Значение подзаконного нормотворчества в гражданском праве

Санкционированное правотворчество

Правотворчество различают в зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией. Так, существует непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, а также правотворчество государственных органов всех трех ветвей власти. По способу придания юридической силы нормативному акту может быть непосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих функций делегирует другому государственному органу, наконец, санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности в процессе регистрации уставов общественных организаций. Правотворчество разделяют также в зависимости от юридической силы нормативного акта, появляющегося в его результате, так законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы, подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.

В Российской Федерации, учитывая субъектный состав органов правотворчества, выделяют три вида правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общественных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).

Санкционированное правотворчество — это правотворчество, при котором государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы — корпоративные, моральные, религиозные, традиционные, придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.

Санкционированное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей министерств, ведомств, организаций, учреждений, предприятий), результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Санкционированное правотворчество — государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы (корпоративные, моральные, религиозные, традиционные), придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.

Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Санкционированное правотворчество можно определить как получившую государственное одобрение или согласие деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, организаций и т.д.) и других негосударственных субъектов, направленную на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм.

Посредством данного вида правотворчества государство дает негосударственным организациям, объединениям и движениям возможность участвовать в нормотворческой деятельности и проявлять гражданскую инициативу.

Субъектами санкционированного правотворчества могут выступать различные негосударственные структуры: органы местного самоуправления, коммерческие, акционерные, производственные организации и товарищества, профессиональные и политические организации (к примеру, профсоюзы), а также должностные лица предприятий, учреждений, министерств и ведомств.

Результатом такой правотворческой деятельности становятся подзаконные нормативные акты и предписания, которые приобретают общеобязательный характер и юридическую силу после их утверждения (санкционирования) уполномоченным государственным органом.

Следует учитывать, что санкционирование может осуществляться как до принятия правового акта – путем одобрения будущего правового акта, так и после принятия такого акта посредством дачи согласия на его применение.

В современных условиях роль санкционированного правотворчества крайне важна, так как именно оно в большей степени ориентировано на непосредственное отражение потребностей общественной жизни, нежели государственное правотворчество.

Оно представляет собой гибкую и социально-чувствительную систему, способную быстро реагировать на изменения социальной жизни. Это позволяет ускорить процесс принятия управленческих решений, даёт возможность учитывать своеобразие на местах, способствует развитию демократии в обществе.

Важно отметить, что санкционированное правотворчество выступает неотъемлемым атрибутом гражданского общества, так как способствует установлению партнерских отношений между властью и институтами гражданского общества, усилению их взаимной поддержки и согласованной деятельности.

Участие различных общественных организаций и объединений в изменении и улучшении законодательства, а также в разработке новых проектов законов способствует укреплению доверия общества к власти.

Получая таким образом информацию о состоянии общественного мнения, государство может и должно учитывать ее при определении государственной политики и, прежде всего, при введении новых правовых предписаний.

От санкционированного правотворчества следует отличать делегированное правотворчество. Несмотря на то, что эти понятия во многом сходны и в юридической литературе часто рассматриваются как равнозначные, можно выделить ряд особенностей, присущих именно делегированному правотворчеству.

Прежде всего, следует сказать, что делегированное правотворчество – более широкое понятие, а санкционирование представляет собой одну из разновидностей делегирования.

В целом под делегированным правотворчеством следует понимать деятельность государственных органов и/или должностных лиц, а также отдельных

негосударственных организаций, связанную с принятием нормативных правовых актов на основании поручения (делегирования) иного органа или должностного лица.

Источник



Значение подзаконного нормотворчества в гражданском праве РФ

Аннотация. В статье дается краткий обзор подзаконных нормативно-правовых актов, образующих систему гражданского права. Автор исследует правотворчество таких органов, как Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, министерства, ведомства, и других. Рассмотрен порядок принятия нормативных актов перечисленными органами власти, их действие, а также значение для гражданско-правового регулирования.

