Заголовок 2 3 4 Понятие типа государства Типология государств как разновидность научной классификации

Заголовок 2] 3.4 Понятие типа государства. Типология государств как разновидность научной классификации

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.

С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления.

[Определение] Типология государств – это их специфическая классификация, осуществляемая на основе наиболее значимых черт и признаков, определяющих сущность и социальное назначение государства. [.]

Говоря о типологии государств, следует отметить что она: содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства; позволяет проследить закономерности их развития, сущность происхождения в них структурных изменений. Таким образом, типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т.к. в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критерий – типу государства. Кроме того, типология государств базируется на обобщении большого фактического, исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, а также на основе анализа особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.

В этой связи типологию государств можно рассматривать как определенную группировку по различным типам.

Понятие «тип государства» занимает самостоятельное место в теории права и государства, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественноисторический прогресс в развитии государственно-организованного общества.

[Определение] Под типом государства понимается взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порожденных соответствующей эпохой, характеризующихся общими признаками [.]

Категория «тип государства» служит для характеристики государственности путем установления сходства различных государств на основании родственных черт.

Прогрессивные мыслители прошлого и современности искали и ищут те пути общественного развития, при которых государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Однако единства взглядов на типологию государств не было и нет. Разнообразие научных подходов к оценке этого явления стало основой плюрализма типологии государств (см. слайд 6). В современной юридической науке выделяют различные подходы к типологии: формационный, цивилизационный, политико-правовой и иные.

В основе формационного подхода к типологии государства лежит учение об общественно-экономической формации.

[Определение] Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства[.]. В общем виде она представляет собой органическое единство экономического базиса и политической, идеологической и государственно-правовой надстройки. Экономический базис – это способ производства благ, включающих в себя совокупность производственных сил и производственных отношений.

Политическая, идеологическая, государственно-правовая надстройка – это сознание общества, господствующие в нем взгляды, идеи, представления, которые реализуются в общественных отношениях.

[Внимание] Различают пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Им соответствуют четыре исторических типа государства (см. слайд 7).

Первобытно-общинная экономическая формация, основанная на присваивающей экономике государственности еще не знает. Каждой последующей общественно-экономической формации соответствует определенный тип государства. Первые три типа охватываются родовым понятием «эксплуататорское государство». Его сущность состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое государство – антиэксплуататорское по своей сущности – считается «полугосударством» или «государством не в собственном смысле слова». Это – исторически последний тип государства, который, по выражению К. Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые, изначально более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы. По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации. Переход от одного типа государства к другому осуществляется путем социальной революции, в результате которой коренным образом меняется система государственной власти.

Формационную типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Представляется, что плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода. Нельзя игнорировать также государства, которые и в настоящее время идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство – Китайская Народная Республика – продолжает строить социализм с китайской спецификой.

В основе современного цивилизационного подхода к типологии государств (А.Тойнби, У. Ростоу и другие) выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными факторами.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации. [Определение] Цивилизация – это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло – остаются неизменными. [.]

[Определение] Цивилизация – это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. [.]

По мнению А. Тойнби, история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская, православная и др.).

В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние – локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, ахейская и другие); особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие); современные цивилизации. [Цитата] По мнению А. Тойнби, человечество развивается от локальных цивилизаций (Эгейская, Шумерская и т.д.) к особенным (западноевропейская, китайская, славянская), а от них к всемирной цивилизации, основанной на принципах гуманизма и творческого использования прогрессивных достижений человечества на протяжении всей его истории[3] [.].

По характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации.

Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.

Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.

К числу достоинств данной типологии следует отнести внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности. Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

Слабыми сторонами цивилизационного подхода являются:

1. Недооценка социально-экономических факторов;

Существование множества критериев и несовпадающих классификаций;

3. Отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.

В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, которой соответствует данное государство.

[Внимание] Одной из наиболее распространенных для этого подхода является «теория стадий экономического роста» (автор – У. Ростоу). Все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из 5 стадий:

— Общество, переживающее процесс сдвига;

— Общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

Именно на пятой стадии возникает общество, которое можно назвать «государством всеобщего благоденствия». [.]

