов мёд и ед (еда).
  • Очки – исконно русск., образовано от слова око – «глаз». Проверочное слово – очи.
  • Петух – исконно русск., образовано от глагола петь – буквально «поющий».
  • Печаль – от печа – «забота». Печаль – «то, что заботит, жжет» (пекло – «жар, зной»).
  • Председатель – собственно русск., образовано на базе сочетания «сесть впереди, занять первое место». Проверочное слово – сесть.
  • Работа – производное от раб – «сирота, подневольный работник».
  • Сейчас – исконно русск., образовано путем сращения слов сей – «этот» и час.
  • Созерцать – от со+зерцало. Проверочное слово – зеркало.
  • Уважать – польск., восходит к общеславянск. важный, образованному от существительного вага – «вес, тяжесть»
  • Урожай – исконно русск., образовано от той же основы, что урод, род. Урожай – «то, что уродилось».
Читайте также:  Ответы на общие вопросы в английском языке

По 0,5 б. за верно подобранное проверочное слово.

Всего – 5 баллов

№3.

архангелогородцы, -ец, -ка
одесситы, -ит, -ка
костромичи, -ич, жительница Костромы
киевляне, -ин, -ка
куряне, -ин, -ка
пермяки, -як, -ячка
римляне, -ин, -ка
бакинцы, -ец, -ка

По 1 баллу за каждое верно образованное слово.

Всего – 8 баллов

Адреса́т (или получатель) — человек или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение.
Адреса́нт (или отправитель) — человек или организация, которые адресуют почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение

Дипломат – должностное лицо, специалист, занимающийся дипломатической деятельностью, работой в области внешних отношений.
Дипломант – лицо, награждённое дипломом за успешное выступление на конкурсе, фестивале и т. п.

Гарантийный – относящийся к гарантии.
Гарантированный – обусловленный законом, обеспеченный.

По 1 баллу за каждое правильно составленное предложение.

Всего – 6 баллов

№5. Фразеологизмы:

Пойти на лад, вогнать в гроб, скалить зубы, переливать из пустого в порожнее, смотать удочки, собаку съесть, оставить в дураках, белены объесться.

По 1 баллу за каждый верно названный фразеологизм.

Всего – 8 баллов

№6

  1. а) наречие; б) краткое прилагательное; в) категория состояния.
  2. а) указательное местоимение; б) частица; в) союз.
  3. а) наречие; б) существительное с предлогом; в) производный предлог.
  4. а) наречие; б) производный предлог; в) вводное слово.

По 1 баллу за правильно названную часть речи.

Всего – 12 баллов

№7.

  • Внемлют – форма настоящего времени от глагола внимать; лексическое значение глагола внимать – «слушать, воспринимать»; от него исторически образованы внимание, внимательный.
  • Мздою – существительное, начальная форма мзда – «оплата, вознаграждение, взятка»; исторические производные – возмездие, мздоимец.
  • Очеса – форма множественного числа от око – глаз; производные от слова око с исторической точки зрения очный, очки, воочию, окно.
  • Зыблет – форма глагола зыбать в значении «колебать, качать»; исторические производные – зыбкий, зыбучий, незыблемый зыбь, зыбка.

Назвать начальную форму слова – 1 балл; указать лексическое значение – 1балл; привести пример исторического производного – 1 балл. Итого – 12 баллов.

№8

  1. Птичка лежала на траве и дрожала всем телом. Или: Птичка лежит на траве и дрожит всем телом. (Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм)
  2. Уехав из города, я долго мучился неприятными воспоминаниями. Или: Когда я уехал из города, меня долго мучили неприятные воспоминания (Ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом).
  3. Швабрин не считается с мнением окружающих. (Неоправданное употребление стилистически сниженной (жаргонной) лексики.)
  4. Девочка взяла тарелку, подошла к собаке и поставила посуду на пол. (Неудачное употребление местоимения).
  5. Человек ведёт праздную жизнь. (Неразличение паронимов)
  6. Это качество свойственно всем писателям. (Употребление рядом (или близко) однокоренных слов (тавтология)).
  7. Наконец-то наступил долгожданный июнь, и мы поехали отдыхать. (Употребление лишних слов, лексическая избыточность).
  8. Жилин радовался, что опять (снова) может совершить побег. (Употребление слова в несвойственном ему значении).