Говоря о значении подзаконных нормативных актов в гражданском праве, считаем, что, прежде всего, следует дать общее определение такому виду правотворчества, для наиболее полного понимания его значения в рассматриваемой отрасли.

Итак, подзаконным нормотворчеством признается деятельность, связанная с созданием НПА. Осуществляют такую деятельность только те субъекты, которые наделены соответствующей компетенцией; причем обязательно, чтобы издаваемые ими акты соответствовали закону, а также развивали положения основных законов, регулируя отдельные аспекты правоотношений.

Субъектами, призванными осуществлять данную деятельность, в РФ являются: Президент, Правительство, исполнительные органы субъектов. Если рассматривать особенности подзаконного правотворчества, то сразу стоит обратить внимание на отсутствие иерархии (многоступенчатости), которая присуща законотворчеству [1]. Здесь каждым органом самостоятельно определяется подготовка, рассмотрение, согласование НПА и прочую деятельность, т.е. присутствует некий «круг согласования. Как и в законотворчестве, в данной области закреплен определенный порядок, касающийся подготовки и принятия:

Читайте также:  История развития физической реабилитации

1) указов Президента РФ (глава государства уполномочен на издание указов, касающихся вопросов исполнения законов);
2) постановлений и распоряжений Правительства (в компетенции данного органа – издание постановлений в сфере своей компетенции, которая определена Конституцией и иными законами) [2]. В чем же отличие постановлений и распоряжений? Если это решения федерального правительства, то они обладают нормативным характером и издаются как постановления. А вот в форме распоряжений могут быть изданы также решения нормативного характера, но затрагивающие текущие вопросы.

Отметим, что порядок, применяемый в органах субъектов, полностью аналогичен вышеописанному. Что же касается таких структур, как министерства и ведомства, то они руководствуются специальным Положением о порядке подготовки актов, которое утверждено Правительством РФ [3]. Перейдем к рассмотрению порядка издания данной группы актов.

Итак, упомянутые выше органы могут издавать НПА – приказы и постановления, но строго в пределах их компетенции. При издании положений, инструкций, указаний и т.п., такие акты подлежат утверждению приказом или постановлением.

Важно подчеркнуть, что процесс подготовки и принятия НПА органом исполнительной власти федерального уровня подчиняется строго определенным правилам:

— подзаконный акт должен содержать информацию, во исполнение какого документа он издан;
— правом издания НПА не наделяются структурные подразделения вышеперечисленных органов. Исключения – случаи, прямо прописанные в законе [4].

Согласно п. 6 ст. 3 ГК РФ [5], иными правовым актами является указы Президента и постановления Правительства, о которых уже было сказано выше. Данные акты – важная группа источников гражданского права, которая именуется в литературе подзаконными актами [6]. Примерами ранее изданных и действовавших, а также действующих в настоящее время постановлений, содержащих нормы названной выше отрасли, могут выступать: «Об утверждении типовых правил доверительного управления ипотечным покрытием» [7], «Об утверждении Положения о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей» [8] (утратило силу) и многие другие.

Что касается указов Президента, то они должны строго соответствовать ГК РФ, иным ФЗ. Принимаются данные акты по тем вопросам, которые составляют компетенцию Президента. Исключение составляют ситуации, когда правовое регулирование данного вопроса возможно только на законодательном уровне, согласно ГК или иному ФЗ.

Рассматривая нормативный состав указов, принимаемых Президентом РФ, следует обратить внимание, что они могут включать в себя гражданско-правовые нормы двух видов. Цель первых – конкретизация норм, которые содержатся в гражданских ФЗ; цель второй – регулирование правоотношений, не подпадающих под нормы закона, либо в отношении которых вообще отсутствуют принятые законы. В качестве примера приведем ранее действовавший Указ Президента РФ «О продаже государственных предприятий-должников» [9].