[На заметку] К теории «стадий экономического роста» тесно примыкают теории «менеджеризма», «единого индустриального общества», «постиндустриального общества» и др., согласно которым в современную эпоху необходимость в революционном изменении условий жизни общества отпадает или уже отпала, ибо научно-техническая революция по своим социальным последствиям спонтанно, автоматически выступает как заменитель социальной революции. [.]

Согласно политико-правовому (собственно юридическому) подходу критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан.

В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное.

Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.

Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.

В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее.

[Внимание] В настоящее время для глубокого и всестороннего понимания процессов, происходящих в мире, весьма важно не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии и подходы в типологии государств и правовых систем. Представляется, что одним из таких критериев типологии государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии – социально-классовую сущность, содержание и социальное назначение государства и права, характер производственных отношений и соответствующих им уровней развития производительных сил общества, принципы организации и функционирования государственно-организованного общества и т.п., но и субъективный критерий – уровень человеческого в обществе. [.]

[Внимание] В соответствии с личностным подходом можно выделить:

· деспотические государства Древнего Востока (свободен только один субъект – сам деспот);

Читайте также:  Общие вопросы для анкетирования

· античные государства (свободны некоторые – только граждане полисов);

· сословные государства (свободны немногие – представители привелигерованных сословий);

· социальные государства (свободны все). [.]

Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять теократические, клерикальные, светские и атеистические государства.

[Вопрос] Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое государство и какие подходы к его определению существуют?

2. Что такое политическая публичная власть?

3. Как соотносятся публичная и государственная власть?

4. Какие существуют методы осуществления государственной власти и каково их соотношение?

5. В чей заключается сущность государства н с каких позиций можно ее рассмотреть?

Источник

ПОНЯТИЕ ТИПОЛОГИИ И ТИПА ГОСУДАРСТВА. ЗНАЧЕНИЕ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ. КРИТЕРИИ ТИПОЛОГИИИ ГОСУДАРСТВ

1. Понятие типологии и типа государства. Значение типологии.

Критерии типологии государства.……………………………………….……..…7 -14

2. Достоинства и недостатки формационного

и цивилизационного подходов……………………………………………………14-17

4. Цивилизационный подход ………………………..…………………………. 26-41

Организационно-методические указания:

Цели лекции:

1. Достижение достаточно ясных представлений о понятии типологии государства и исторический тип, критерии типологии государства.

2. Выделить достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов.

3. Выделить и раскрыть типы и виды государств в соответствии с формационным подходом.

4. Знать разновидности государств по цивилизационному подходу.

Методы и средства достижения учебных целей:

Методологическую основу лекции составили методы диалектики, системный комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, логические приемы, исторические и правовые методы: системный, формально-юридический, сравнительно-правовой.

ПЛАН

№ п/п Содержание лекции Распредел. учеб. врем.
Введение 10 мин
1. Понятие типологии и типа государства. Значение типологии. Критерии типологии государства. 20 мин
2. Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов. 10 мин.
3. Формационный подход 25 мин.
4. Цивилизационный подход 15 мин.
Заключение 10 мин.
ИТОГО 1 час 30 мин

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Основная литература:

1. Бекин А.В. К вопросу о типе государства и права в контексте традиционных и нетрадиционных критериев построения типологии государственно-правовых явлений // Право и политика. 2009. № 4 (112). С. 734-748.

2. Бобылев А.И. Понятие, признаки, сущность и типология государства // Право и государство: теория и практика. М., 2006. № 2. С. 5-13.

3. Синенко Ю.С. К вопросу о некоторых достоинствах цивилизационного подхода к типологии государства // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. 2007. № 3. С. 118-119.

4. Синенко Ю.С. Нетрадиционные подходы к типологии государства // Научный вестник Омской академии МВД России. Омск, 2006. № 2 (24). С. 46-50.

5. Синенко Ю.С. О соотношении формационного и цивилизованного подходов к типологии государства // Закон и право. 2007. № 4. С. 97-99

Дополнительная литература:

1. Барышников О.В. Методологические основы цивилизационной типологии государств // Труды филиала МГЮА в г. Вологде. Вологда, 2004. Вып. 1. С. 3-11.

2. Жигулина С.С. К вопросу о цивилизационном подходе к типологии государств // Актуальные проблемы юридической науки и правоприменительной практики. Сборник научных трудов (по материалам 4 международной научно-практической конференции, состоявшейся 26 октября 2007 г.): в 2-х частях. Киров, 2007. Ч. 1. С. 30-33.