По 0,5 балла за каждое правильно отредактированное предложение.

За указание типа ошибки – 0,5 б.

Всего – 8 баллов

№9 Употребление буквы ё обязательно в текстах с последовательно поставленными знаками ударения, в словарях для указания места ударения и правильного произношения, в книгах для детей младшего возраста (в том числе учебниках для школьников младших классов), в учебниках для иностранцев. В обычных печатных текстах ё рекомендуется писать в тех случаях, когда возможно неправильное прочтение слова (все и всё), буква позволяет предупредить речевую ошибку и разграничить омоформы (узнаем – узнаём), когда нужно указать на правильное произношение некоторых иноязычных имен собственных (Бёрнс) или редких слов (сёрфинг). Букву ё следует также писать в собственных именах. В остальных случаях употребление ё факультативно, то есть необязательно.

Об истории. Буква ё была впервые употреблена в печатном тексте в 1797 г. в стихотворении Н. М. Карамзина «Аониды», в слове слёзы, столь характерном для сентиментализма XVIII в. Поэтому букву ё принято связывать с именем Карамзина, хотя есть исторические сведения, что автором буквы была Е. Р. Дашкова, возглавлявшая Российскую академию наук. Писатель же лишь использовал эту букву на практике. До указанной даты на месте буквы ё употреблялся знак iо, появившийся в русском письме под влиянием польской графики.

За каждый верно указанный случай употребления – 1 балл (всего – 10 баллов)

За сведения об истории буквы – максимально 2 балла.

Всего – 12 баллов

№10 Сравнение (рыжая кобыла); олицетворение (ветер мнет листву, целует); эпитеты (синий лязг, шагом осторожным и др.); метафора (осень чешет гриву, язвы красные).

По 1 баллу за верно названное средство изобразительности с примером.

Всего – 4 балла

№11 Москва – большой гостиный двор; Петербург – светлый магазин. Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия. В Москве редко встретишь гербовую пуговицу на фраке; в Петербурге нет фрака без гербовых пуговиц. Петербург любит подтрунивать над Москвою, над аляповатостью, и неловкостью, и безвкусием; Москва кольнет Петербург тем, что он человек продажный и не умеет говорить по-русски. В Петербурге на Невском проспекте гуляют в два часа люди, как будто сошедшие с журнальных модных картинок, выставляемых в окна, даже старухи с такими узенькими талиями, что делается смешно; на гуляньях в Москве всегда попадается в самой середине модной толпы какая-нибудь матушка с платком на голове и уже совершенно без всякой талии. Сказал бы еще кое-что, но – Дистанция огромного размера.

Максимально – 5 баллов (по школьной оценочной системе)

№12 Задание. Сочинение-рассуждение (задание носит творческий характер, однозначного ответа не подразумевает)

Максимальное количество – 15 баллов.

О чем говорит автор в тексте? Какова его основная мысль?
Автор говорит об обычных отношениях в семье, о том, что нравственный уровень общества проявляется в отношении к старикам.

С какой целью автор использует ряд однородных членов в предложении, диалектные слова?
Автор использует ряд однородных членов предложения, чтобы показать, насколько нужен и полезен старик в такой семье. Диалектная и народная разговорная лексика помогает автору подчеркнуть мысль о том, что бережное отношение к старикам – это исконно русская семейная традиция.

Каково отношение автора текста к тому, о чем он пишет?
Автор говорит о необходимости бережного, любовного отношения к старикам, которое закладывается в семье, и важности внимательного и заботливого отношения друг к другу каждого ее члена.