Относительно постановлений, издаваемых Правительством, в которых содержатся гражданско-правовые нормы, отметим, что, являясь также подзаконными актами, они издаются на основании ГК, иных законов, а также во исполнение вышеназванных указов. Таким образом, очевидно, что указы главы государства выше, чем постановления Правительства РФ: данный вывод можно сделать на основании того обстоятельства, что противоречащие Конституции, ФЗ и указам, постановления подлежат отмене самим Президентом. Данное правило закреплено в Конституции, в п. 3 ст. 115 [10]. Элементами системы гражданского законодательства являются только те постановления, которые содержат нормы данной отрасли права. Примером является постановление Правительства РФ от 6 июля 1994 г., на основании которого утверждены Правила предоставления услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств [11]. Указанный акт содержит в себе понятия, характерные для гражданско-правовых отношений, такие, как исполнитель, потребитель, договор, оплата, услуга и т.п. Отношения, регулируемые настоящими Правилами, можно охарактеризовать как договорные, подрядные, поскольку их суть – в оказании услуг со стороны исполнителя по отношению к потребителю. В договоре регламентируются сторонами такие условия, как: цена на оказываемую услугу, порядок ее оплаты, перечень оказываемых услуг, фирменное наименование и адрес организации-исполнителя, сроки, сведения, касающиеся автотранспортного средства, и пр.

Велико значение и актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти: министерствами, службами, агентствами и пр. Они могут быть приказами, положениями, указаниями и инструкциями. Издание подобных актов вышеперечисленными органами регламентируется п. 7 ст. 3 ГК [5]. Но здесь существует важная особенность, связанная с действием названных актов: если межведомственный акт затрагивает права и интересы граждан, то для обеспечения его обязательности и исполнения всеми субъектами, он должен пройти правовую экспертизу в Министерстве юстиции, а также быть опубликован. Что касается опубликования таких актов, то оно должно производиться в специальном Бюллетене НПА, издаваемых вышеупомянутыми органами.

Но почему проведение правовой экспертизы возложено именно на Министерство юстиции? Это обусловлено тем, что указанный орган контролирует правильность и своевременное опубликование НПА, изданных вышеуказанными органами власти. Закон устанавливает срок вступления в силу данных НПА – после того, как пройдет десятидневный срок со дня их опубликования. Однако в самих актах возможно установление иного порядка. Также стоит отметить, что вступление в силу данных НПА происходит одновременно на территории страны.

Но стоит обратить внимание, что п. 7 ст. 3 ГК закрепляет условие, при котором министерствами и ведомствами могут издаваться акты с нормами гражданского права: это случаи, которые либо прямо предусматриваются в ГК, либо в иных законах. Изложенное свидетельствует о том, что на сегодня область нормотворчества вышеуказанных органов существенно ограничена [12].

Читайте также:  Результаты двух туров муниципального этапа Чемпионата Московской области по игре Что Где Когда сезона 201

Примечательно, что до того момента, как была принята Конституция (имеется ввиду – 1993 года), источниками рассматриваемой нами отрасли признавались НПА, которые были изданы органами местной власти. Но в ст. 71 Конституции закреплено ведение гражданского законодательства исключительно за федерацией. Исходя из смысла названной выше статьи, ни субъекты РФ, ни муниципалитеты не наделены правом издания НПА в данной отрасли.

Помимо упоминавшихся в статье подзаконных актов, в систему данной отрасли также входят законы, призванные регулировать иные отношения, но входящие в предмет гражданского права. Например, широко известный всем Закон о защите прав потребителей, регулирующий отношения в сфере потребления товаров и услуг. Также можно привести здесь законы о залоге, об ипотеке, об обществах с ограниченной ответственностью, о несостоятельности (банкротстве) и др.

Пункты 3,4 и 7 ст. 3 ГК РФ указывают нам на содержание норм гражданского права в подзаконных актах, издаваемых различными органами, речь о которых уже шла выше. Но, несмотря на отсутствие иерархии в подзаконном нормотворчестве, самыми «высшими» по юридической силе можно, по нашему мнению, считать указы Президента, поскольку, как уже отмечалось, они могут быть приняты абсолютно по любому вопросу, при отсутствии в нем противоречий действующему законодательству, о чем указано прямо в статьях 80-90 Конституции РФ [10]. Однако в случае, если определенная группа отношений может быть урегулирована только законом, то указ не издается. Кроме того, указами Президента может отменяться постановление, изданное Правительством РФ, в случае его противоречия Конституции и иным законам.