3. Кочергин Д.В. Типология государства // Вопросы права в третьем тысячелетии. Материалы межвузовской научно-практической конференции вузов МВД Республики Беларусь и России (27 февраля 2003 г.). Минск, 2003. С. 240-242.

4. Кравченко С.А. Цивилизационный подход в типологии государства и права // Российский юридический журнал. 2003. № 2. С. 3-8.

5. Орлова С.А. Диалектика подходов к типологии государств // Юридическое образование и юридическая наука: история, современное состояние и перспективы развития. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново, 2005. С. 43-55.

6. Чертов Ю.В. Типология государств. Формационный и цивилизационный подходы. Идеальная типология // Юридические записки студенческого научного общества. Сборник статей. Ярославль, 2002. Вып. 2. С. 4-5.

ВВЕДЕНИЕ

Типология или классификация государств по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно- исторического процесса развития государства и права. Она выступает как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства другими. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства.

Развитие государства и права является важнейшей составной частью всего процесса развития человеческого общежития. Познание этого процесса, в том числе и через государственно-правовые системы, является в силу этого составной частью познания всего исторического процесса.

Исходными посылками типологии государств является следующие положения:

Во-первых, положения о том, что развитие человеческого общества, а вместе с ним государства и права – это непрерывно протекающий, длительный и по своей природе естественно-исторический процесс.

Во-вторых, это процесс неразрывно связан с постоянным развитием социальной природы, содержания и назначения государства и права, а также с коренными изменениями основных принципов их организации и функционирования. Например, если в качестве одного из важнейших принципов рабовладельческого типа государства и права выступал принцип частной собственности на основные средства производства и на людей – рабов, то в качестве одного из основных принципов капиталистического типа государства и права выступает уже не принцип формально-юридического равенства всех граждан перед законом. Одним из важнейших принципов феодального типа государства и права был принцип вассального подчинения, принцип соответствия объема и характера политической власти размерам земли.

В-третьих, положение о том, что процесс перехода государства и права от одной степени к другой, от одного типа государства и права к другому органически сочетает в себе элементы непрерывности, эволюции, качественной скачкообразности и в этом смысле – революционности.

ПОНЯТИЕ ТИПОЛОГИИ И ТИПА ГОСУДАРСТВА. ЗНАЧЕНИЕ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВ. КРИТЕРИИ ТИПОЛОГИИИ ГОСУДАРСТВ.

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. ТИПОЛОГИЯ – это такая классификация государств, которая отражает логику исторического развития государств, позволяет объединить их в группы на основе определенных критериев.

Под ИСТОРИЧЕСКИМ ТИПОМ ГОСУДАРСТВА понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) черты и признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Назначение типологии состоит в том, что на основе изучения и обобщения данного материала устанавливаются и раскрываются объективные связи, существующие между государством и правом, с одной стороны, а также экономической и социальной структурой общества с другой. Выявляются движущие силы процесса исторического развития государства, решающей из которых являются материальные, производственные отношения (экономический базис). Раскрываются закономерности развития и смены исторических типов государства. В соответствии с различными ступенями развития экономики и общества, с учетом закономерностей их поэтапного развития и функционирования определяются соответственно ступени развития или типы государства, а также закономерности их существования и функционирования. Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость между типами и закономерностями развития экономики и общества, с одной стороны, и государства и права — с другой.

Критерии типологии государств:

I. ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД(К. Маркс, Ф. Энгельс)

Критерием деления служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства (уровень развития производительных сил и производственных отношений, который, в свою очередь, определяется господствующей формой собственности на средства производства)

выделяются четыре типа государства –

1) рабовладельческое, 2) феодальное, 3) буржуазное, 4) социалистическое – каждое со своим набором признаков.

II. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД – суть состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особенности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, мировоззрения, исторического развития, географического расположения, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В своей совокупности эти факторы образуют понятие культуры, которая служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Совокупность родственных культур образует цивилизацию.

II. 1) по стадиям экономического развития (теория американского социолога Уолт Ростоу). Ученый показал зависимость экономического прогресса от духовно-культурных условий развития общества. Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал в благосостоянии общества: 1) традиционное общество, 2) переходное общество, 3) общество, переживающее процесс сдвига, 4) созревающее общество, 5) общество, достигшее высокого уровня народного потребления.