Какое слово в тексте, характеризующее семью, является значимым и почему?
В 1 предложении очень значим эпитет «нормальный». Словарное значение этого слова «соответствующий норме, обычный». Таким образом, автор, с одной стороны, говорит об обычных отношениях в семье, с другой стороны, он подчеркивает, что такое отношение и есть норма.

Источник

Вариант 3

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения.

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Текст начинается словами «Кошка была приручена в Древнем Египте примерно 5000 лет назад..«

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Читайте также:  Понятие и значение относимости доказательств

Объём изложения — не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Нажмите , чтобы прослушать запись

Кошка была приручена в Древнем Египте примерно 5000 лет назад. Египет был крупнейшей аграрной державой, и запасы зерна необходимо было оберегать от нашествий грызунов. Пушистых охотников, истребляющих крыс и мышей, египтяне считали священными животными. Не случайно у верховного бога Египта Ра была кошачья голова, а богиню плодородия и материнства Бастет изображали в виде кошки.

В Китае кошка символизировала материнство. Верили, что, если повесить на дверь комнаты молодой матери пучок кошачьей шерсти, малыш обязательно будет счастлив, а в Японии хозяином кошки мог стать только очень обеспеченный человек. Содержание животного требовало огромных расходов: питомца было принято наряжать, кормить только из золотой и серебряной посуды специально приготовленной пищей и даже приставлять к нему персонального слугу.

Сегодня кошка — одно из самых любимых домашних животных и символ уюта, а многие древние приметы о её поведении сохранились и по сей день. (135 слов)

(По Е. Елизаровой)

Часть 2.

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа.

Выполните синтаксический анализ предложений текста. Прочитайте текст.

(1) Амазонку по праву можно назвать морем подвижной пресной воды, составляющей пятую часть всего мирового водного запаса.

(2) В реке насчитывается различных видов рыбы больше, чем в Атлантическом океане.

(З)Площадь бассейна реки Амазонки составляет свыше 2,7 миллиона миль, что соответствует десятой части суши всего земного шара. (4)Здесь сосредоточено около трети всех лесов нашей планеты, и вся эта гигантская зелёная масса производит около половины кислорода, поступающего в атмосферу от растений. (5)Чтобы исследовать Амазонку, начиная от дельты реки в Бразилии и заканчивая её устьем в высокогорье Анд в Перу, команде Кусто потребовалось больше полутора лет.

Укажите варианты предложений с обособленными определениями. Запишите номера ответов.

1) предложение 1

2) предложение 2

3) предложение 3

4) предложение 4

5) предложение 5

Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Фёдор Шаляпин (1) выходец из крестьянской семьи (2) выступал в самых престижных театрах мира: Большом (3) Мариинском (4) Метрополитен-опере (5) и среди поклонников его таланта были композиторы Сергей Прокофьев (6) и Антон Рубинштейн (7) актёр Чарли Чаплин (8) и будущий английский король Эдуард VI.

Выполните синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «смотрели восторженно», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Выполните орфографический анализ слов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ТВОРИТЕЛЬНЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от УДАРЕНИЯ.

2) РУМЯНЫЙ — одна буква Н пишется в отглагольных прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, не имеющих ни приставок, ни зависимых слов.

3) ПРИСКАКАТЬ — правописание приставки определяется её значением — “приближение”.

4) ВИДИМЫЙ — безударная гласная И в суффиксе проверяется подбором формы слова, в которой суффикс окажется под ударением.

5) НА СОЛНЦЕ — в окончаниях имён существительных 1-го склонения в предложном падеже пишется буква Е.

Прочитайте текст и выполните задания 6—9.

(1)Одноклассники возвращались домой из школы.

— (2)Ха! (З)Смотри! — ткнул пальцем в землю Гриша.