Таким образом, основываясь на рассмотренном нами материале, мы пришли к выводу о сложности и многогранности системы законодательного регулирования гражданского права. Подтверждением этому является существующая система: законы – подзаконные акты, которые и были нами кратко исследованы в настоящей статье. Характерной особенностью, отличающей законодательное регулирование от подзаконного, является отсутствие иерархичности, так как каждый орган принимает свои собственные акты, согласно его компетенции (Президент, Правительство, министерства, ведомства, агентства и др.).

Источник

Урок 26. Источники права

Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех.

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон.

Юридическая сила – свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядкам оформления.

Форма права – внешняя форма выражения права.

Правовой обычай – исторически первая форма права.

Судебный прецедент – судебное решение по конкретному юридическому делу.

Нормативно — правовой акт – это выраженный в письменной форме официальный документ, принятый компетентными государственными органами и содержащий нормы права.

Естественное права – это прирожденные и неотчуждаемые права человека, которые официально признаны государством и закреплены в его Конституции.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. – С. 207-217.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Источником права является объективная реальность. Его начало заложено в человеческой жизни. Когда право приобретает юридическую силу, у него должна быть доступная форма выражения. Формой права называют внешнюю форму выражения права. Источники права – это официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права, обязательные для всех. За все время существования права, было произведено много разных форм его закрепления. Группа основных источников права состоит из следующих элементов: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт и естественные права. Правовой обычай – это первая форма права в истории. Правовой обычай широко использовался в эпоху феодализма, а возник он в глубокой древности. Его можно считать обычаем, санкционированным государством.

Судебный прецедент еще принято называть юридическим прецедентом. Иными словами – это право судей или судебное право. В данном случае прецедент является судебным решением по определенному юридическому делу. В таких странах как Англия, США, Канада, Австралия судебный прецедент является одним из важных источников права.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, выраженный в письменной форме, который принимается компетентными государственными органами. Естественные права – это врождённые и права человека, официально признанные государством и закрепленные в Конституции РФ. Сферы общественной жизни, можно назвать предметами ведения, находящиеся в распоряжении одной или другой власти. Нормативные акты делятся на 2 вида: законы и подзаконные акты. Основой такой классификации послужила юридическая сила нормативного акта. Юридическая сила – свойство официального документа, придаваемое ему издавшим его органам и порядкам оформления.

Нормативно-правовые акты издаются органами местного самоуправления в форме решений. Закон – это нормативно – правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей юридической силой. Все законы РФ по своей компетенции подразделяются на федеральные законы ( действия идут на всей территории страны) и законы субъектов РФ (масштаб их действия – только территория субъекта Федерации). Так же по значимости законы принято разделять на четыре группы: 1) На самой вершине находится Конституция РФ. Это основной закон государства; 2) На ступеньку ниже располагаются федеральные конституционные законы. Они регулируют вопросы, относящиеся к правовым основам государства; 3) В третью группу входят текущие федеральные законы. Они регулируют всю массу остальных важнейших сторон общественных отношений. 4) Законы субъектов Федерации.

Читайте также:  Внешняя политика России в 19 веке кратко

Подзаконный акт – правовой акт органа власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон. Подзаконные акты исходят не от законодательной власти. Их принимают органы исполнительной власти.

Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ. Правительство РФ, а так же правительство субъектов Федерации, издают нормативные акты в форме постановлений. Министерства, федеральные службы, агентства и другие центральные ведомства издают инструкции и постановления. Все остальные законы и подзаконные акты должны приниматься и издаваться только в соответствии с Основным законом, они не могут ему противоречить.