II. 2) в зависимости от общности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков(английский историк А. Тойнби). По этим критериям А. Тойнби первоначально выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до 26 цивилизаций, часть из которых утратила свое существование:

1) египетскую, 2) китайскую, 3) западную, 4) православную, 5) арабскую, 6) мексиканскую, 7) иранскую, 8) сирийскую и др.

III.В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические (илиавтократические). Критерий данной классификации в зависимости от путей и степени участия «воли индивидуумов» в создании и укреплении правопорядка (основоположник Г. Кельзен). Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

IV. В последнее время весьма широко применяется классификация государств в зависимости от политического режима на: 1) тоталитарные,2) авторитарные, 3) либеральные и 4) демократические.

1. В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

2.Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

3. Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

Читайте также:  Зачем нужно критическое мышление

4. В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

V. Заслуживает внимания классификация государств по их отношению к религиивыделяются: 1) светские, 2) клерикальные, 3) теократические и 4) атеистические государства.

1. В светском государстве все виды религиозных организаций отделены от государства, не вправе выполнять ни политических, ни юридических функций, не могут вмешиваться в дела государства.

Для правового режима церкви в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство и его органы не вправе контролировать отношение своих граждан к религии;

2) государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

3) государство не оказывает ни одной из конфессий ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

4) религиозные организации не выполняют по поручению государства юридических функций;

5) конфессии, в свою очередь, не вмешиваются в политическую жизнь страны, а занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения.

Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом.

Статус светского государства конституционно закреплен в Российской Федерации, Германии, Франции и др.

2. Клерикальным считается государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений.

Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1) признание за церковью права собственности на широкий круг объектов – земли, здания, сооружения, предметы культа и др.;

2) получение церковью от государства различных субсидий и материальной помощи, налоговых льгот;

3) наделение церкви рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев — регулировать брачно-семейные отношения;

4) право церкви участвовать в политической жизни страны и нередко иметь свое представительство в государственных органах;

5) осуществление церковью контроля в области образования, воспитания, введение религиозной цензуры печатной продукции, кино, телевидения и др.

В клерикальном государстве, несмотря на сильные позиции государственной религии, тем не менее слияния государства и церкви не происходит. Объявление той или иной религии государственной, как правило, означает, что государство уважает исповедуемую большинством населения религию и придерживается религиозных традиций, составляющих духовно- культурную ценность народа.

К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания и др.

3. Для теократических государств характерны следующие черты:

1) государственная власть принадлежит церкви, которая определяет статус государственной религии;

2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни. Более того, религиозные нормы имеют приоритет перед законом;

3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем. Например, согласно Конституции Ирана государственное управление страной находится под контролем факиха, стоящего выше президента Исламской Республики Иран. Он назначает генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т.д. Послания факиха стоят выше закона и ими должны руководствоваться судебные органы.

К теократическим государствам обычно относят Ирак, Пакистан, Саудовскую Аравию, Марокко и др.

4. В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) церковь лишается экономической основы – своей собственности;

2) религиозные организации и другие объединения конфессионального характера либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства;

3) религиозные объединения не имеют прав юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;

4) репрессируются священнослужители и верующие;

5) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание религиозной литературы и ее распространение;

6) свобода совести сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государством воинствующего атеизма было Советское государство, особенно в первые годы его существования, а также некоторые бывшие социалистические страны, например Албания. Конституцией 1976 г. в этой стране была запрещена всякая религия.

VI. В зависимости от характера государственного союза и положения, занимаемого в этом союзе индивидом (Г. Еллинек) – 1) древневосточное, 2) древнегреческое, 3) средневековое, 4) современное.

VII.Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникали в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

Спорным является вопрос о том, составляет ли переходное государство самостоятельный тип.

Представляется, что государство переходного состояния можно отнести к самостоятельному типу по следующим основаниям.

Во-первых, переходное состояние нередко занимает длительный период и даже может составить целую эпоху.

Во вторых, переходное состояние предполагает не только смену власти, формы государства, различных государственно-правовых институтов, но и изменение ценностей общества, качественного его состояния, общественных структур, связей и отношений.