— (б)Подумаешь, сумка! — не останавливаясь, на ходу кинул Севка. — (б)Кто-то на помо- ечку нёс, да не донёс, по дороге кинул. (7)Сейчас мы её.

(8)И он с разгону, хорошим полновесным ударом классного форварда сильно наподдал сумку, словно это был футбольный мяч.

— (9)Ой-ё-ёй! — невольно присел он, скривившись, и схватился за ногу. — (10)В ней что- то лежит. (11)Тяжеленное!

— (12)А что там внутри может быть, как ты думаешь? — с любопытством спросил Гриша.

— (13)Да барахло всякое. (14)Железяки ненужные. (15)Я же говорил — на помойку несли.

— (16)Давай посмотрим. — нерешительно предложил Гриша.

— (17)Ну давай. — не слишком охотно согласился Севка Зайцев и затрещал молнией.

(18)Самым удивительным в ней оказалось то, чего никак не могли, прямо-таки не ожидали увидеть ребята: сумка была набита нормальными школьными учебниками! (19)Севка, который учился спустя рукава и, унижаясь, часто лил слёзы, выпрашивая у учителей оценки повыше, сначала вытащил из сумки дневник.

— (20)Ага! (21)Дневничок. (22)Ученика школы 12 Владимира Брянцева!

— (23)Это же рядом! — обрадовался Гриша. — (24)Специализированная школа с математическим уклоном. (25)Может, в школу отнесём?

— (26)Ещё чего! — буркнул Севка. — (27)Он будет забывать, а ты будешь относить? (28)Мы ему не слуги!

(29)Он вытащил тетрадку по математике и стал её листать. (ЗО)Потом вытянул из сумки вторую тетрадь, третью. (31)Он явно хотел в чём-то убедиться.

— (ЗЗ)Ишь ты. — хмыкнул Зайцев. — (34)Одни пятёрки. (35)Надо же! (З6)Везёт людям! (37)И по физике, и по математике. (38)Вот гад! (39)Отличничек-горчичничек! (40)А мы вот сейчас. твою тетрадочку с пятёрочками. — и он рванул тетрадку так, что она неровно, наискось, разорвалась пополам.

— (41)3ачем ты? — испуганно вырвалось у Гриши.

— (42)Подумаешь. — как в лихорадке бормотал Зайцев, кроша тетрадку на мелкие обрывки. — (43)Школа. с математическим уклоном. (44)Математики-фанатики. (45)А из этой тетрадочки. — он вырвал двойной листок с крупно поставленной пятёркой и надписью красными чернилами: «Очень хорошо!», — из этой тетрадочки мы кораблик сделаем. (46)Поплыли твои пятёрочки, Брянцев-Поганцев.

(47)В зелёной спортивной сумке отыскалось ещё нечто загадочное, непонятное. (48)Крышка, укреплённая на хитроумных шарнирчиках, отскочила неожиданно легко. (49)Под нею теснилось сложное переплетение тончайших проводков, сияли слепящими звёздочками капельки спайки, пестрели крохотные разноцветные цилиндрики с мелкими цифровыми индексами на боках.

(50)3наешь, по-моему, это какой-то командный блок. — задумчиво сказал Гриша. — (51)Я похожие видел на выставке детского технического творчества. (52)Интересно, как он работает?

(53)Вдруг Севка вырвал приборчик из Гришкиных рук.

— (54)Приборчик-проборчик. (55)Как работает. — зашипел он, и сквозь его бледные, узкие губы на Гришу полетели капельки слюны. — (56)Не будет он больше работать, этот твой приборчик!

(57)«Не надо!» — хотел было крикнуть Гриша, но и ахнуть не успел. (58)Коротко и сильно размахнувшись, Зайцев швырнул приборчик под ноги на серый, исчерченный мелом асфальт.

(59)С негромким печальным хрустом тот разлетелся на мелкие части.