Источник

Санкционированное правотворчество

Правотворчество различают в зависимости от субъектов, наделенных правотворческой компетенцией. Так, существует непосредственное правотворчество народа, осуществляемое им в процессе референдума, а также правотворчество государственных органов всех трех ветвей власти. По способу придания юридической силы нормативному акту может быть непосредственное правотворчество самого государственного органа, делегированное правотворчество, когда государственный орган часть своих правотворческих функций делегирует другому государственному органу, наконец, санкционированное правотворчество, при котором государственный орган утверждает нормы, принятые негосударственными организациями, в частности в процессе регистрации уставов общественных организаций. Правотворчество разделяют также в зависимости от юридической силы нормативного акта, появляющегося в его результате, так законотворчество – правотворчество высшего представительного органа власти создающего законы, подзаконное правотворчество – специальная деятельность всех других органов власти в результате чего появляются подзаконные нормативные правовые акты.

В Российской Федерации, учитывая субъектный состав органов правотворчества, выделяют три вида правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общественных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).

Санкционированное правотворчество — это правотворчество, при котором государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы — корпоративные, моральные, религиозные, традиционные, придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.

Санкционированное правотворчество — это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей министерств, ведомств, организаций, учреждений, предприятий), результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Санкционированное правотворчество — государственные органы делегируют негосударственным организациям право нормативного регулирования какого-либо вопроса либо одобряют различного рода социальные нормы (корпоративные, моральные, религиозные, традиционные), придавая им общеобязательный характер и юридическую силу.

Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т.д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.

Санкционированное правотворчество можно определить как получившую государственное одобрение или согласие деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, организаций и т.д.) и других негосударственных субъектов, направленную на разработку, издание, отмену и совершенствование правовых норм.

Посредством данного вида правотворчества государство дает негосударственным организациям, объединениям и движениям возможность участвовать в нормотворческой деятельности и проявлять гражданскую инициативу.

Субъектами санкционированного правотворчества могут выступать различные негосударственные структуры: органы местного самоуправления, коммерческие, акционерные, производственные организации и товарищества, профессиональные и политические организации (к примеру, профсоюзы), а также должностные лица предприятий, учреждений, министерств и ведомств.

Результатом такой правотворческой деятельности становятся подзаконные нормативные акты и предписания, которые приобретают общеобязательный характер и юридическую силу после их утверждения (санкционирования) уполномоченным государственным органом.

Следует учитывать, что санкционирование может осуществляться как до принятия правового акта – путем одобрения будущего правового акта, так и после принятия такого акта посредством дачи согласия на его применение.

В современных условиях роль санкционированного правотворчества крайне важна, так как именно оно в большей степени ориентировано на непосредственное отражение потребностей общественной жизни, нежели государственное правотворчество.

Оно представляет собой гибкую и социально-чувствительную систему, способную быстро реагировать на изменения социальной жизни. Это позволяет ускорить процесс принятия управленческих решений, даёт возможность учитывать своеобразие на местах, способствует развитию демократии в обществе.

Важно отметить, что санкционированное правотворчество выступает неотъемлемым атрибутом гражданского общества, так как способствует установлению партнерских отношений между властью и институтами гражданского общества, усилению их взаимной поддержки и согласованной деятельности.

Участие различных общественных организаций и объединений в изменении и улучшении законодательства, а также в разработке новых проектов законов способствует укреплению доверия общества к власти.

Получая таким образом информацию о состоянии общественного мнения, государство может и должно учитывать ее при определении государственной политики и, прежде всего, при введении новых правовых предписаний.

От санкционированного правотворчества следует отличать делегированное правотворчество. Несмотря на то, что эти понятия во многом сходны и в юридической литературе часто рассматриваются как равнозначные, можно выделить ряд особенностей, присущих именно делегированному правотворчеству.

Прежде всего, следует сказать, что делегированное правотворчество – более широкое понятие, а санкционирование представляет собой одну из разновидностей делегирования.

В целом под делегированным правотворчеством следует понимать деятельность государственных органов и/или должностных лиц, а также отдельных

негосударственных организаций, связанную с принятием нормативных правовых актов на основании поручения (делегирования) иного органа или должностного лица.

Источник