В-третьих, переходное государство – явление конкретно-историческое, обладающее национально-культурной ориентированностью и отражающее накопленные конкретным народом духовные и иные ценности.

Источник

Типология государств: основные научные подходы

Работа состоит из шести глав. В первой главе мною были рассмотрены основные определения, виды и назначение типологии государства. Во второй главе я описал подробно основные подходы к классификации государства. В третьей главе описано содержание, признаки и типы государств согласно формационному подходу. В четвертой рассмотрен цивилизационый подход к типологии государства так же описаны признаки подхода и типы государств согласно этой теории. Пятую и шестую главы я посвятил «альтернативным» подходам к типу государства это: политика-правовая типология и личностный подход. В своей работе я использовал учебную, научную и монографическую литературу различных авторов.

Содержимое работы — 1 файл

Типология государств.docx

В своей работе я рассмотрел типы государств, согласно двум подходам – формационному и цивилизационному. Как объясняет формационный подход, любое общество находится в рамках определенной общественно-экономической формации и включает два основных и неравнозначных по характеру компонента. Первый — экономический базис, состоящий из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности. Второй — надстройка, куда относятся общественное сознание, мораль, право, государство, религия и наука. В общественно-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости соответствия надстройки базису.

Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы, По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации.

Первый исторический тип государства – рабовладельческое государство, возникшее в результате разложения первобытнообщинного строя и представляющее собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев. Второй тип государства – феодальное. Третий – буржуазное, предполагающее частную собственность на средства производства. Четвертый тип – социалистическое государство, где господствует общественная собственность и власть трудящихся. Еще один тип государства по теории Маркса – переходное государство, то есть разновидность государства в рамках одного и того же исторического типа, где господствуют сразу несколько классов. В нашем государстве долгое время доминировала формационная теория, наше государство считалось социалистическим. Формационная теория содержит много недостатков и недоработок.

Что касается цивилизационного подхода, то согласно ему, определяющими в развитии государства являются факторы социокультурные, включающие духовную жизнь общества, идеологию, нравственность, религию. Именно они главным образом определяют особенности развития данной общественной системы и характерные черты ее государственной власти.

В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство. Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская) с соответствующими типами государств.Третий этап – современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально- политических структур.

Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план качество жизни, положение личности, которое обеспечивает государство. Кроме того, есть еще один подход к изучению государства – информационный, который объединяет экономические и этнокультурные, социально-политические структуры в единое целое. Если говорить о типе современного Российского государства, я бы отнес его к буржуазному типу – по формационной теории К. Маркса.

Изучение типологии государств является необходимым элементом процесса познания развития государства и права, закономерностей их развития, что имеет большое значение для правовой науки.

1. Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. Норма-инфра М. 1999г.

2. Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория государства и права в схемах и определениях: М.: 1998

3. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юристь, 2001.

Читайте также:  О чем спрашивали жители Алтайского края президента Путина и помогла ли им прямая линия

4. Назаренко Г.В. Общая теория права и государства: Курс лекций. — Орел,1995. С. 63.

5. Хабибуллин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб. – 1997.

6. Байтин М.И. Сущность и типы государства. Государство и право. 1997.

7. Захаров А. Еще раз о теории формации. Общественные науки и современность.- 1992.

8. Сорокин В.В. Государство переходного периода: теоретические вопросы. Барнаул.- 2000г.

[1] Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. норма-инфра М. 1999г.

[2] Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория государства и права в схемах и определениях: М.: 1998

[3] Хабибуллин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. СПб. – 1997.

[4] Теория государства и права. Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. норма-инфра М. 1999г.

[5] Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. Спб.-1997.

[6] Байтин М.И. Сущность и типы государства. // Государство и право. 1997.

[7] Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. Под ред. М.Н. Марченко. М.: Юристь, 2001.

[8] Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. Спб.-1997.

[9] Назаренко Г.В. Общая теория права и государства: Курс лекций. — Орел,1995. С. 63.

[10] Хабибулин А.Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики. Спб.-1997.

[11] Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Юристь, 2001. – 656 с.

Источник

Основные подходы к типологии государства

Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя:

    • тип производственных отношений (базис) и
    • соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.).
    • тип производственных отношений (базис) и
    • соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.).

    Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

    В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:

    • рабовладельческий,
    • феодальный,
    • буржуазный,
    • социалистический.

    Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

    Феодальное государство — это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

    Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития:

      • капиталистическое,
      • монополистическое,
      • индустриальное,
      • постиндустриальное государство.
      • капиталистическое,
      • монополистическое,
      • индустриальное,
      • постиндустриальное государство.

      Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

      Первые три типа охватываются родовым понятием «эксплуататорское государство». Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

      Социалистическое же государство — антиэксплуататорское по своей природе — считается «полугосударством» или «государством не в собственном смысле слова». Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

        • во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
        • недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
        • во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
        • недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

        В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

        Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.

        В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

        Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

        А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

        Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

          • недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
          • выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство — только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.
          • недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
          • выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство — только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

          В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

          Источник

          

          Тема 4: Типология государства

          2. Общая характеристика формационного подхода в типологии государства.

          3. Общая характеристика цивилизационного подхода в типологии государства.

          Во введении следует обозначить актуальность и степень изученности темы работы, сформулировать цели и задачи исследования, определить круг источников позволяющих раскрыть вопросы обозначенные в плане.

          При рассмотрении первого вопроса следует обратить внимание на проблему понимания феномена “тип государства”. Сравнить понятия тип и форма государства. Обозначить критерии, положенные в основу отнесения государства к тому или иному историческому типу.

          При рассмотрении второго вопроса следует сформулировать определение общественно-экономической формации, выделить и коротко охарактеризовать основные типы государств обусловленные соответствующими формациями (рабовладельческой, феодальной, буржуазной). Показать особенности экономической формации социалистического типа в рамках которой формируется социалистическое государство – государство переходного периода. Объяснить, почему в условиях коммунистической формации государство утрачивает свою социальную значимость и постепенно отмирает.

          При рассмотрении третьего вопроса, следует сформулировать определение цивилизации, провести сравнительный анализ феноменов “цивилизация” и формация, показать особенности цивилизационного подхода к типологии государства в трудах выдающихся отечественных и зарубежных мыслителей (Н.Я. Данилевского, А.Н. Гумилева, А. Дж. Тойнби).

          В заключении работы следует обобщить результаты исследования и сформулировать выводы в которых бы получило отражение собственно авторское видение исследуемой проблематики.

          Рекомендуемая литература:

          Амелина Е. Понятие “цивилизации” вчера и сегодня / Е. Амелина // Общественные науки и современность. ─ 1992. ─ № 2.

          Бачило И. Л. Факторы, влияющие на государственность / И. Л. Бачило // Государство и право. ─ 1993. ─ № 7. ─ С. 21─30.

          Гуревич Н. Я. Теория формаций и реальность истории / Н. Я. Гуревич // Вопросы философии. ─ 1990. ─ № 11.

          Захаров А. Еще раз о теории формаций / А. Захаров // Общественные науки и современность. ─ 1992. ─ № 2.

          Комаров С. А. Проблемы типологии государства и права / С. А. Комаров // Проблемы теории государства и права. ─ М. : Проспект, 1999. ─ Гл. 4.

          Панфилова Т. В. Формационный и “цивилизационный” подходы: возможности и ограниченность / Т. В. Панфилова // Общественные науки и современность. ─ 1993. ─ № 6.

          Поздняков Е. А. Формационный и цивилизационный подходы / Е. А. Поздняков // Мировая экономика и международные отношения. ─ 1990. ─ № 5.

          Проблемы теории права и государства. Курс лекций / под общ. ред. В. П. Сальникова. ─ СПб., 1999. ─ С. 95─119.

          Рожкова Л. П. Принципы и методы типологии государства и права. ─ Саратов, 1984.

          Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. ─ М., 1992.

          Сравнительное изучение цивилизаций : хрестоматия. ─ М. : Аспект Пресс, 1999. ─ Гл. 4.

          Тойнби А. Д. Постижение истории / А. Д. Тойнби. ─ М.,1991.

          Философия истории / под ред. А. С. Панарина. ─ М. : Гардарика, 1999. ─ Раздел 3, гл.2.

          Формация или цивилизация? (Материалы “круглого стола”) // Вопросы философии. ─ 1989. ─ № 10.

          Хабибулин А. Г. Научные основы типологии государства: вопросы теории и практики / А. Г. Хабибулин. ─ СПб., 1997.

          Источник