— (60)3ачем ты так? — поморщившись, словно проглотил что-то горькое, тихо спросил Гриша. — (61)Он ведь старался, изобретал.

— (62)Подумаешь, изобретатель-бумагомаратель! — отмахнулся Севка. — (63)А чего он? (64)Так ему и надо. (65)В следующий раз не будет сумку забывать.

(66)«Да он просто-напросто завистливый! — как будто в глубинах Гришкиного мозга щёлкнуло реле, и сразу осветилось то, что раньше было непонятным. — (67)3авистливый и злой.

(68)И злыми завистники бывают от того, что их мучают не только собственные неудачи, но и успехи других».

(По Л. Куклину*)

* Лев Куклин — современный писатель, поэт, драматург.

Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Гриша плохо учился в школе, выпрашивал оценки у учителей.

2) Владимир Брянцев был отличником в школе с математическим уклоном.

3) Севка Зайцев разбил найденный приборчик на мелкие части.

4) Гришка сделал кораблик из листка, вырванного из тетрадки Брянцева.

5) После истории с найденной сумкой Грише многое стало понятным в поведении Севки.

Проанализируйте средства выразительности в тексте.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) И он с разгону, хорошим полновесным ударом классного форварда сильно наподдал сумку, словно это был футбольный мяч.

2) Севка, который учился спустя рукава и, унижаясь, часто лил слёзы, выпрашивая у учителей оценки повыше, сначала вытащил из сумки дневник.

3) Крышка, укреплённая на хитроумных шарнирчиках, отскочила неожиданно легко.

Читайте также:  Вопросы о человеке для инстаграм

4) Я похожие видел на выставке детского технического творчества.

5) С негромким печальным хрустом тот разлетелся на мелкие части.

Выполните лексический анализ слова. Найдите в тексте фразеологизмы. Напишите один из них.

Часть 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного психолога Дейла Карнеги: «О нас судят на основании того, что мы делаем, что мы говорим, как мы говорим».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И злыми завистники бывают от того, что их мучают не только собственные неудачи, но и успехи других».

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как Вы понимаете значение слова ЗАВИСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое зависть?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.

Источник

1. Прочитайте текст и выполните задания. (1)Одно из самых обычных и распространённых.

(1)Одно из самых обычных и распространённых суеверий то, что у каждого человека есть одни свои определённые свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т. д. (2)Люди не бывают такими. (3)Мы можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем зол, чаще умён, чем глуп, чаще энергичен, чем апатичен, и наоборот. (4)Но будет неправда, если мы скажем про одного человека, что он добрый или умный, а про другого, что он злой или глупый. (5)А мы всегда так делим людей.

Укажите предложение с переходным глаголом.

Найдите предложение с составным глагольным сказуемым.

2. В каких вариантах ответов указаны все слова, где пропущена буква е?

а) оскуд. вать
б) коч. вать
в) пример. вать

г) ноч. вать
д) запа. вать
е) потч. вать

3. В каких вариантах ответов указаны все слова, где пропущена буква о?

а) бесед. вал
б) развед. вал
в) реорганизов. вать

г) проповед. вал
д) совет. вать
е) обрад. вались

4. В каком ряду глаголов в обоих словах на месте пропуска пишется буква и?

а) он мухи не обид. т, ты не расскажешь о жизни
б) он пожина. т плоды, он привод. т в движение
в) вы услыш. те обо мне, вы хорон. тесь от меня
г) ты не подыщ. шь слова, он тащ. т сундук

5. В каком ряду глаголов в обоих словах на месте пропуска пишется буква е?

а) стел. шь, кол. шь
б) се. т, слыш. т

в) кле. шь, затмева. шь
г) слыш. т, перекин. шь

6. В каком ряду глаголов множественного числа 3 лица в обоих словах на месте пропуска пишется буква ю?

а) чу. т, гон. т
б) нахмур. т, хохоч..т

в) бре. т, пол. т
г) целу. т, стро. т

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется ъ?

Не плюй в колодец, пригодит(1)ся воды напит(2)ся.

Чем кумушек считать трудит(3)ся, не лучше ль на себя, кума, оборотит(4)ся.

а) 1, 3, 4
б) 2, 3, 4

в) 2, 3
г) 1, 2, 3, 4

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется ь?

— Ты опять делаеш(1)ся какой-то другой, зачем-то эту французскую бородку носиш(2).

— Тебе не нравит(3)ся?

Я горячо просил святителей помоч(4) нам.

а) 1, 2, 3
б) 1, 2, 3, 4

1б. Предложение с составным глагольным сказуемым:
3) 3 (можем сказать)

2. Варианты ответов, в которых указаны все слова, где пропущена буква е: а), б), г), е)
а) оскудЕвать
б) кочЕвать
г) ночЕвать
е) потчЕвать (потчУю)

3. Варианты ответов, в которых указаны все слова,
где пропущена буква о: а), г), д), е)
а) беседОвал
г) проповедОвал
д) советОвать
е) обрадОвались (обрадУюсь)

4. Ряд глаголов, в обоих словах которого на месте пропуска
пишется буква и: в)
в) вы услышИте обо мне, вы хоронИтесь от меня

5. Ряд глаголов, в обоих словах которого на месте пропуска
пишется буква е: а)
а) стелЕшь, колЕшь

6. Ряд глаголов (множ. ч. 3-го л.), в обоих словах которого на месте пропуска пишется буква ю: в)
в) бреЮт, полЮт

7. Вариант ответа, где правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется ь: б)
Не плюй в колодец, пригодится воды напит(2)ся.
Чем кумушек считать трудит(3)ся, не лучше ль на себя, кума, оборотит(4)ся.
б) 2, 3, 4

8. Вариант ответа, где правильно указаны все цифры,
на месте которых пишется ь: в)

— Ты опять делаеш(1)ся какой-то другой, зачем-то эту французскую бородку носиш(2).
— Тебе не нравится?
Я горячо просил святителей помоч(4) нам.
в) 1 ,2, 4

Источник



Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5 (ответы записывайте словами или цифрами). (1)В нашей стране обитают разные виды цапель. (2) Серые цапли, например, крупнее белых, но не так красивы. (3) Их можно часто видеть на бол.

Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5 (ответы записывайте словами или цифрами). (1)В нашей стране обитают разные виды цапель. (2) Серые цапли, например, крупнее белых, но не так красивы. (3) Их можно часто видеть на болотах и озерах.(5) Цапля стоит неподвижно, втянув шею в плечи, или медленно расхаживает у берега, бесшумно поднимая и опуская свои длинные тонкие ноги. (6) Такие ноги у всех птиц, охотящихся на болоте или в воде: у журавля, аиста, фламинго. (7) Но вот цапля увидела рыбку или лягушку – и молниеносно острым, как копье, клювом схвачена добыча. (8) Этим же сильным клювом-копьем цапля защищается сама и защищает свое гнездо. (9) Его цапли строят обычно в кроне высокого дерева. (10) Это большая куча хвороста или камыша с углублением посередине. (11) В это углубление цапля откладывает 3-7 зеленоватых яичек и сидит на них, смешно свесив ноги.(12) На суше цапли ловят мышей и насекомых. (13) Гнездятся колониями, часто очень крупными. (14) Иногда в колонии цапли только одного вида, иногда — разных. 6 В1. Из предложений 5 — 7 выпишите краткое страдательное причастие. В2. Укажите номер предложения, в котором употреблены два деепричастных оборота В3. Укажите номер предложения, в котором употреблен причастный оборот. В4. Каким способом образовано слово СВЕСИВ? В5. Выпишите из предложения 6 слово, строение которого соответствует схеме корень+ суффикс+ окончание+ суффикс

Источник